НОГУ СВЕЛО! - "Хочу Бодаться!"


(с) NOGU SVELO LLC, 2020
(p) Max Incubator, 2020


Пока я собирался написать об этом альбоме, группа успела выпустить в соцсети свежую песню "Заебали" и одноименный клип к ней, выразив все негативные эмоции, накопившиеся у нормальных людей в связи с событиями последних месяцев. Плюс к тому Макс Покровский дал целый ряд интервью, в которых четко разъяснил свою гражданскую позицию, после чего стало понятно: а пацанчик-то окончательно повзрослел и на 53-м году жизни превратился наконец-то в Максима Сергеевича. В том смысле, что теперь безобидная клоунада, песенки по мотивам школьных анекдотов и прочие атрибуты стеб-рока 90-х в его творчестве перестали восприниматься как нечто первоочередное. На первый же план выходит нечто, раньше никем почти не замеченное - трагическое восприятие бытия, лишь замаскированное под смех сквозь слезы. Хотя временами кажется, будто Покровский именно сейчас стал настоящим панком, а тридцать лет тому назад только притворялся им.

Само название альбома и заглавной его композиции - это хлесткий протестный лозунг, вызывающий очень сложные ассоциации, причем вовсе не только с древним советским мультфильмом про бодливого козлика. С одной стороны, сразу вспоминается автобиографический роман Александра Солженицына "Бодался теленок с дубом", в котором писатель рассказал историю своего превращения в диссидента. (Правда, представить себе Покровского, читающего Александра Исаевича, почему-то сложно!) С другой стороны всплывает из небытия хит "Я Люблю Кататься", исполненный группой ТАЙМ-АУТ в один из самых депрессивных моментов, когда казалось бы ничто не может пробудить в наших соотечественниках хоть что-то похожее на оптимизм. Каким же парадоксальным умом надо обладать для того, чтобы в одном произведении совместить два настолько несовместимых влияния! И каким нахалом надо быть, чтобы свой отчаянный крик уязвленного мужского самолюбия положить на мелодию, подозрительно напоминающую композицию BOOMFUNK MC's "Freestyler"! Причем все ингредиенты пригнаны друг к другу настолько плотно, что упрекать Макса в эклектике и плагиате язык не поворачивается.

Именно так и должен выглядеть протестный манифест 2020 года - когда ни от романтических "шестидесятнических" иллюзий, ни от революционных перемен, ни от постперестроечной вольницы, ни даже от благостного гламура нулевых не осталось и следа. Но жить-то хочется, ребята!

В своих музыкальных вкусах группа остается верной уже сложившимся традициям. Не забыта даже "Хару Мамбуру", которой в прошлом году исполнилось, страшно сказать, целая четверть века. Композиции, когда-то открывшей для НОГУ СВЕЛО! путь на радиостанции, на волнах которых и нынче русским духом не пахнет, в альбоме посвящен роскошный ремейк "Карамба Мамба". Не обошлось и без англоязычных штучек типа "Фола" ("We All Fall") или "Секси", звучащих сейчас особенно вызывающе именно потому, что космополитизм в творчестве совсем не моден и свою открытость для всего остального мира демонстрировать как-то не прилично. Как минимум в одном Покровский добился несомненного успеха на западном фронте - высокого технического уровня исполнения, невозможного в начале 90-х. Соседство попсовой танцевальной электроники с жесткими гитарными риффами сделалось настолько органичным, что за этим всем уже не всегда видишь иронию. Зато очень очевидно сходство с некоторыми актуальными в Европе образцами дискотечной поп-музыки.

"Эротические Сны" - песня, которая, в принципе, могла бы появиться и в альбоме "Сибирская Любовь", и в концептуальном двойнике "Счастлива, Потому Что Беременна", где подобные мотивы, доведенные до гротеска, были едва ли не ведущими. Разве что рэповая вставка в финале от группы 25/17 безжалостно ломает сложившееся благостное настроение и возвращает нас в реальность из мира грез. Это похоже на внутренний голос лирического героя, наивно думающего, что миром правит любовь, а не какие-то темные силы. Но этот монолог как будто только укрепляет его веру в лучшее, делает тверже и решительнее.

