БРАВО - "Unrealised"


(p) Soyuz Music, 2018

Жанр этого альбома определить трудно. Назвать его очередным номерным язык не поворачивается, ибо группа, отметившая в прошлом году свое 35-летие, здесь не делает ничего принципиально нового, заставляющего слушателя не на шутку удивиться. Давние фаны и коллекционеры этой подборкой должны быть, конечно, довольны. Однако и "сборником раритетов" ее не назовешь. По крайней мере, до сих пор я думал, будто "раритет" - это какая-нибудь композиция, единственный раз исполненная на концерте, случайно записанная на бытовой магнитофон кем-то из зрителей, лет тридцать пылившаяся и осыпавшаяся в частном аудиоархиве и вдруг неожиданно всплывшая в Интернете сейчас. У БРАВО таких редкостей, гуляющих по разным музыкальным сайтам и достойных официального издания, еще немало - материал ранних магнитоальбомов, концерты "агузаровского" периода. Но как раз это-то все пока что остается достоянием аудиопиратов. А новый альбом, скорее всего, родился так: сидели музыканты группы, скучали и не знали, чем бы таким интересным заняться. Но тут пришел Хавтан и говорит: "Ребята, пошли в студию - новых раритетов наделаем!" Пошли и наделали. Над мастерингом поработали в Германии, свели все треки в Лос-Анджелесе - то есть еще и вокруг света прокатились. И назвали это свое творение "самым концептуальным за всю историю коллектива", хотя концепция, кажется, состояла лишь в том, чтобы озадачить всех вопросом: разве же так можно?!

Ну, в самом деле - кто же ставит каверы чужих хитов, пусть и повлиявших когда-то на творчество группы, в самое начало альбома? Обычно самое большее, на что они могут рассчитывать - это на роль бонус-треков. Хавтану же так не терпелось показать себя в каком-то непривычном качестве, что он с каверов как раз и начал. Причем с каких!

Замыкает кавер-триаду "Тишина" из репертуара легендарного челябинского АРИЭЛЯ. Вообще-то родство группы БРАВО, когда-то считавшейся одной из родоначальниц московской "новой волны", с вокально-инструментальными ансамблями 70-х, лишь на первый взгляд кажется неочевидным. Достаточно вспомнить, что первым солистом-мужчиной в коллективе в течение почти целого года работал Евгений Осин - человек, который всю позднейшую свою карьеру построил на реабилитации наивной эстетики школьных ВИА. Да и само БРАВО уже при Роберте Ленце записало "Алешкину Любовь" ВЕСЕЛЫХ РЕБЯТ для одного из выпусков "Старых Песен о Главном" (правда, в проекте она была представлена в скучном эрэнбишном варианте ИВАНУШЕК INTERNATIONAL). Неожиданным кажется другое - обращение к военной тематике у группы, никогда не выходившей за рамки чисто развлекательного формата. Видать, взбунтовалась душа эстета против многочисленных неудачных перепевок, появившихся в последнее время - например, дуэта АРИЭЛЯ с Татьяной Овсиенко? Кавер БРАВО вышел очень близким к оригиналу - вплоть до задумчивых гитарных проигрышей в духе Дэвида Гилмора - и все же чуть более грубым. Без неимоверного внутреннего напряжения, заставляющего физически почувствовать, насколько хрупка и обманчива эта мирная тишина. Видимо, на Урале всегда умели все делать тоньше и изящнее, чем в Москве!

Хит из совсем другой эпохи - "Blues De Moscou" Майка Науменко - в исполнении москвичей вообще, на первый взгляд, может показаться каким-то музыкальным садо-мазо. Питерцы когда-то написали злую карикатуру на столицу нашей Родины, где их никто не любит и не понимает. А столичные мажоры поддакивают всем этим упрекам в жлобстве и бездушии, да еще и с явно издевательской добродушной улыбкой! Однако кое-что становится ясно в той части, где говорится о расхождении во вкусах москвичей и ленинградцев. В оригинале 1982 года Майк возмущается, что здесь "никто не слышал STRANGLERS, на топе только SPACE", а по Хавтану "никто не слышал KILLERS, на топе драм-энд-бейс". То есть любит он свой город все-таки всей душой - но не весь, а его самую талантливую, думающую нонконформистскую часть, которую и сам представлял в начале 80-х, и открывал для иногородних друзей, приглашая танцевать именно ленинградский рок-н-ролл.

