TEQUILAJAZZZ - "Камни"


(р) Zapal Records, 2021

Все-таки голос лидера группы Евгения Федорова заметно постарел, на что обращаешь внимание, слушая его в наушниках. В нем стало угадываться множество ноток усталости, пусть и тщательно скрываемых под маской непроницаемой невозмутимости. Вот почему замеченные в рецензиях разных авторов аналогии с альбомом "Вирус" (1997) никуда не годятся. Попробовала бы TEQUILAJAZZZ с подобным материалом выйти на сцену клуба "TaMtAm", ставшего колыбелью всей питерской "альтернативы", ребята бы прожили весьма недолго. Прелесть раннего творчества группы состояла в примитивности - варварской, животной, дикой. Ведь весь рок-мейнстрим в начале 90-х уютно разместился в выстроенном им же теремке, сидел там и кропал мемуары о том, как героически боролся с советской властью. А тут из леса выскакивает какое-то невиданное чудо-юдо, да как гаркнет: "Я - абориген!!!!", да как грохнет чем-то тяжелым по крыше - тут теремок на мелкие щепочки и рассыпался. Потом Федоров начал понимать, что как ни играй в пиратов, латиноамериканских террористов и прочих розенбумов, все равно на твоем лице будет написано, что ты - питерский интеллигент, знающий дорогу к Эрмитажу. Евгений смирился с этой участью, научился жить с ней и стал писать музыку не столь шумную и местами даже вполне радиоформатную, но по-прежнему честную. С альбома "Целлулоид" (1998) началась новая TEQUILAJAZZZ и продолжается поныне, несмотря на все смены составов, распады и воскрешения. (Сольный проект Федорова ZORGE и безумно скучный OPTIMYSTICA ORCHESTRA, кажется, были созданы лишь для того, чтобы доказать, что и джаз без текилы - деньги на ветер, и текила без джаза - полное безобразие!) Группа уже не будит в душе слушателя агрессию или отчаяние, а, скорее, призывает нас немножко помедитировать, пофилософствовать и трезво оценить мир, в котором нас когда-то угораздило родиться.

На мечтательный лад слушателя настраивает уже первая композиция "В Темную Воду. Intro", аранжированная под электронную неоромантику начала 80-х. Монотонные клавиши, ленивый, расслабленный ритм, хочешь - танцуй, хочешь - дремли на диване и смотри сны, в которых охота летать. В зыбком, мерцающем и дрожащем, как отражение в воде, параллельном пространстве, в которое мы попадаем, неуютно и даже тревожно. И все же ты плывешь по течению, особенно не сопротивляясь, пока тебя не захватывает в плен вероломная стихия в песне "Никого Не Останется". О каком ветре тут идет речь под нервную перебранку гитарных струн, понятно - о ветре времени, ветре истории, сметающем все живое на своем пути. Помнится, был когда-то такой роман "Недобрый ветер" американской писательницы Айрин Хант, описывавшей злоключения представителей социальных низов в период "великой депрессии". В России на долю каждого поколения таких "ветров" выпадает столько, что со счета собьешься. И как Федоров предлагает жить в столь непрочном мире? Нет, он не пугает нас, не утешает, не выдавливает из себя натужный оптимизм. Он просто показывает на своем примере, как можно спокойно и даже с едва заметной иронией смотреть в глаза правде, быть сильным и ничего не бояться.

Это даже не песня, а сеанс психотерапии, после которого действительно начинаешь чувствовать себя сильнее. И когда начинается "Вьюга" ("Вьюгина ты Дочь"), она уже не валит с ног и не обжигает холодом, более того - в ее тревожных перезвонах что-то слышится родное. Здесь Евгений, пожалуй, как никогда близок к своим панковским корням. К группе ОБЪЕКТ НАСМЕШЕК, в которой он хоть и не был лидером, но одним из главных участников, определявших общий стиль - точно. Ныне он не заигрывается в ретро - просто грамотно использует весь свой богатый профессиональный опыт, не переставая звучать современно и свежо. Разве что приоритеты немножко изменились - тридцать лет назад можно было смешно глумиться над комсомольскими вождями, а сегодня, как в песне "Сам с Собой", лирический герой все больше борется со своей непослушной совестью:

Сколько бы я ни пытался укрыться во сне,
этот состав, как известно, пылает в огне.
Сколько бы я ни пытался вступить в этот бой,
я убиваю себя же своей же рукой.


Так он проговаривается о том, что тщательно прятал за невозмутимо-однообразным вокалом и сюрреалистической поэзией - жестокие страсти, кипящие в глубине души. Да и в ней ли только? В ровных, гладких, почти танцевальных по ритму "Трех Китах" столько ощущения ненадежности нашей планеты, которая по-прежнему умеет двигать собой. И уж если вздумает показать свои способности, мало никому не покажется! А мы все нарываемся и нарываемся... И следующие два трека - "Не До Мечей" и "Отчаянно" - нагнетают эсхатологические ужасы, проверяя нашу нервную систему на прочность. Для чего? Скорее всего, для того, чтобы предпоследняя композиция "Wishlist" сняла нервное напряжение, а финальная - "В Траву. Outro" наконец-то дала возможность глотнуть свежего воздуха и почувствовать себя очистившимся от какой-то скверны, сбросившим с плеч тяжесть неприятных воспоминаний и вдруг вспомнить себя лежащим в детстве на летней траве под синим-синим небом, в центре гармонично устроенной Вселенной.

Несомненно, при создании новых песен Евгений Федоров удачно использовал свой композиторский опыт, полученный в театре и кино. Поэтому у него получился, скорее, не песенный цикл, а целая импрессионистская сюита, отдельные части которой не очень-то хорошо запоминаются, зато все вместе, выстроенные в правильном порядке, дадут вам пережить острейший катарсис и массу разнообразных эмоций. Группа TEQUILAJAZZZ виртуозно вырулила на дорогу, ведущую к большому искусству, и движется по ней так стремительно, что просто зависть берет. То, чем она порадовала в прошлом году своих поклонников, если и станет когда-нибудь модным - то в каком-нибудь неведомом далеком будущем. А актуальным будет всегда, в любые времена. Даже тогда, когда сама по себе форма концептуального альбома начисто уйдет из употребления.

Слушать альбом

Автор: Олег Гальченко
опубликовано 12 марта 2022, 21:17
Публикуемые материалы принадлежат их авторам.
К этой статье еще нет комментариев | Оставьте свой отзыв

Другие рецензии
   
  Rambler's Top100
 
Copyright © 2002-2024, "Наш Неформат"
Основатель
Дизайн © 2003 (HomeЧатник)
Разработка сайта sarov.net
0.05 / 5 / 0.003