ПАФЛЮКТОРЪ - "ГвОздики и ГвоздИки" & "Солнце Взаперти"


(с) & (p) ПАФЛЮКТОРЪ, 2018, 2019

Когда засовывал в цифровой плеер, зачастую выявляющий чудовищные недостатки в звучании даже мировых суперзвезд, эти диски, не обошлось без нехороших предчувствий. Предыдущий-то номерной альбом пермской группы, отметившей в прошлом году свое 30-летие, я слушал еще на захудалом китайском кассетнике почти 15 лет назад. И тогда все необходимые составляющие находились в гармонии между собой - стихи, музыка, носитель, на котором все это записано, устройство, которое все это воспроизводило, и эпоха, окружавшая нас. А что сейчас?..

Ух, пронесло - в хорошем смысле этого слова!..

Конечно же, постоянные участники и авторы всех песен группы - Олег Грацелев и Влад Шилков не научились лучше играть на инструментах. Однако профессионал - не тот, кто виртуозно владеет техникой, а тот, кто трезво оценивает свои возможности и делает только то, что у него лучше всего получается. В этом смысле профессионализм ПАФЛЮКТОРА вырос во много раз. При этом, правда, произошла забавная трансформация стиля: если в 90-х самое прямое влияние на наших героев оказывали АКВАРИУМ, КИНО и Павел Кашин, то сейчас, похоже, на первый план вышли ХЗ. То есть литературно-романтическое начало почти полностью уступило место грубому юмору и бесшабашному дуракавалянию, прежде дававшим о себе знать, скорее, в параллельном проекте КАЛАНЧА, кажется, уже давно находящемся в состоянии глубокого анабиоза. Хорошо ли это? Пожалуй, неплохо. Не всем же строить баррикады и проповедовать о скором конце света, который все никак не наступает! А уж тот факт, что представленный на альбомах материал никогда не попадет в FM-эфир, только повышает его ценность. Большинство-то групп проходит путь от безнадежного "неформата" к гладкой "форматности", удовлетворяющей вкусам как можно большего количества радиостанций!

В альбом "ГвОздики и ГвоздИки" запихано целых 25 композиций - что кажется не слишком уж и большим количеством при общем хронометраже в 45 минут. Стиль в целом представляет собой нормальную такую эклектику, допустимую для добротного музыкального капустника. Захотели - сделали стилизацию под классический романс, захотели - рэп прочитали, умело имитируя интонации Басты и даже отчасти особенности его дикции. А о чем - не важно. Чаще всего о том, как мир наш несовершенно устроен. Причем, чем сильнее контраст между внешней формой и содержанием, тем смешнее. Или трагичнее: "Мне непонятны казусы природы. Я раздосадован, печален и тоскую. Ведь каждый раз я, принимая собственные роды, заметил истину простую - рождаются одни уроды на белый свет!.."

Дальше можно не цитировать, ибо какой трек ни возьми - все будет про уродов и людей. Причем человеческое постоянно воюет с уродским и зачастую проигрывает бой. Скажем, "Любовь" теоретически могла бы стать сентиментальным эстрадным шлягером, но спетая дурным голосом под взбесившийся гаражный фузз, превратилась в карикатуру на обывателя, напрочь лишенного способности глубоко мыслить и чувствовать. Мини-радиопостановка "Бандерлоги" - ехидная насмешка над толпой, не слышащей голоса поэта-одиночки. "ПроПих", отдаленно напоминающий раннюю летовскую лирику - со знакомыми до слез голосовыми модуляциями и частушечной развязностью - вообще выглядят надгробным словом для угрюмого русского рока, когда-то создававшего эпохальные шедевры, а сейчас вынужденного воспевать приключения некой Пизды Ивановны.

