НЕИЗВЕСТНЫЙ КОМПОЗИТОР - "Путь"


(с) НЕИЗВЕСТНЫЙ КОМПОЗИТОР, 2018
(р) FireStorm Production, 2018


Секстет из Архангельска, возглавляемый скрипачом Ильей Денисовым, исполняет инструментальную музыку, заведомо обреченную на полную "неформатность". Мало того, что композиции без слов у нас любят и понимают представители очень узкой прослойки слушателей, мало того, что ни одна влиятельная радиостанция не станет рекламировать подобную продукцию, так еще и инструментал этот предназначен для внимательного прослушивания. Сделать из НЕИЗВЕСТНОГО КОМПОЗИТОРА ненавязчивый музыкальный фон для супермаркета не получится - слишком отвлекает от поиска товаров, крутить в маршрутке тоже опасно - многие могут проехать свою остановку. А еще говорят, будто "живьем" группа звучит куда мощнее и энергичнее, чем в студии - что кажется правдой, если судить по выложенным на YouTube многочисленным концертным фрагментам. То есть студийный альбом, на который ребята наскребли деньги модным нынче способом краудфандинга, они заведомо делали только для себя и небольшого круга своих поклонников.

Круг-то, может быть, и узкий, но как широки их мировоззренческие горизонты! Эти люди не хотят и не замечают никаких границ между роком, фолком, классикой или джазом. Музыкальный мир для них един, испытываемые влияния разнообразны и за каждой исполняемой композицией стоит своя история, своя культурная традиция. Критики, конечно же, отмечают, прежде всего, близость к балканским мотивам, к той линии, которую ведут Брегович и Кустурица. Да, сей элемент имеет место быть и бросается в глаза в первую очередь. Более того - НЕИЗВЕСТНОМУ КОМПОЗИТОРУ уже доводилось играть вместе с THE NO SMOKING ORCHESTRA на одной сцене (хотя кто из наших с ним не играл в начале нулевых, когда балканская тема была здесь одной из самых модных?!). И все же стиль группы куда разнообразнее. Скажем уже в "Интро" присутствуют вроде бы трудно сочетаемые мотивы: скрипка одиноко плачет с явным еврейским акцентом, ей флегматично и вроде бы даже покровительственно отвечает бас Сергея Гуляева, стилизованный под ситар. И все это единство противоположностей цементируют монотонные клавиши Хрисии Качаевой. Это похоже даже не на пролог, а на целый творческий манифест, который будет реализовываться на протяжении последующих семи композиций.

"Танец Огня" - это бодрая плясовая, где каждому из музыкантов найдется серьезная работа и возможность показать свою виртуозность. Претендующие на шаманизм ударные Ивана Вальнева и хард-роковая гитара Ильи Кожухова задают настроение, к которому вскоре приспосабливаются и задиристая денисовская скрипка, и настроенная, скорее, на лирико-романтическое настроение флейта Алисы Добрыниной. Получается эдакий полу-JETHRO TULL, полу-KANSAS, с примесью буйного южного темперамента. Заглавный "Путь" - это, кажется, вообще история то ли о затерянном в азиатской пустыне караване, то ли о цыганском таборе, кочующем по степи. Тема грусти и одиночества здесь перемежается вспышками безудержного веселья, причем сила выплескиваемых эмоций чем дальше, тем мощнее. А ведь, если подумать, то из этого всего состоит и весь наш жизненный путь, на каком языке бы мы ни думали и в какой бы точке земного шара не обитали. Так скромная зарисовка с натуры перерастает в небольшую философскую притчу. Без единого слова, кстати - чтобы было понятно всем, независимо от географического положения и национальности.

В композиции "Театр" музыканты вообще делают широкий шаг в сторону классики. Звучит танго - изящное и даже чуточку манерное, которое вполне мог бы (если бы захотел, конечно) сочинить сам Астор Пьяццолла. Стилизация? Пародия? Да какая, в сущности, разница, если все творчество группы временами тоже напоминает театр и поражает воображение обилием примеряемых масок!

Идущая следом "Йованка" - это уже балканский фолк в чистом виде. Нас словно бы приглашают в гости на деревенский праздник - немного наивный, лишенный гламурного шика и в то же время полый искренних позитивных эмоций. Снова славянские танцы, но уже прерываемые приливами какой-то щемящей, трогательной нежности. Видимо, оттого, что подобные идиллические картинки из жизни, не испорченной цивилизацией, сейчас могут существовать только в нашем воображении, да в кадрах старых кинофильмов. Обаяние этой вещицы невероятно сильно. Однако впечатление от нее перебивается трагической и тревожной "Увертюрой", в которой можно при желании уловить и отзвуки маршевого ритма "Прощания Славянки", и вагнеровскую помпезность, и даже что-то из Шостаковича или Прокофьева. А в целом - звуковую панораму всего прошлого века, в котором были и войны, и катастрофы, и стремительное развитие научно-технического прогресса - а в результате осталось ощущение горечи и разочарования. По-моему, именно здесь клавишным удается немного потеснить вечно лидирующую, вечно нагнетающую напряженность скрипку и несколько флегматичными аккордами уравновесить общую нервную обстановку - словно напоминая о том, что европейская классика все еще жива и не забыта.

"Ночь. Луна. Ты" - не то чтобы колыбельная, а скорее музыка, которая могла бы присниться в более или менее спокойную полнолунную ночь. Никаких кошмаров, никаких странностей - просто монотонная мелодия, навевающая атмосферу таинственности. Слушателю самое время расслабиться и перевести дух перед новым испытанием. Последний трек, который почему-то называется "Телега" - веселый, озорной, идеально подходящий для оформления каких-нибудь экранизаций или постановок по произведениям Бабеля. То есть это тоже юг, но скорее Одесса-мама в ее классической, еще дореволюционной версии. Еще без приблатненности, так любимой легендами нынешнего шансона, но зато с причудливым переплетением разных культурных традиций - в том числе, наверное, и балканских тоже.

Итак, перед нами коллектив с очень широким кругозором, слаженный, неординарный и... неприкаянный, по большому счету. Ибо чем шире твой взгляд и разнообразнее стилистика, тем сложнее ответить на элементарный вопрос: "С кем вы, мастера культуры?" Они просто с севера, где так не хватает солнечного тепла и света. Где каждый согревается, как может. От энергии, излучаемой НЕИЗВЕСТНЫМ КОМПОЗИТОРОМ, могут таять льды. А создаваемые им образы настолько ярки, что прослушивание альбома может заменить дорогостоящую поездку в жаркие страны. Пожалуй, только это дает музыкантам шанс когда-нибудь стать по-настоящему известными.

Автор: Олег Гальченко
опубликовано 27 января 2019, 15:09
Публикуемые материалы принадлежат их авторам.
К этой статье еще нет комментариев | Оставьте свой отзыв

Другие рецензии
   
  Rambler's Top100
 
Copyright © 2002-2019, "Наш Неформат"
Основатель
Дизайн © 2003 (HomeЧатник)
Разработка сайта sarov.net
0.02 / 5 / 0.001