ЗВУКИ МУ - "Live in Liverpool"


(с) Звуки Му, 1989
(р) Отделение Выход, 1994, 2019


Слушать концертные записи легенд советского рока, решивших в конце 80-х продвигать свою продукцию на экспорт - сущее наказание! Публика ревет и стонет не оттого, что любит тех, кто стоит на сцене, а потому, что ждет циркового аттракциона с дрессированными медведями. Конферансье делает вид, будто переводит содержание песен, которые все оказываются про перестройку и про мир во всем мире - а на самом деле уговаривает отнестись снисходительно к отважным парням, ненадолго вырвавшимся из тоталитарного ада. А музыканты изо всех сил стараются выкладываться по полной, и чем больше это делают, тем очевиднее, что в цивилизованном мире так играть не принято. Слава богу, хоть студийные работы у них выходили очень достойными - любая из них может опровергнуть слух о существовании некоего провинциального "говнорока", не соответствующего мировым стандартам.

Со ЗВУКАМИ МУ история иная. Они и альбом "Zvuki Mu" под мудрым руководством своего звездного покровителя - Брайана Ино сделали на достойном уровне, и живой концерт на родине THE BEATLES в мае 1989-го сыграли такой, что не стыдно и тридцать лет спустя переиздать. Старались ли они понравиться англичанам? Даже очень - причем, прекрасно отдавая себе отчет в том, что отраженные в мамоновских песнях реалии советского быта непереводимы. Поэтому упор был сделан на чисто инструментальную часть. Барабанщик Алексей Павлов, еще не помышляющий о карьере рэпера, выколачивает из своей установки гипнотизирующую шаманскую дробь, вызывая каких-то могущественных духов. В клавишах Павла Хотина, кажется, джаза больше обычного, гитара Алексея Бортничука то утробно урчит, то озорно позвякивает, как крышка на кипящей кастрюле. Еще три года назад они просто не умели играть, а теперь нарезают грубый, варварский психоделик, от которого западный мир отвык еще в середине 70-х!

А лидер Петр Мамонов как-то уж особенно угрюм, лишен привычной для раннего творчества хмельной удали. Разве что в самых драматичных местах иногда раздается его отчаянный вопль - дикий и пробирающий до дрожи. То ли он понял там, за морем, что-то такое, что уже через несколько месяцев приведет к распаду группы, то ли уже все, что мог, выговорил от лица своего любимого героя - алкаша и маргинала в фильме Павла Лунгина "Такси-блюз", и судорожно обдумывал новый сценический образ. А может быть, репертуар обязывает быть таким. В трек-листе концерта нет ни "Серого Голубя", ни "Досугов-бугов", ни тем более находящихся за гранью всякой политкорректности "Люляков Баб". Все это для группы - уже вчерашний день, оставленный где-то в стенах Московской Рок-лаборатории. Зато в свои права вступают более депрессивные и жесткие вещи - "Крым", "Транснадежность", "Забытый Секс", "Турист"... Да и старый добрый "Ремонт" звучит как заупокойная молитва по человечеству, забывшему о человечности. На миг даже кажется, что именно сейчас и здесь рождается герой фильма "Остров", еще не существующего даже в виде замысла!

Зал разогревается медленно, нехотя. И если поначалу вполне естественным кажется, что в "Сумасшедшей Королеве" первый же куплет не сопровождается взрывами хохота, что случалось на всех московских выступлениях, то на финальных овациях еще более странно, что никто не кричит: "Petya - otets rodnoj!!!" То есть где-то на уровне фонетики и совершенно неотразимого энергетического посыла Мамонов все-таки доносит до слушателей то, что имеет в виду, ломая все языковые и культурные барьеры. Помнится, как раз в том же году в одну из новогодних ночей ленинградское телевидение умудрилось показать живой совместный концерт групп ВОСТОЧНЫЙ СИНДРОМ и ЧОЛБОН. Последняя, играя смесь арт-рока и якутского фолка, не произнесла на сцене ни единого слова по-русски, тоже много била в бубен и кричала о чем-то страшном - и эти магические действа тоже доводили до дрожи тех немногих, кто мог это смотреть на трезвую голову. Видимо, такими же якутами казались москвичи британцам. Людьми из холодной тундры, пришедшими для того, чтобы рассказать свою правду, а не попеть в общем хоре. И они получили свою заслуженную минуту славы как награду за творческую смелость.

Помимо собственно ливерпульского концерта, в альбом в качестве бонуса вставлено еще и несколько треков, записанных 23 апреля 1989 года во время тех же гастролей в студии "Би-Би-Си" у легендарного ведущего живых радиоконцертов Джона Пила. Когда-то на его глазах рождался феномен Джими Хендрикса, медитировали ранние PINK FLOYD, заявляли о приходе нового поколения бунтари JOY DIVISION и SIOUXSIE AND THE BANSHEES. Встреча со ЗВУКАМИ МУ для старого и опытного меломана вряд ли оказалась самой запоминающейся в жизни. В чем именно состояла главная прелесть "бибисишного" выступления группы, очевидно только тем, кто знаком со всей дискографией Мамонова, включая редкие бутлеги. ЗВУКИ МУ в очередной раз показали себя великолепными импровизаторами, никогда не игравшими одну и ту же программу одинаково. На радио музыканты пришли в заметно приподнятом настроении и в своей музыке сделали упор на самоиронию. И поэтому даже противная, запускающая когтистую лапу куда-то в подсознание слушателя "Зима" получилась почти танцевальной, из "Королевы" исчезли нотки злости, да и в "Забытом Сексе" параноидальности заметно поубавилось. Да, любое из произведений Петра Николаевича предполагает возможность самых разных прочтений, в них можно вкладывать практически любой смысл в зависимости от ситуации, личного опыта и т. п. Гениальная музыка для всех и для никого, ни о чем - и обо всем сразу!

Я по-прежнему убежден, что идеальный Мамонов - это тот, что буянил на подпольных квартирниках 1983- 1986 годов. Его не заменишь ничем, никакими позднейшими приглаженными студийными версиями именно потому, что это уже находится за гранью любых представлений о музыкальных гармониях. Английские же записи ЗВУКОВ МУ интересны хотя бы как исторический документ о том, как мы показали Западу давно уже обещанную Кузькину мать. Страшнее ядерного взрыва оказалась мысль, что русские - обычные земные люди, как и все, и у них тоже иногда болит душа. Когда нас в следующий раз смогут увидеть такими?!..

Слушать альбом

Автор: Олег Гальченко
опубликовано 19 сентября 2019, 16:19
Публикуемые материалы принадлежат их авторам.
К этой статье еще нет комментариев | Оставьте свой отзыв

Другие рецензии
   
  Rambler's Top100
 
Copyright © 2002-2019, "Наш Неформат"
Основатель
Дизайн © 2003 (HomeЧатник)
Разработка сайта sarov.net
0.04 / 5 / 0.003