ГАРИН И ГИПЕРБОЛОИДЫ - "Экстрада"


(р)Trail Records, 2021 (CD)
(р) Imagine Club, 2022 (2LP)


Вот уж кого не упрекнешь в желании поспекулировать на ностальгии по 80-м и на легендарном наследии Виктора Цоя, так это Алексея Рыбина! Хотя он, как никто другой, имеет на это право, и, в принципе, как никто другой, вспоминает о своем "киношном" прошлом при каждом удобном случае и в музыкальной, и в писательской деятельности. Все-таки Алексей - один из создателей акустического дуэта ГАРИН И ГИПЕРБОЛОИДЫ, со временем превратившегося при его же активном участии в КИНО. Впрочем, название ГАРИН И ГИПЕРБОЛОИДЫ до сих пор если и появлялось на обложке официальных релизов, то это были переиздания архивных записей самых ранних цоевских квартирников, слушать которые невероятно скучно ввиду полного отсутствия каких-то намеков на гениальность. На подобной продукции не поспекулируешь при всем желании!

И воссозданная в 2019 году группа с тем же названием ничем не напоминает ни "классическое" КИНО, ни те беспомощные панковские опусы, которые имели место чуть раньше. Рыбин в свой старый-новый проект вложил почти весь опыт, приобретенный уже в позднейшие годы. Это в первую очередь отзвук замечательного коллектива ОАЗИС Ю, недооцененного и затерявшегося на фоне глухого рок-н-ролльного безвременья. В чуть меньшей степени - записавшей альбом "Асфальт" группы NO MORE FUCKING JASS, и лишь в очень небольшой степени - лучших ленинградских рок-клубовских групп, которые и мечтать не могли о сегодняшнем техническом уровне звукоизвлечения. Вообще, ГАРИН И ГИПЕРБОЛОИДЫ в нынешнем виде - самая настоящая супергруппа, у каждого участника которой за спиной такая биография, что достаточно упомянуть пару-тройку названий - и уже особых комментариев не требуется. Басист Наиль Кадыров, скажем, был весьма заметной фигурой и в подзабытой, но когда-то казавшейся весьма перспективной ПОЧТЕ, и в ЗООПАРКЕ, и в РАЗНЫХ ЛЮДЯХ. Гитарист и певец Алексей Смирнов хорошо известен как лидер группы КАФЕ, а барабанщик Дмитрий Горелов вписан в историю благодаря участию в НОЧНЫХ СНАЙПЕРАХ и ДДТ. Плюс к тому все они периодически пересекались то в ОАЗИСЕ Ю, то в числе аккомпаниаторов Федора Чистякова, то еще где-то, а потому прекрасно знают возможности и музыкальные пристрастия друг друга. Совместное творчество для них - родная стихия, что заметно и по стилю группы, органично сочетающему элементы блюза и панка, харда и фолка.

ГАРИН И ГИПЕРБОЛОИДЫ - группа современная во всех отношениях. Даже когда она берется за песни, написанные сорок лет назад, восприниматься материал начинает как очень свежий, чуть ли не сымпровизированный только что. Примером тому может послужить баллада Рыбина "Звери", впервые официально вышедшая на дебютном альбоме ОАЗИСА Ю "Воспитание Детей Красотой Подводной Жизни" (1994). До этого она существовала только на записях совместных с Цоем квартирников и совершенно терялась на фоне уже тогда существовавших "Восьмиклассницы" и "Алюминиевых Огурцов". Только Троицкому в ней слышался гимн питерских панков, о чем даже упоминалось в книге "Back in USSR". Теперь песня наконец-то получила свое идеальное воплощение в звуке - с одной стороны, ее можно принять за застольную, с другой же, вслушавшись в текст, улавливаешь горечь, начинаешь чувствовать нерв. И заражаешься бунтарским духом, еще не умершим в рок-ветеранах, еще не уступившим до конца место усталости и смирению.

Совсем не по-цоевски спеты сотни раз всеми слышанные в оригинале "Бездельник" и "Когда-то Ты Был Битником" - но зато зло и задиристо. Даже если бы там не присутствовала хищно рычащая и превращающая все в некое подобие гранджа гитара, настроение осталось бы тем же: старые хулиганы вышли погулять и нагло прикалываются над скучными обывателями, спешащими по своим мелочным жлобским делам. До большого дебоша не доходит - в глубине-то души лирический герой миролюбив и раним, что тоже очень хорошо слышно. Но сколько в этом всем внутренней свободы, которую невозможно сымитировать! Есть она и в песне "Просто Хочешь Ты Знать", стилизованной под биг-бит так, что на слух и не отличишь от сольного Максима Леонидова, и даже в "Генерале" - невероятно заунывной вещи, с которой что ни делай, все равно не улучшишь. Мода на музыкальные стили приходит и уходит, а Цой живее всех живых и сам решает, в каком обличии к нам являться!

Как, кстати, и Майк Науменко, чьи сочинения тоже попали в альбом. Конечно же, ЗООПАРК никогда бы не сыграл "Если Будет Дождь" в том виде, в котором нам предложил Рыбин - просто потому что в группе не водилось музыкантов подобного класса, по крайней мере, в первой половине 80-х, а интеллигентный Майк никогда не давал волю животной страсти даже тогда, когда косил под панка. Разве что легкие намеки на фрейдистский подтекст себе позволял. Однако Майк вполне мог бы порадоваться тому, что почитатели его творчества дожили до времен, когда многие вещи не стыдно называть своими именами - как радовался он первым успехам бит-квартета СЕКРЕТ, игравшего в телепередаче "Утренняя почта" "Буги-Вуги Каждый День" и "Мажорный Рок-н-Ролл" под видом собственного авторского материала.

Собственно говоря, и Рыбину громкие цитаты из чужого творчества, кажется, понадобились для доказательства того, что он сам как автор все делает правильно, и если это не в состоянии оценить слушатель, проблема именно в слушателе. Однако любые попытки что-либо доказывать излишни - все и без них очевидно. Стоит только включить циничную частушку "Я - Плохой" - и сразу погружаешься в атмосферу той радикальной тусовки, из которой вышли и АВТОМАТИЧЕСКИЕ УДОВЛЕТВОРИТЕЛИ, и ОТДЕЛ САМОИСКОРЕНЕНИЯ, и НАРОДНОЕ ОПОЛЧЕНИЕ, и много-много чего еще столь же забавного и не обязательно музыкального. Вернее, Рыба с Цоем вышли и научились играть музыку, а компания Свина осталась пожизненно в своей детсадовской песочнице. Жаль только, что интеллектуальный уровень среднестатистического советского фана совпадал, скорее, с уровнем Свина, а до понимания рыбинских сочинений мы доросли только сейчас. До понимания Рыбы образца, скорее, начала 90-х. А нынешний - судя по романтическому реггейному "Солнцу Над Городом" и трогательно-нежной балладе "Ветер" - снова смотрит на нас откуда-то сверху, аки петербургский ангел со шпиля. Ну никак за ним не угнаться! Остается только завидовать его вечной молодости...

Слушать альбом

Автор: Олег Гальченко
опубликовано 21 июня 2022, 19:54
Публикуемые материалы принадлежат их авторам.
К этой статье еще нет комментариев | Оставьте свой отзыв

Другие рецензии
   
  Rambler's Top100
 
Copyright © 2002-2022, "Наш Неформат"
Основатель
Дизайн © 2003 (HomeЧатник)
Разработка сайта sarov.net
0.04 / 5 / 0.003