ТОРБА-НА-КРУЧЕ - "Восток 7"


(с) ТОРБА-НА-КРУЧЕ, 2019

В какой-то момент в начале нулевых казалось, будто радиоэфир уделяет этой группе слишком много внимания. Затем они как-то незаметно исчезли из виду вместе со многими фаворитами "Нашего Радио" "козыревской эры", и отряд не заметил потери бойца. Почему - нетрудно понять. На заре карьеры ребятам прочили большое будущее, но как именно стать российскими RADIOHEAD, не подсказали. (Пытались многие, но ничего не получилось ни у кого!). И если первые два альбома стали настоящей сенсацией, то все последующие уже принимались более сдержанно, а о выходе нынешнего, возможно, даже не все старые поклонники узнали вовремя. При этом и сама группа сейчас находится не в самой лучшей форме. Временами даже кажется, что она провела последние лет пятнадцать в состоянии анабиоза и еще не до конца проснулась. Ну, чего стоит, скажем, присутствующая в "Востоке 7" песня под названием "Пейджер"! Я лично уже не помню, в каком году в последний раз слышал это слово, а людей, пользовавшихся когда-то считавшимся очень модным устройством для передачи сообщений на расстоянии, не видел и того дольше.

Голос вокалиста ТОРБЫ-НА-КРУЧЕ Макса Иванова не утратил с годами своей звонкости. Однако Макс выглядит этаким олицетворением позитива и спокойствия, будто никогда не писал депрессивных вещей типа "Пошел На Фиг". Пошуметь вволю соло-гитаре Алексея Пяткина особенно негде. Да, имеется в нынешнем репертуаре монолог питерского интеллигента, сходящего "По-Тихому с Ума" от самого факта своего существования на Земле. Но вот именно что "по-тихому" - без того буйства, с которого когда-то лет двадцать назад начиналось все, что и называлось "альтернативной" музыкой. И средненький рок-н-рольчик "Апельсиновый Сок" - это почти ЧАЙФ, но какой-то синтетический, научившийся торговать своим "оранжевым настроением" в таблетках.

Видимо, идеальной формой самовыражения для себя нынешний Макс считает тихую балладу. Да еще и спетую с такой интонацией, что поющего легко спутать то ли с Хавтаном, то ли с Леонидовым. Песня "Восток", не случайно давшая название всему диску, кого угодно сделает сентиментальным - и не только из-за плаксивой еврейской скрипки в проигрышах. Само ощущение хрупкости домашнего уюта, недолговечности простого человеческого счастья, предчувствие скорой беды, подкрадывающейся к безмятежно спящему ребенку то ли с запада, то ли с востока... Для того, чтобы уловить это настроение год назад, когда еще никто не предполагал нынешних глобальных катаклизмов, надо быть просто гением. А для того, чтобы поделиться им и не быть осмеянным даже единомышленниками, требовалось определенное мужество.

Вся остальная лирика, к сожалению, по сути повторяет что-то когда-то нами уже слышанное и очень заметно недотягивает до этого уровня. Больше никаких прозрений - одно только бесконечное самокопание и попытка философствования на не очень-то разнообразные темы. Что, по-своему, наверное, не так уж и плохо: одни ведут свои личные дневники в тетрадях, тщательно оберегаемых от посторонних глаз, другие свои личные дневники поют при большом стечении народа. И понятно, что во втором случае имеет место скорее имитация откровения, скорее игра, чем исповедь. Однако Макс - посредственный артист и хороший поэт. Он не может вытаскивать банальный текст за счет натужно-доверительной интонации и тем более не в силах произносить вслух вещи, в которые не очень верит.

И что получается? В "Конце Прекрасной Эпохи" он грустит об уходящей молодости, но без особого трагизма, ибо молодость на самом деле его еще не покинула - так, померещилось просто. И все вроде в песне на месте. А в целом - не трогает. В "Начинай Дышать" почти проникаешься чувствами лирического героя, ибо каждый из нас когда-нибудь начинал жизнь с нуля после крушения всех надежд. Но попробуешь представить, какой шедевр с этим же сюжетом сотворил бы Константин Арбенин, особенно во времена раннего ЗИМОВЬЯ ЗВЕРЕЙ - и ощущение, что с нами решили поговорить с глазу на глаз о чем-то важном, сразу куда-то улетучивается. (А параллели между Ивановым и Арбениным не случайны: литературно эти два человека одарены примерно в равной степени - только вот умение правильно распорядиться своим даром дано далеко не всем!). Переизбыток оптимизма в "Ждать Зимы" вообще кажется проявлением "стокгольмского синдрома", никак не связанным с творчеством и вдохновением. Как мудро и мужественно двадцать лет назад СПЛИН, уловивший в воздухе первые признаки заморозков, заявлял, что "остается зимовать", и как легко наши герои расстаются с последними остатками когда-то подаренной им свободы, выдавливая из себя строчки типа: "Под проливными дождями, под теплыми ливнями что лето делало с нами, такими наивными, и так хотелось остаться, и было не надышаться, но все, что вдыхали мы, все, что узнали мы - нам ждать зимы". То есть прошла веселая бунтарская юность - и черт с ней. Будем теперь тихо стареть и вспоминать только хорошее...

А может, Иванов вовсе не виноват в том, что у него получаются именно такие песни? Он-то как раз не исписался и не утратил способности чувствовать трагизм бытия. Просто само бытие превратилось в нескончаемый День Сурка, о нем давно все сказано и написано, боль немного притупилась, сделалась привычной, а новых сюжетов, новых впечатлений, достойных описания, все нет и нет. Поэтому и в заглавной композиции звучит не только беспокойство, но и надежда на то, что когда все страшное случится, это решит многие наболевшие проблемы. Да, такие группы, как ТОРБА-НА-КРУЧЕ, хорошо чувствуют себя и проявляют свои лучшие качества на сломе эпох. В остальные времена они в лучшем случае топчутся на месте в своем развитии, а в худшем перестают вообще существовать. Честь и хвала лидеру, сумевшему сохранить свой коллектив! Мы пока не знаем, на что Макса вдохновит наступившая полгода назад коронавирусная эпоха. Однако именно нынешний, полный самоповторов и вялых рефлексий альбом дает надежду на то, что далеко не весь творческий потенциал растрачен. Иванов напомнит о себе, когда придет его время.

А пока - чем богаты, тем и рады. Лепим "из того, что было" сочинения, которые никак не хотят превращаться в хиты, и бережем силы до лучших - надеюсь, не таких уж далеких времен...

Слушать альбом

Автор: Олег Гальченко
опубликовано 01 октября 2020, 16:56
Публикуемые материалы принадлежат их авторам.
К этой статье еще нет комментариев | Оставьте свой отзыв

Другие рецензии
   
  Rambler's Top100
 
Copyright © 2002-2020, "Наш Неформат"
Основатель
Дизайн © 2003 (HomeЧатник)
Разработка сайта sarov.net
0.04 / 5 / 0.001