АРТУР БЕРКУТ - "Твое Второе Я"


(с) & (p) Артур Беркут, 2019

Судьба бывших солистов великих групп незавидна - особенно, если они не являются великими авторами. Даже альбомы Яна Гиллана и Ронни Джеймса Дио сами по себе мало кого бы заинтересовали, если бы в трудовых книжках обоих певцов не значились известные на весь мир названия. Что уж говорить о наших соотечественниках? У нас есть перед глазами примеры Николая Носкова и Александра Маршала, которые после распада ПАРКА ГОРЬКОГО готовы петь что угодно - лишь бы их хоть изредка показывали по телевизору. А помните, как лихо начинал жизнь с чистого листа Валерий Кипелов? Его расставание с АРИЕЙ поначалу многие даже принимали за хитроумный пиар-ход, вспоминая уход Брюса Дикинсона из IRON MAIDEN: мол, была одна крутая хэви-команда, стало две почти одинаковые, и теперь продюсеры зарабатывают вдвое больше. Сейчас подобных слухов уже что-то не слышно - и понятно, почему именно.

А вот личностью Артура Беркута молва как будто совсем не интересуется. Пока он в первой половине 80-х был голосом группы АВТОГРАФ - считался самым лучшим рок-вокалистом страны, но стоило ему зависнуть в Америке - и для большинства соотечественников такой человек вообще перестал существовать. Напомнив о себе в середине нулевых и заменив изгнанного из АРИИ Кипелова, Артур сделался звездой первой величины так легко, что сейчас и не поймешь, кто кого больше спас. Вернулся к своему творчеству - и снова оказался где-то на музыкальной периферии. Тенденция, однако!

Что больше всего вызывает уважение в нынешнем Беркуте - так это трудолюбие и претензии на некую креативность. Он не упивается ностальгией и пытается - насколько это возможно - жить все-таки сегодняшним днем, а не вчерашним. Да, судя по концертным записям, во время "живых" выступлений Артур исполняет немало старых композиций - но исчезни они из репертуара, и большинство зрителей разбежится. Студийные же работы Беркута всегда отличались высоким техническим уровнем. Так вышло, что в стык со "Вторым Я" мне пришлось прослушать несколько альбомов группы SAXON, выпущенных в середине прошлого десятилетия и, ей-богу, если бы наш соотечественник творил на далеко не чужом для него английском языке, разницы бы не чувствовалось почти никакой.

Кажется, Беркут сознательно делает всё, чтобы его продукция как можно меньше походила на те группы, с которыми прежде всего ассоциируется его имя. В целом ему это удается, хотя иногда случаются и курьезные промахи. Скажем, такие песни как "Артист" в пору своей молодости любила вставлять в концертные программы Алла Борисовна Пугачева и ее многочисленные подражательницы: типа, сцена - это вся моя жизнь, здесь я всецело отдаюсь вам, дорогие зрители, выворачиваю душу наизнанку и царствую, а в остальное время - так же, как все, как все, как все... Сюжет настолько заезжен и пересказан еще более банальными словами, что остается горько вздохнуть с досадой: хотел человек с нами пооткровенничать - а получилась какая-то "дяденька, которая поет".

А бывает и наоборот. На первых же аккордах первой композиции, как раз и давшей название всему альбому, сразу понимаешь, что как минимум с гитаристом Александром Стрельниковым крупно повезло и Беркуту, и всем нам. Во-первых, он там у себя в студии дергает струны с таким энтузиазмом, что даже у нас воздух искрит. А во-вторых, Александр - соавтор композиций. Совместное с ним творчество иногда превращается в соперничество, в котором лидер коллектива заметно проигрывает. По крайней мере, в самых эмоциональных вещах Артур порой поет уж слишком чисто и правильно, снижая градус агрессии, тогда как гитара всегда соответствует настроению.

