КРАСНАЯ ПЛЕСЕНЬ - "Пробивные Хиты"


(р) Zrec.ru Records, 2022

Секрет сумасшедшего успеха некоторых групп становится очевиден уже после прослушивания сборника лучших хитов, а гениальность других по-настоящему осознаешь, лишь тщательно изучив всю дискографию. За что любят самые гениальные группы, в принципе, понимаешь и по избранным хитам, но, освоив дискографию, чувствуешь, что этого мало и зарываешься в концертные бутлеги, пиратские подборки набросков, сольные проекты и т. п. В случае с КРАСНОЙ ПЛЕСЕНЬЮ данный закон не работает. Перед нами просто клинический случай музыкальной графомании, ошибочно многими принимаемой за концептуализм. Вот уже более тридцати лет певец, гитарист и автор значительной части песен Павел Яцына с немаленькой помощью многочисленных друзей записывает свои музыкальные альбомы и радиоспектакли - иногда по три-четыре штуки в год, выбрасывает их на рынок, и, что удивительно, находит своих поклонников, несмотря на полное отсутствие рекламы в прессе и невозможность (по понятным причинам) появления в FM-эфире. Производство у него безотходное - так, что о каких-то недооцененных шедеврах, завалявшихся в столе, речи быть не может. Да и каких-то эпохальных хитов, выделяющихся из общего - пестрого, как обложки всех "заплесневелых" альбомов и DVD - потока припомнить невозможно. Почему одна плоская скабрезная шутка лучше другой, наверное, можно определить только с помощью какой-то специальной медицинской экспертизы, но никак не с точки зрения искусствоведения. Почему нынешние альбомы КРАСНОЙ ПЛЕСЕНИ лучше ранних, сделанных на коленке в домашних условиях, еще как-то объяснить можно - сегодняшним графоманам из глубинки доступны такие технические средства, о которых в 90-х не смели мечтать и мировые звезды на Западе. Тем удивительнее, что музыкантов данного коллектива ничему не научил ни жизненный опыт, ни обязывающая ко многому слава, ни качественная аппаратура.

Предприимчивости Павлу, впрочем, не занимать. Кажется, только он один додумался сделать своим пиар-менеджером самого российского президента! Может быть, помните, как в самом начале сего года в одной из своих речей Владимир Владимирович вместо любимого философа Ильина или не менее любимого мультика про Маугли вдруг процитировал, обращаясь к одному из европейских коллег: "Нравится - не нравится, спи, моя красавица!" По какому поводу - все сразу забыли, но зато кинулись обсуждать в сетях странное изменение во вкусах обитателей Кремля, еще совсем недавно обожавших ЛЮБЭ. За вольность анонимных спичрайтеров даже Пескову оправдываться пришлось, причем вышло это у него крайне неубедительно. И единственный, кто сумел извлечь из истории реальную выгоду - это Яцына, очень вовремя подоспевший со своей хитовой подборкой, где главным треком, конечно же, выступает "Красавица", а все остальное приклеено к ней наспех, лишь бы было чем свободное место занять.

Среди попавших в альбом песен разных лет есть, безусловно, несколько более или менее ярких образцов пародийного творчества. Скажем, в "Пьяненьких Девочках" очень точно сымитирован стиль группы РУКИ ВВЕРХ - от примитивного электронного саунда до вокала Сергея Жукова со всеми его речевыми особенностями. Однако нехитрое это дело - пародировать исполнителя, который сам по себе является пародией сразу на все модные музыкальные тенденции 90-х. Это все равно, что в фильме про алкоголиков снимать настоящих алкоголиков: для поучительного сатирического сюжета под лозунгом "Не будь таким!", может, и сойдет, а вот новая "Ирония судьбы" ни за что не получится.