В песне "Самурай" группа обращается к восточной экзотике - далеко не в первый раз, кстати сказать. Уже имела место трогательно-лирическая баллада "Из Алма-Аты", герой которой готов был лететь к любимой хоть на край света, а также воинственный гимн "Идем на Восток", несколько поверхностно иллюстрировавший акунинский "Турецкий гамбит". Новое обращение к излюбленной теме как раз и является одним из признаков того "взросления", которое мы увидели в более поздних песнях текущего года. Здесь уже важна не география, а философия - а вернее, самурайская этика, поклонником которой оказывается лирический герой. Он уже не в первый раз оказывается на празднике, где чувствует себя чужим - была же когда-то у группы и песня "День Рождения" с очень похожим сюжетом. Однако тогдашняя истерика и угрозы суицидом выглядели капризом маленького, всеми недолюбленного ребенка. Сейчас же желание сделать харакири на глазах у торжествующих врагов - это осознанный выбор, это план мести всем и сразу.

Вот вам и самая удивительная и в чем-то даже страшная метаморфоза клоуна, уставшего всех нас смешить. Но кто бы мог представить еще лет пять назад Покровского, в которого вдруг вселяются все "летовские" бесы? Кажется, музыкант сам от себя не ждал такого экстремизма и в некоторых песнях пытается его перебороть - но тщетно. В "Самолетах - Поездах" с обманчиво красивой мелодией, настраивающей на романтическую волну, спорит вдруг вырывающееся наружу желание упасть с высоты и разбиться. Героиня "Падших Ангелов" - звезда шоу-бизнеса, изображающая на экране раскованность и беззаботность, в реальной жизни фатально несчастлива и обречена на гибель. (Причем мы, кажется, знаем, о ком именно идет речь - Макса и Жанну Фриске связывала многолетняя дружба, начавшаяся еще во время совместного участия в одном из сезонов "Последнего героя"). И совсем уже издевательски выглядит "Лето в Нашем Гетто", стилизованное под пляжно-курортный попс "титомировской эры" - эдакие ОТПЕТЫЕ МОШЕННИКИ, вывернутые наизнанку. С одной стороны, пляска под лихой рэп, с другой - смутные предчувствия, что откуда-то уже незаметно подкрадывается непоправимая беда.

"Хурма-Шаурма", присутствующая в альбоме сразу в двух вариантах, уже год назад, когда мир еще не собирался меняться до неузнаваемости, могла бы показаться рудиментом из нулевых. Под нее хорошо было бы станцевать брейк-данс гастарбайтерам с какой-нибудь из столичных строек, если не настоящим, то пародийным, из популярного когда-то шоу "Наша Russia". Но нет уже ни тех глуповатых персонажей, вызывавших у страны гомерический смех, ни той самодовольной Москвы - царства Лужкова-заде, ни нас самих, так комфортно себя чувствовавших в тепличных условиях искусственно созданной "стабильности".

Таким образом группа НОГУ СВЕЛО! пропела идеальный реквием целой эпохе, выбрав из нее все самое знаковое, яркое, все то, что, возможно, еще у кого-нибудь когда-нибудь будет вызывать ностальгию. Все то, что вызывает у наших современников желание "бодаться". Между прочим, это был едва ли не самый добрый реквием на заданную тему: чуть ироничный и самоироничный, но не унижающий ничье достоинство. То, что мы сегодня хороним, было отчасти создано и такими, как Покровский, и как ни относись к пестрой, пошловатой и во многом китчевой постсоветской массовой культуре, это теперь тоже наше родное.

А время по-настоящему злых песен, кажется, только начинается...

Слушать альбом

Автор: Олег Гальченко
опубликовано 05 ноября 2020, 09:50
Публикуемые материалы принадлежат их авторам.
К этой статье еще нет комментариев | Оставьте свой отзыв

Другие рецензии
   
  Rambler's Top100
 
Copyright © 2002-2020, "Наш Неформат"
Основатель
Дизайн © 2003 (HomeЧатник)
Разработка сайта sarov.net
0.04 / 5 / 0.002