Общая концепция альбома далека от банальности. Наши "металлисты" изображают на сцене либо героев без страха и упрека, либо законченных злодеев, и каких-то полутонов, а тем более неоднозначных раздвоенных образов в их черно-белом мире не предусмотрено. Здесь же лирический герой постоянно обращается к некоему двойнику на "ты" - то ли своему другу-единомышленнику, то ли к самому себе, ссорится с ним, учит его жить, подбадривает, зовет на подвиги. Все это, конечно, не исключает определенной доли самолюбования. Но само понимание, что жизнь сложна и не вписывается в примитивные схемы, достаточно неожиданно для человека, большую часть жизни казавшегося персонажем советского антивоенного плаката.

В композиции "Нет Виноватых" голос, относительно спокойно рассуждающий о том, почему наши пути с очень близкими людьми иногда расходятся, от контраста с депрессивным аккомпанементом только выигрывает. Он здесь - как высший судья, пытающийся разобраться в сложной жизненной ситуации. "Рядом Никого" запоминается, пожалуй, только тем, что басисту Станиславу Козлову постоянно мерещится, будто у него в руках ситар, отчего мелодия приобретает явно выраженный восточный колорит. К буддизму описанные в тексте посмертные приключения души по сути не имеет никакого отношения. Просто чувак повыпендривался и перетянул одеяло на себя - и это не так уж плохо. Иногда излишнее украшательство - единственное, что спасает произведение от провала. Скажем, в "Успехе" все строится по привычному сценарию. Беркут продолжает приставать к воображаемому оппоненту с упреками в том, что тот предпочел легкую карьеру жизни не по лжи. Причем настолько настойчиво приставать, что быстро начинаешь уставать и думаешь: "Ну, сколько можно доставать человека?! Может, пора уже и договориться по-мирному?" Ан нет - в "Быть Собой" он еще с большим напором будет поучать и проповедовать. И это занудство не будет прикрыто никакими потугами на высокую художественность.

Хорошо хоть общее впечатление худо-бедно сглаживается тремя достаточно сильными вещами - "Страх", "Глупость" и "Что Не Убивает - Делает Сильней", где Артуру удается и пофилософствовать, и даже как бы побичевать пороки общества - правда, не уточняя, кого именно он подразумевает под "глупцами". В финальной композиции "За Нами Вслед" он все же не удерживается от припадка ностальгии и выдаст нечто, отдаленно напоминающее один из главных хитов АВТОГРАФА - "Монолог". Но если там он строчками Маргариты Пушкиной о "том, кто идет за мной" почти дословно повторяет слова, произнесенные Иоанном Крестителем при крещении Христа, то здесь говорит только от своего имени, не надевая никаких масок. Не как новоявленный мессия, а просто как человек, подводящий итог пройденного пути.

Петь Беркут, слава богу, не разучился. И делать музыку, которая, при всей своей агрессивности, претендует на некую интеллектуальность - пожалуй, тоже, хотя каких-либо свежих мыслей, поражающих своей новизной, вы в его песнях не найдете. Как ветеран филармонического рока он просто не может себе позволить тексты ни о чем. И забыть о том, что когда-то работал на одной сцене с лучшими мировыми рок-исполнителями, тоже никогда не сможет. Поэтому Беркут не может выпускать продукцию более низкого качества, чем было в его "прошлых жизнях". По крайней мере, в данном альбоме эта задача была выполнена легко.

Правда, при всех приложенных усилиях, Артур уже не сможет избежать судьбы всех "бывших". Все сольные его работы будут слушать, прежде всего, фаны соответствующих легендарных групп - причем в основном все-таки АРИИ, и во всех рок-энциклопедиях он будет проходить по ведомству "побочных проектов". Как ни старайся, а второе "Я" уже никогда он сделается первым!

Слушать альбом

Автор: Олег Гальченко
опубликовано 14 августа 2020, 09:04
Публикуемые материалы принадлежат их авторам.
К этой статье еще нет комментариев | Оставьте свой отзыв

Другие рецензии
   
  Rambler's Top100
 
Copyright © 2002-2020, "Наш Неформат"
Основатель
Дизайн © 2003 (HomeЧатник)
Разработка сайта sarov.net
0.3 / 5 / 0.003