ЗВЕРИ - "Очень" (ЕР)


(с) ЗВЕРИ, 2021

Помнится, в 1989-м Валерий Леонтьев наотрез отказался играть в кино Иисуса, понимая, что после этого уже нельзя будет скакать по сцене в одних трусах, изображая Казанову. А вот полузабытая звезда рокапопса Рома Зверь сыграл в кино Майка Науменко, и это почти никак не отразилось на его творчестве в дальнейшем. Каким был, таким примерно и остался.

Вообще-то Рома - персонаж если не трагический, то трагикомический точно. Неглупый и тем более далеко не бездарный парень ввязался в большой шоу-бизнес и сделал невозможное - стал одним из символов гламурных нулевых. Правда, для того, чтобы угодить формату "Нашего Радио", "Русского Радио", "МузТВ" и "MTV" одновременно, надо было лепить из своей группы то ли МУМИЙ ТРОЛЛЬ для бедных, то ли OASIS для самых маленьких. Он всегда пел так себе, сочинял очень средние песенки, не замечал, что его демократизм граничит с популизмом, и для серьезного слушателя представлял интерес лишь в одном - в том, что вряд ли замечали типичные фаны ЗВЕРЕЙ. С точки зрения стиля каждый хит Ромы делался очень тонко - в одних вещах звучали элементы советских шлягеров 70-х годов, в других - бритпопа или гранджа, в третьих - даже французского шансона. И еще ЗВЕРИ всегда очень честно, по-рокерски выкладывались на концертах (найдите и послушайте запись выступления на "подпольном" "Нашествии-2003" - сразу поймете, кто они на самом деле!). Может быть потому и "Дожди-Пистолеты", и "Районы-Кварталы", и "Напитки Покрепче" хотя и быстро надоели в пору, когда звучали в эфире постоянно, но сейчас уже кажутся далеко не худшими страницами нашей музыкальной истории. Плюс к тому около десятка любопытно исполненных с технической точки зрения композиций, не попавших в эфир, но наверняка оставшихся в памяти тех, кто нашел в себе силы прослушать ранние альбомы группы.

Удивило ли чем-нибудь новое "зверское" творчество, увековеченное в мини-альбоме "Очень"? Нельзя сказать, будто уж очень, но удивило. Пять откровенно некоммерческих композиций совершенно не похожи на "классическую" группу ЗВЕРИ. Скорее это опыт молодой, безвестной, но достаточно профессиональной команды, фанатично любящей группу ЗВЕРИ, безумно желающей все сделать точно так же и повторить успех, но каких-то важных творческих секретов пока не разгадавшей. Мы видим много-много холодного расчета, много-много гениально использованных фишек и ни капли обаяния наглых провинциалов, умевших даже свои ошибки преподнести как великолепные творческие находки. Потенциальных хитов не слышно вообще, как, впрочем, и каких-то претензий на новую эстетику, новый стиль, новый взгляд на музыку.

Первый трек "Очень" имеет мало общего с музыкой. Скорее это сеанс массового гипноза с элементами нейролингвистического программирования. Рома просто призывно нашептывает в микрофон под случайно подобранный аккомпанемент:

Девочки любят плясать и смеяться.
Мальчики любят на это смотреть.
Будут девчонки в мальчишек влюбляться.
Будут ребята для девочек петь.

Очень, очень, очень
Веселые песни.
Очень, очень, очень
Смешные рассказы.
Эти, эти ночи.
Там все интересно.
Впрочем, время покажет.


На этом месте у представителей ужасной половины человечества должны сжаться кулаки в бессильной ярости. Маньяк-сердцеед снова вышел на охоту, и пока не уведет за собой всех девчонок, не успокоится. Сгинь, нечистый!

"Город" - лиричная, хотя и не лишенная некоторой нервозности зарисовка из жизни некоего населенного пункта, очень дорогого сердцу лидера группы, но покинутого когда-то в далекой юности. Видимо, речь идет о Таганроге, в котором все начиналось. Никакой сентиментальности, с которой принято петь о прекрасной "малой родине", никаких намеков на стремление когда-нибудь вернуться в родное гнездо. Только легкий налет нежности в голосе и любопытство, как они все там живут сейчас. Стильная работа, от которой, впрочем, после нескольких десятков прослушиваний все равно остается только монотонная, ленивая долбежка по клавишам в проигрышах. И каждая нота - как кирпич в стене, отделяющей нынешний день от вчерашнего.

"Поздно" - тяжелый, депрессивный номер, похожий на плохо продуманный экспромт. Положенное в основу лирическое стихотворение чисто ритмически невозможно приспособить ни к блюзу, ни к медленной рок-балладе в кобейновском духе. Получается психоделический романс под надоедливый гитарный запил, длящийся неимоверно долго. Доведите Олега Погудина до истерики - и услышите примерно то же самое.

"Диагонали" - почти спокойный, почти мелодичный номер, построенный на контрасте убаюкивающих клавишных с выбивающейся в рефрене на первый план жесткой гитарой. И все бы ничего, если бы не текст, не запоминающийся ни единой, пусть даже чересчур корявенькой строчкой. Мило, но гладко до банальности.

И, наконец, "Просто" - мрачный блюз, дающий надежду на то, что прикосновение к образу лидера группы ЗООПАРК все-таки не прошло безнаказанным. Нет, заразиться гениальностью от тени гения воздушно-капельным путем вряд ли возможно. Однако что-то с Ромой все-таки случилось, раз он тех же самых девочек, которых озорно поддразнивал в первой песне, вдруг начинает учить жизни, выдавая глубокомысленные сентенции типа "Мы убиваем время, время убьет нас". И, как ни наивны его философствования, а тем более почти бальмонтовские призывы быть как солнце, здесь между строчек читается целая судьба. А еще прозрачный намек всем нам, что при желании он может играть и более умную музыку, уходящую корнями к самым истокам рока.

Вы спрашиваете, почему же он ее не играет? А потому, что не обязан потакать нашим вкусам и стараться понравиться эстетам. В этом Рома Зверь - действительно дальний родственник Майка Науменко. ЗООПАРК же в эпоху царствования электронной "новой волны" играл старомодный блюз-рок в духе Чака Берри, вызывая насмешки со стороны любителей всего остросоциального и экстремального. Однако именно его глубоко человечная музыка пережила и самого Майка, и Советский Союз, и ленинградский рок-клуб, а большинство куда более модных персонажей из 80-х сейчас уже мало кому интересны.

В конце концов, все деньги, которые можно было заработать, заработаны, школьницы из нулевых, когда-то тащившиеся от ЗВЕРЕЙ, уже вместе со своими дочерьми-школьницами слушают Моргенштерна, и снова наступать на горло собственной песне, вписываясь в современный шоу-бизнес - значит, себя не уважать. Лучше пожить наконец-то для себя и поиграть что-нибудь для души. А насколько это современно, насколько продаваемо - не так уж важно. Уж если "уходить красиво" - то с музыкой!

Слушать альбом

Автор: Олег Гальченко
опубликовано 09 августа 2021, 18:57
Публикуемые материалы принадлежат их авторам.
К этой статье еще нет комментариев | Оставьте свой отзыв

Другие рецензии
   
  Rambler's Top100
 
Copyright © 2002-2021, "Наш Неформат"
Основатель
Дизайн © 2003 (HomeЧатник)
Разработка сайта sarov.net
0.03 / 5 / 0.001