Два других примера из той же серии - якобы изящные фантазии на темы скользких матерных рифм в песне "У Ресторана в Ленинграде" или страшилка "Шел Трамвай Десятый Номер"... Все эти шутки, взятые из современного народного устного творчества, были устаревшими и надоевшими уже в тот момент, когда их клали на музыку. Сейчас ими, наверное, даже третьеклассника не рассмешишь. В 90-х, возможно, решение спеть школьные садистские стишки и казалось кому-то очень смелым, но слушать подобные песни больше одного раза совершенно не хочется - как и любой другой анекдот, к тому же еще и невнятно рассказанный. Интересно, что, скажем, Александра Лаэртского, влияние которого на некоторые вещи КРАСНОЙ ПЛЕСЕНИ более чем очевидно, почему-то можно переслушивать сколько угодно раз - может быть, оттого, что у него не было мата ради мата и ржачки ради ржачки, а вот философских притч, переведенных на грубый разговорный язык, но не утративших своей мудрости - хоть отбавляй?

Тем не менее, группа изо всех сил стремится остаться актуальной даже для нашего времени, когда совсем не до смеха. Только такими конъюнктурными соображениями можно объяснить обилие в альбоме треков с милитаристской тематикой. Качество юмора в них тоже не выше общеизвестных афоризмов типа приказа "копать от забора до обеда", а кое-где ниже плинтуса из любой обшарпанной провинциальной казармы. В бодрой, почти маршевой песенке "От Окраин До Кремля", якобы пародирующей ура-патриотическую версию русской истории, на самом деле именно эта приятная высокопоставленным лицам шапкозакидательская военная история в виде краткого курса и преподается. В "Вечном Бое", тоже вроде бы глумящемся над героическим пафосом "металлистов", герой ведет борьбу с комарами в ущерб собственному здоровью - и чем больше абсурда нагнетается, тем скучнее делается слушателю. В "Письмеце от Внука", казалось бы, такой удачный повод подворачивается высмеять царящие в рядах вооруженных сил порядки - а нам впаривают какой-то бессмысленный поток сальностей, не имеющих ничего общего ни с настоящими армейскими проблемами, ни с остроумием. Ну, а песня "Буча Мамба"... слава богу, хоть она не о том, о чем вы сейчас подумали, а о наркотических глюках, посетивших КРАСНУЮ ПЛЕСЕНЬ задолго до того, как Россию и Украину разделила линия фронта.

В одном из представленных на альбоме хитов ребята весело и драйвово поздравляют всех нас, бля, с 23-м февраля. Они еще не в курсе, что после 23-го должно наступить 24-е, делающее безнадежно архаичным многое из того, над чем мы еще совсем недавно могли смеяться, чем жили, что читали, что слушали, что думали. И музыка группы КРАСНАЯ ПЛЕСЕНЬ, как бы профессионально она ни была сделана, в нынешнем контексте совершенно несовременна, неуместна и вообще непонятно о чем. Так что послушайте этот альбом для общего развития - и забудьте поскорее! Ну, а Яцыне, музыканту с украинскими корнями, хочется пожелать скорейшего возвращения в реальный мир из мира нездоровых подростковых грез. Когда-то Первая чеченская война отрезвила и заставила скоропостижно повзрослеть его коллегу Юрия Хоя, который своим пронзительным дембельским гимном "Домой!" отмолил как минимум 70 процентов совершенных за всю жизнь грехов. Возможна ли подобная эволюция и с лидером КРАСНОЙ ПЛЕСЕНИ, верится с трудом. Но не будем лишать себя последней надежды на перевоспитание даже самых отпетых хулиганов!

Слушать альбом

Автор: Олег Гальченко
опубликовано 22 июля 2022, 21:22
Публикуемые материалы принадлежат их авторам.
К этой статье еще нет комментариев | Оставьте свой отзыв

Другие рецензии
   
  Rambler's Top100
 
Copyright © 2002-2022, "Наш Неформат"
Основатель
Дизайн © 2003 (HomeЧатник)
Разработка сайта sarov.net
0.02 / 5 / 0.001