И лишь "Наш Дом" ранней МАШИНЫ ВРЕМЕНИ, поставленный первым номером, не удивляет ничем. Он исполнен в почти каноническом виде - разве что с легкой примесью студенческого раздолбайства. Говорят, Макаревич с Кутиковым сочинили этот маленький шедевр в 1972 году, когда ездили со своими однокурсниками "на картошку" - там же и спели впервые для узкого круга друзей. Подозреваю, что в момент премьеры песня могла звучать примерно так же - весело, самоиронично и ничуть не пафосно...

Ну, а после всех испытаний, пережитых только что со слушателями, можно уже смело издеваться любыми способами и над собственным творчеством. Даже самые преданные фаны все простят или хотя бы отнесутся снисходительно. Превратили "Замок Из Песка" из вялого биг-бита в жаркий реггей? Да так ему и надо - и даже странно, что в 1994-м до этого не додумались! Правоверным растаманам, тащившимся от BLACK UHURU еще в детском саду, вряд ли понравится, но остальным гражданам в качестве фона для активного летнего отдыха - в самый раз! Сделали из "Навсегда" спокойную полуакустическую балладу в стиле поздних 70-х? Но щемящего лиризма-то при этом не убавилось! "Любовь Не Горит", напротив, чуть ужесточили, утяжелили - впрочем, не настолько, чтобы выйти за рамки "шестидесятнического" ретро? Так воспеваемая любовь сделалась только горячее, утратив подростковую робость и заторможенную мечтательность!

Но в альбоме имеются и номера, в которых группа не то чтобы неузнаваема, а откровенно нарушает придуманные ею же в самом начале творческого пути правила игры. Скажем, "Буги-Автостоп" вполне мог быть сочинен Чижом - причем именно ранним, еще считавшимся в хипповой среде вполне своим. Хавтан же в те самые годы говорил в интервью А. Троицкому в программе "Кафе Обломов", что, при всех изменениях в стилистике БРАВО, вряд ли когда-нибудь начнет ностальгировать по эпохе длинных волос, революции цветов и Вудстока. И вот нате же - потянуло и туда тоже! Хорошо, хоть не спел о том, как ему холодно в кедах!

Увы, далеко не все "нереализованное" - это именно "незаслуженно недооцененное". Что-то, может быть, и стоило бы утаить от посторонних глаз, дабы не превращаться в пародию на самого себя. Зато когда Хавтан напрочь забывает про бытовуху и уносится в мыслях в далекие космические дали, ему веришь охотно и безоговорочно. "Полет" и "На Планете Гамма" - два номера с легким уклоном в "новую волну", нежную и мягкую, как у SIMPLY RED, имеют только один недостаток - не идут в трек-листе друг за другом, составляя единую дилогию. Зато благодаря им мы, наконец, слышим голос не просто лидера коллектива, а того самого волшебника, который когда-то из нескладной провинциалки Жанны сделал настоящую инопланетянку.

Спрашивается - зачем все-таки ему понадобились все эти эксперименты? А ответ лежит на поверхности. Для того, чтобы заткнуть рот многочисленным критикам и злопыхателям типа меня, вот уже много лет повторяющим, что БРАВО топчется на одном месте, не развивается и вообще живет за счет старых достижений. Нам показали, что в любой момент группа могла бы эволюционировать в какую угодно сторону - хоть в грандж, хоть в синти-поп, хоть в бард-рок. Более того - любая из ее песен могла бы звучать совсем иначе. А не произошло этого лишь потому, что неинтересно имитировать напряженные поиски "своего стиля", когда уже давно все найдено. Пора успокоиться и начать тихо делать то, что ты лучше всего умеешь. И не относиться слишком уж серьезно к тому, что какие-то грани своего таланта реализовать так и не удалось!..


Слушать альбом

Автор: Олег Гальченко
опубликовано 14 мая 2019, 15:30
Публикуемые материалы принадлежат их авторам.
К этой статье еще нет комментариев | Оставьте свой отзыв

Другие рецензии
   
  Rambler's Top100
 
Copyright © 2002-2019, "Наш Неформат"
Основатель
Дизайн © 2003 (HomeЧатник)
Разработка сайта sarov.net
0.04 / 5 / 0.002