В плане использования ненормативной лексики, кстати, группа побила все рекорды - однако при всем ее обилии вы не найдете ни одного слова, стоящего не на своем месте. То есть это не шнуровский мат ради мата, скорее - естественное выплескивание эмоций интеллигентным человеком, которому неожиданно нанесли удар под дых. Не случайно все же значительная часть присутствующих на пластинке композиций принадлежит к жанру жестоких - иногда на грани садизма - романсов ("Палочка", "В Городе Прага" и т. п.). Самая же шлягерная вещица, полная удали и задорного нахальства, называется "Копчики". Она продолжает дворово-подъездную линию в творчестве группы, наметившуюся еще в конце 90-х в трех концептуальных альбомах побочного проекта Ж.У.К. Здесь неисправимый оптимизм наконец-то прорывается наружу и не оставляет сомнений в том, что над настоящими романтиками с большой дороги время не властно, что бы оно с ними ни делало.

Кстати, еще одна миниатюра - "Вот Кто-То...", посвященная трудовым будням покорителей горных вершин, оказалась написанной на стихи автора этих строк. Кто бы мог подумать, что скромному экспромту почти четвертьвековой давности уготована такая славная судьба!.. Впрочем, подобных шедевров в "ГвОздиках и ГвоздИках" достаточно и без моего участия. Один из них, озаглавленный без лишней пафосности "Форэва-Navsegda", написан на как бы чистом английском языке - насколько это позволяла советская школьная программа, не предполагающая никакого практического применения знания какого бы то ни было языка, кроме матерного. Получился такой "колхозный Пол Маккартни" - смешной и наивный, как и весь наш ранний советский рок, искренне веривший в свою причастность к большой мировой культуре. Вообще-то это, скорее, самоповтор. Похожая песенка уже была в раннем репертуаре ПАФЛЮКТОРА в самом начале 90-х - ее можно даже найти на раннем альбоме "Архив №1". Однако 30 лет - достаточный срок, чтобы публика забыла старый анекдот, и его можно было бы начать рассказывать как новый. Тема-то не устарела ничуть - которое уже поколение рокеров пытается петь по-английски в надежде, что цивилизованный мир его услышит!..

На том же несоответствии внешней формы и внутреннего содержания построен и второй альбом - "Солнце Взаперти". Только подача материала несколько иная - за основу взят более тонкий прием, за который ПАФЛЮКТОРЪ многие уже не раз беспощадно ругали, а многие, напротив, за это же хвалили, употребляя умное слово "постмодернизм". Все предельно просто: берем какую-нибудь популярную мелодию из репертуара Поля Мориа (конечно, же "Mammy Blue"!), Криса Ри (естественно, "The Road to Hell"!) и накладываем сверху какой-нибудь нелепый текст собственного сочинения. Получается что-то вроде знаменитой когда-то "Субтитры" Геннадия Бачинского и Сергея Стиллавина - то есть и не кавер, и не пародия, и не караоке, а вообще черт те что. Типа пришли два хулигана в приличный караоке-бар, разогнали всех пьяных мажоров и устроили маленький погром. На первый взгляд все звучит почти как детский лепет - наивно и непосредственно: "Свитер - не фуфайка. Урал - не Ямайка. Ленинград - не Питер. Фуфайка - не свитер. Бык - не корова. Seсond hand - не обнова. Спорт - не работа. Среда - не суббота..." Ради чего происходит все это жонглирование словами? Да ради того, чтобы в мире нашем порядок навести! Мы как-то незаметно разучились называть вещи своими именами, видеть простейшие причинно-следственные связи между событиями и явлениями в нашей жизни - и это еще полбеды. Вы обратили внимание, что чем громче официальная пропаганда твердит о неких "духовных скрепах", тем популярнее на всех телеканалах становятся шоу, в ходе которых у всех подряд берут анализ ДНК? Неуверенность в своих корнях, ощущение себя чужим среди своих - главное настроение нашей эпохи. И тут за дело берутся шуты, которые наконец-то расставляют все по местам и объясняют хрестоматийные истины!

