ТЕРРИТОРИЯ ТИШИНЫ - "Хромая Судьба"


(р) ТЕРРИТОРИЯ ТИШИНЫ, 2021

То, чем занимается екатеринбургская группа ТЕРРИТОРИЯ ТИШИНЫ, лет тридцать назад было бы названо "новой волной", а сейчас можно назвать просто "романтическим софт-роком", легко укладывающимся в рамки лучших традиций уральской рок-школы. Возможно, что когда-нибудь она даже займет в отечественных хит-парадах те почетные места, которые когда-то занимали СМЫСЛОВЫЕ ГАЛЛЮЦИНАЦИИ. Хотя никаких намеков на новоявленного "Вечно Молодого", "Гагарина" или чего-нибудь еще про растоптанную любовь-морковь здесь не проглядывает. Музыка группы, пожалуй, даже чересчур минималистична - иногда даже кажется, что в ней нет ничего, кроме ударных (Сергей Кашин) и баса (Сергей Смирнов), занимающих почти все звуковое пространство. На присутствие клавишных Анны Шешуковой и гитары Антона Стравинского обращаешь внимание далеко не сразу, да и то лишь затем, чтобы отметить невыразительность их партий. Ну, казалось бы, кто им мешает добавить хоть чуть-чуть жесткости, или же, напротив, попсовой танцевальности? Общее ощущение вопиющей бедности аранжировок подчеркивает легендарный экс-саксофрнист НАУТИЛУСА ПОМПИЛИУСА Алексей Могилевский, поучаствовавший в записи одного из треков. Да такого звездного гостя надо было скрутить, запереть в студии и заставить дудеть до тех пор, пока у группы не закончатся все запасы песен для будущих альбомов! И как ребята не догадались?

Видимо, эпоха, в которой главенствует рэп, диктует свои законы даже тем, кто может не только читать стихи под однообразный бит, но и петь. В конце концов, излишнее украшательство не отвлекает слушателя от хороших текстов, произносимых Стравинским - автором всех песен и вокалистом по совместительству. Голос у него негромкий - вполне подходящий и для занятия бардовской песней, и для художественной мелодекламации. Но рассказать он может очень многое.

В песне "Вечность" Антон изящно обыгрывает традиционный для всех романтиков мотив - невыносимость проживания в городской среде, в центре большого мегаполиса. Здесь вы не услышите лицемерных жалоб на то, как нашему герою надоело пользоваться всеми благами цивилизации - от канализации до Интернета - и призывов поскорее всем переселиться в лес. Есть только ироничное удивление - мол, ради чего мы все здесь собрались, и что я тут делаю сам? И - ни капли агрессии, ибо он зовет не разрушать, а заполнить пустоты своим душевным теплом, своим пониманием смысла жизни. В "Грозе" он предстает этаким новоявленным горьковским буревестником - сперва вроде бы обзывает разгул стихии "бедой", но быстро перестает скрывать свои истинные чувства и в рефрене даже пытается шаманить, призывая грозу придти поскорее и показать всю свою мощь. Правда, настоящим колдовством здесь и не пахнет, скорее, это похоже на детскую игру. Все же шаманы любят транс и экстаз, без которых с параллельными мирами не связаться, а перед нами, кажется - человек, олицетворяющий душевное здоровье и хладнокровие. Даже военная песня "Живой", где из кого бы угодно поперла бы пафосная расторгуевщина или слезливая приблатненность, оказывается нашептанной так, что ты не о Родине думаешь, не о верности солдатскому долгу, а о хрупкости человеческой жизни. Точно так же сдержанно в "Пешках" лирический герой переживает оттого, что чувствует себя шахматной фигурой, судьбой которой распоряжается непонятно кто, в "Огнях" радуется, что мы не одиноки во Вселенной, а в "Маяках" пытается выискивать в беспросветной тьме поводы для оптимизма. Единственное, что задает какую-то эмоциональную окраску каждому произведению - так это ритм ударных. В одних песнях - быстрый, нервный, в других - расслабленный, как будто на самом деле Стравинский поет под аккомпанемент детектора лжи.

Можно ли представить большую степень откровенности в творчестве? Наверное, можно - но непросто. И лучшая из песен альбома - это заглавная. Была у нас уже в конце прошлого века одна неплохая группа, вдохновлявшаяся Стругацкими, бравшая названия для своих альбомов из их романов, в том числе и "Хромую Судьбу" как-то раз в свою дискографию вставившая. Однако то вдохновение, в сочетании с социальными переменами, переживаемыми страной, легко перерождалось в депрессию. Стравинскому же все мрачные пророчества знаменитых фантастов нужны лишь для того, чтобы утвердить собственную веру в лучшее, в то, что если и осталось в мире что-то святое, то оно в детях.

Зная буйный нрав современных рок-фанов, как-то с трудом представляю подобный материал в концертном исполнении. Не бывает такой тишины на рок-концертах, когда даже лишний раз вздохнуть страшно - вдруг какое-то важное слово пропустишь. А танцевать под ТЕРРИТОРИЮ ТИШИНЫ вряд ли смогли бы даже очень ленивые и сильно заторможенные субъекты. Зато слушать данный и предыдущие три альбома группы в машине вполне можно - точно ни во что не врежешься, никого не задавишь, никого не подрежешь. И для пеших прогулок романтиков, заткнувших уши наушниками от плееров, такой аккомпанемент в самый раз. То есть адресная аудитория у песен Антона Стравинского, с одной стороны, достаточно широка, а с другой - настолько специфична, что собирать ее приходится по крупицам по всему свету. Но она есть и наверняка с благодарностью примет посылаемые ей сигналы: мол, вы не одиноки, о вас тоже где-то кто-то думает!..

Слушать альбом

Автор: Олег Гальченко
опубликовано 04 октября 2021, 22:02
Публикуемые материалы принадлежат их авторам.
К этой статье еще нет комментариев | Оставьте свой отзыв

Другие рецензии
   
  Rambler's Top100
 
Copyright © 2002-2021, "Наш Неформат"
Основатель
Дизайн © 2003 (HomeЧатник)
Разработка сайта sarov.net
0.04 / 5 / 0.003