"Мальчик Как Мальчик. Tribute to Oleg Garkusha"


(р) Mars Records, 2021

В 1980-х - 1990-х годах во всех без исключения публикациях об АУКЦЫОНЕ именно Гаркушу было принято представлять как единоличного лидера группы. Однако после того как плодовитый и неутомимый Леонид Фёдоров завалил нас своими многочисленными сольниками и совместными проектами, стало казаться, будто главным всегда был именно он. По крайней мере, именно благодаря тому, во что переродилось позднее фёдоровское творчество, и ранние групповые работы стали восприниматься чем-то большим, нежели просто стеб и клоунада. А кто такой Олег? Наверное, неплохой шоумен, особенно ярко раскрывавший свои таланты в период, когда хореографическую часть концертов ему приходилось делить с Владимиром Весёлкиным. Еще - остроумный поэт, наследник лучших обэриутских традиций, в своих интервью не забывавший жаловаться на то, что групповое творчество всегда не оставляло камня на камне от первоначальных идей текстов. Наконец, самый правдивый летописец жизни группы АУКЦЫОН, описавший все так, как было на самом деле в мемуарной книге "Мальчик как мальчик". Но представляет ли Гаркуша собой хоть что-то значительное сам по себе?

Тридцать групп и исполнителей из разных городов и стран доказали на деле, что не просто представляет, а по масштабу личности вполне сопоставим с Ильей Кормильцевым. Самое примечательное в данном сборнике состоит в том, что почти ничто здесь не напоминает об АУКЦЫОНЕ. Люди просто взяли понравившиеся им стихи и спели так, как умели, как привыкли петь всегда. Где-то, конечно, не обошлось и без определенной доли компромисса. Скажем, питерская группа THE ПАУКИ в период своего расцвета славилась вызывающе невнятной подачей текстов, качество коих, кстати, даже по панковским меркам никуда не годилась. Выбранное же для исполнения здесь произведение под названием "Теплое Море Ласкает Пятки" хоть и спето скрипучим роботоподобным голосом, но достаточно разборчиво, без агрессии и эпатажа, на удивление лирично. Да еще и с псевдофолковым проигрышем между куплетами.

И подобные метаморфозы происходят со многими участниками проекта. Прикасаясь к творчеству Гаркуши, панки добреют, хардрокеры делаются сентиментальными, электронщики - более человечными, а фольклористы - более близкими к языческим корням. И только сам Олег не подстраивается ни под кого, а просто дает каждому показать себя с лучшей стороны. Милый школярский инфантилизм ГАЗОНА, считающего, будто в этом мире все делается ради того, "чтобы было кайфово", суровая "летовщина" Дмитрия Гладина, болезненная лирика ДИКТОФОНА, убойное по степени абсурдности танго "Поступай Как Знаешь", слепленное группой ЛЯ МИНОРЪ из самых пошлых и убогих элементов классического шансона - что только ни обнаружишь в творчестве человека, кажется, уже успевшего написать стихи на все случаи жизни!

Единственные из участников проекта, кто все же решился сделать кавер на АУКЦЫОН - это известные своим радикализмом ЭЛЕКТРИЧЕСКИЕ ПАРТИЗАНЫ. Однако выбранная ими композиция "Бомбы", записанная в оригинале на альбоме "Как Я Стал Предателем" (1989), хоть и звучала на всех ранних концертах, никогда особенной популярностью не пользовалась. Тогда это была всего лишь сыроватая пародия на пропагандистские сюжеты советского телевидения об ужасах жизни в странах развитого капитализма. Сейчас же песня настолько актуализировалась, что превратилась в злую сатиру уже на нынешнюю Россию, погрузившуюся в болото конформизма и мракобесия. Не изменено ни слова, ни интонации, а слушаешь - и понять не можешь, то ли мы только сегодня доросли до понимания данного произведения, то ли так деградировали, что стали его героями.

Интересно, что налет ностальгии, присутствующий во многих трибъютах, в "Мальчике" напрочь отсутствует. Перед нами что угодно, но только не бронзовый прижизненный памятник, к пьедесталу которого толпа поклонников кладет букеты и венки. Скорее, это - научная лаборатория, которой руководит именитый профессор, позволяющий своим ученикам ставить самые безумные эксперименты, не боясь последствий. Да, результаты иных опытов оказываются ужасными, но кто-то другой что-то подправит, подкрутит, добавит новые идеи от себя - и даже неудача оборачивается открытием. Когда текст произносится нечетко, утопая в потоке монотонных электронных шумов - как у VERTINSKY BALZAM в "Иди Играй" - становится скучновато и непонятно, зачем ребятам понадобился Гаркуша, да и вообще знание русского языка, если на этом месте могло оказаться какое угодно мелодичное мычание. Зато в "Трех Бойцах" OST-ROV хоть и не все разборчиво - но это невнятность старинной граммофонной пластинки почти столетней давности, доносящей до нас звуки из другой, давно несуществующей эпохи, когда народная песня была действительно народной. И если унылое нытье ПРОЕКТА 3x3 при всех претензиях на оригинальность может вызвать только зевоту, то чистосердечное признание LEO SHENK &Co "Я Вру, Что Пишу Стихи", выдержанное в стиле тяжелого фолка, именно своей больно царапающей слух надрывностью запоминается очень надолго. Представить что-то подобное в авторском исполнении просто невозможно - слишком жестко, слишком прямолинейно. Чувство такое, будто старый, опытный клоун прилюдно срывает с себя маску вместе с кожей. Но была ли маска?

Главная метаморфоза, которая произошла с героем трибъюта за последние тридцать лет - это превращение из явления молодежной субкультуры в мастера большой культуры. Это случилось незаметно и не на пустом месте - вовремя нашлись хорошие учителя, указавшие правильную дорогу. Я уверен, по крайней мере, что не познакомься в свое время музыканты АУКЦЫОНА с Алексеем Хвостенко, так бы и пели до сих пор о том, что деньги - это бумага, и не было бы в их жизни ни поэзии самого Хвоста, ни Хлебникова, ни разного рода навороченных экспериментов в области фолка, джаза и авангарда. А так, заразившись духом "шестидесятнического" ленинградского андеграунда, они идут своей дорогой, расширяя представления о возможном и не оглядываясь ни на какую конъюнктуру.

А Гаркуша, приняв эстафету от Хвоста, теперь провоцирует уже следующее поколение на смелые, не всегда форматные художественные жесты. Никого вроде бы целенаправленно не учит, не воспитывает, но у каждого, кто попадает под его влияние, появляется шанс пересмотреть какие-то ориентиры в творчестве. В общем, был мальчик как мальчик - а стал примером для подражания у самой нестандартно мыслящей молодежи. Дай бог ему таких же достойных преемников!

Слушать альбом

Автор: Олег Гальченко
опубликовано 17 января 2022, 19:06
Публикуемые материалы принадлежат их авторам.
К этой статье еще нет комментариев | Оставьте свой отзыв

Другие рецензии
   
  Rambler's Top100
 
Copyright © 2002-2022, "Наш Неформат"
Основатель
Дизайн © 2003 (HomeЧатник)
Разработка сайта sarov.net
0.69 / 5 / 0.004