ЧИЧЕРИНА - "#Войнаимир"


(с) ЧИЧЕРИНА, 2017

Группа утверждает, будто приурочила выход альбома к своему 20-летию, и, по-моему, что-то путает в подсчетах. Я же точно помню, что это было буквально вчера - под гитарные аккорды, напоминающие что-то из THE CARDIGANS, на наши телеэкраны въехала сидящая на капоте иномарки кукольная провинциалка с выпученными от ужаса глазами и заголосила первое, что ей ветром в голову надуло: "Ту-лу-ла! Ту-ту-ла! Ту-лу-ла!.." Говорят, будто съемки клипа проходили в жутчайшие московские морозы, что не преминуло сказаться на здоровье начинающей певицы. А страну тем временем продолжали терзать последствия большого финансового кризиса, и каждый показ испуганного девичьего лица очень хотелось сопроводить подписью типа: "Родина-мать зовет!"

И вот оказывается, что это - уже далекая история. Причем настолько далекая, что все старые песни (а их в альбоме целых 11 штук) пришлось переписывать заново, чтобы соответствовали новым десяти. Уж слишком устаревшим показалось их звучание, когда-то считавшееся очень и очень модным. А для пущей трудности отличить прежнюю Юлию Чичерину от нынешней, еще и перемешать все старое и новое, военное и мирное, смешное и печальное.

И оказалось, что старые хиты плохо поддаются реанимации. Та же "Ту-лу-ла", переаранжированная так, что весь гитарный вой отодвинут на второй план бездушной электроникой, лишилась всей своей отчаянной безбашенности. Вместо испуганной капризной девочки теперь перед нами скучная тетка, пытающаяся имитировать какие-то эмоции - но ей не веришь. Есть вещи, которые повторить невозможно - и я уверен, что если бы Балабанов услышал эту, новую версию, вряд ли захотел бы вставить ее в "Брата 2" или в какой-то другой свой фильм.

Впрочем, может быть, все дело в стереотипах, которые сама группа вбила в головы своих слушателей еще в конце 90-х и теперь не может никак преодолеть? Вот, скажем, песня "Блюдца" как вызывала лет пятнадцать назад ассоциации с разборками в детсаду для умственно отсталой детворы, так и вызывает ныне, что ты с ней ни делай: "Белая скатерть, разбитые блюдца, девочка плачет, девочки смеются..." А "Жара" уже навсегда у всех в сознании связана с рекламным роликом известного прохладительного напитка, хотя после пугачевского "Звездного Лета" трудно вспомнить столь же яркий шлягер, посвященный самому беззаботному и теплому сезону.

А еще, как это бывает часто со сборниками лучшего, больше вопросов вызывает то, что в трек-лист не попало. Ну, положим, почему обошлось без "Моего Рок-н-Ролла", понятно - это ведь творение группы БИ-2, единственным ценным вкладом в которое от Чичериной является просьба закрыть окно в начале соответствующего клипа. Понятно, почему нет каверов из "КИНОпроб" - уж слишком они примитивные и слишком припанкованные, что с нынешним имиджем группы совсем не вяжется. Но вот отсутствие "Врачей" из альбома "Течение" простить невозможно! Это было настоящее откровение в свое время, наталкивавшее на мысль, что Юля-то может быть совсем другой - трагичной, ранимой, ведущей репортаж из какой-то параллельной реальности, почти с того света. Видимо, увиденное ею там испугало артистку настолько, что она решила к подобным экспериментам больше не возвращаться. Что, может быть, и к лучшему - все равно новой Янки Дягилевой из нее бы не вышло, как не вышло ее из Юты. Нравится нам или не нравится, а наиболее органична ранняя Чичерина в лирике - легкой, чуть кокетливой, иногда с привкусом сюрреализма: "Пожарные", "Уходя - Уходи", "40 000 Километров". Когда-то все это казалось несколько поверхностным, даже пустоватым - как и значительная часть всего отечественного рока времен расцвета "козыревского" "Нашего Радио". Но все познается в сравнении. И когда началась "война", ушедший в прошлое "мир" вдруг начинаешь видеть совсем в другом свете.

Да, по сравнению с доперестроечным и перестроечным роком, песни начала нулевых были лишены социальной остроты и философичности, а иногда вообще посвящались какой-то ерунде. Но они были добрыми. Их сочиняли люди, искренне желавшие жить в стабильном, комфортном и вроде бы даже цивилизованном мире, наслаждаться простыми обывательскими радостями, да изредка, для поднятия тонуса, поигрывать в какую-нибудь тарантиновщину или стивенкинговщину, мало похожую на реальность. И когда в этом мирке запахло порохом, они хоть и выказали желание выполнить задание партии и правительства, но так и не смогли заставить себя мыслить лозунгами. Чью сторону заняла Чичерина в украинской гражданской войне, перед кем пела в Донбассе и вообще была ли там когда-нибудь, мы можем узнать только из ее интервью. В новых же песнях отразился только ужас и боль перед большой человеческой трагедией, только предчувствие, что достаточно далекая сейчас от нас беда завтра может придти в наш дом. Собственно, вот и все содержание таких вещей как "Рвать", "На Передовой", "Мой Сталинград", "Моя Спарта", "На Войне". Это монологи Женщины и Матери, в которых просто негде пристроиться хоть какому-то намеку на официальную идеологию!

А вообще-то певица не разучилась радоваться жизни и даже озорничать. То назло затопившей весь мир мертвой воде врубает "Фонтан Счастья", то в энергичной песенке "Нет, Да" пытается пробудить в загрустивших слушателях веру в спасительную силу любви, то в наивной и трогательной "Буке" начинает бороться с детскими страхами... Сейчас счастье, о котором рассказывает Юлия - скорее выстраданное, хрупкое, недолгое. Но правды в нынешней Чичериной куда больше, чем в той, прежней. Кукла ожила, стала человеком - и, кажется, очень хорошим...

Музыкальные пристрастия Юлии при этом не сильно изменились. И еще она осталась верна своим корням, своим друзьям по свердловской рок-тусовке 90-х. Ведь первые свои записи она сделала вместе с группой СМЫСЛОВЫЕ ГАЛЛЮЦИНАЦИИ в альбоме 1997 года "Акустическая Юность", а сейчас Сергей Бобунец продюсирует новый альбом Чичериной и даже кое-где подпевает, добавляя от себя легкой иронии и сентиментальности. Подозреваю, что его незримое присутствие сказалось и на общем качестве материала, которое в целом видится весьма высоким.

Вот только песню "Рынок-Лабиринт" надо было сочинить, записать и забыть как страшный сон двадцать лет назад. Сейчас же удивляться звериным нравам шоу-бизнеса, которому отданы лучшие молодые годы, уже поздно. Или на наших календарях до сих пор еще 1999-й?

Слушать альбом

Автор: Олег Гальченко
опубликовано 14 декабря 2018, 18:39
Публикуемые материалы принадлежат их авторам.
Читать комментарии (3) | Оставьте свой отзыв

Другие рецензии
   
  Rambler's Top100
 
Copyright © 2002-2019, "Наш Неформат"
Основатель
Дизайн © 2003 (HomeЧатник)
Разработка сайта sarov.net
0.05 / 5 / 0.002