Да, парадокс ПАФЛЮКТОРА состоит в том, что чем злее его сатира, тем сильнее у слушателя надежда на то, что добра вокруг все-таки больше, чем зла. Это касается даже страшноватой "Бабушки", спетой под бессмертную "Another Brick in the Wall" PINK FLOYD, а отсылающей нас, кажется, к совсем другой "Бабушке" - Стивена Кинга. Маленький человек с топором в руках, способный наломать дров, да таких, что никому мало не покажется - ну чем не портрет современного человечества? Именно о таких монстрах БГ почти тридцать лет назад пел "Летите, бабушки, летите!", надеясь, что мы с прошлым расстаемся навсегда. И британские рок-легенды сорок лет назад предупреждали об обществе, состоящем из таких вот серых "кирпичиков в стене". Но нет пророков в своем отечестве - да и вне его тоже не густо!..

А дальше становится и вовсе невесело, ибо начинаются вполне серьезные философские размышления на манер религиозной проповеди. И, надо сказать, произносятся они так ненавязчиво и в то же время убедительно, что у слушателя ни на секунду не возникает сомнения - а имеют ли право эти люди учить меня жить? Очень даже имеют! Ведь их иногда посещают просто потрясающие прозрения!

Скажем, в проходной, вроде бы, песенке "Апокалипсис", к тому же, написанной на текст, памятный мне еще по самиздату 90-х, звучит достаточно здравая мысль, что конец света может начаться с любого из нас. Ты на кого-то разозлился, в мире нарушилась гармония - и все посыпалось как карточный домик. Как много смысла, оказывается, можно вложить в непритязательную частушку! Или светлый заводной номер в стиле реггей "Научи Меня", воспевающий окрыляющую силу любви. Это же, помимо всего прочего, и точная передача эмоций, до сих пор вызываемых у нашего поколения музыкой АКВАРИУМА, у которого и был позаимствован аккомпанемент! Или фолк-роковый номер "Входят и Выходят", не без сострадания описывающий обывателей, которые могли бы потратить драгоценное время жизни на что-нибудь великое, - но почему-то не могут. Или мини-утопия "Вот Бы Однажды", где зашифрованы самые сокровенные мечты о чудесах. Детская вера в возможность невозможного здесь удивительным образом сочетается не с инфантилизмом, а как раз с мудростью - и, может быть, поэтому настолько эмоциональна.

Но нам еще предстоит пережить мучительный катарсис в песне "Когда Толпа..." Вокал в ней предельно надрывный, очень "высоцкий", а боль, вложенная в каждую ноту, не оставляет сомнения, к кому именно обращена эта исповедь: "Когда, безумствуя, толпа меня погонит прочь, то от бессилья и стыда я спрячусь в ночь. И буду я смотреть сквозь щель, дыханье затая, и радоваться лишь тому, что нет средь них тебя"/ Да, у них в союзниках сам Бог, с которым они на "ты". И это снимает многие вопросы. Финальная же песня "Минута" призывает нас ценить каждый прожитый миг, каким бы он ни был, ибо он всегда уникален, а иногда может оказаться и мигом удачи.

Интересно, что "Солнце Взаперти" - скорее, сольный альбом Грацелева, в котором Влад Шилков участвует эпизодически: там немножко попел да здесь на гитаре побренчал. Сказалось ли это на общем качестве материала? На ассортименте используемых приемов, впрочем, уже давно опробованных и обкатанных обоими участниками проекта - да, на всем остальном - ни капельки. Все, что по-прежнему выходит под брендом ПАФЛЮКТОРА, говорит о том, что ни Олег, ни Влад не изменили своим жизненным принципам. Их рок-н-ролл - это точно не работа, а прикол для друзей. А то, что сделан он на коленке - так эта коленка кого надо коленка. Любого впавшего в уныние мощным пинком с колен поднимет!..

Автор: Олег Гальченко
опубликовано 25 февраля 2020, 21:21
Публикуемые материалы принадлежат их авторам.
К этой статье еще нет комментариев | Оставьте свой отзыв

Другие рецензии
   
  Rambler's Top100
 
Copyright © 2002-2020, "Наш Неформат"
Основатель
Дизайн © 2003 (HomeЧатник)
Разработка сайта sarov.net
0.03 / 5 / 0.001