Ди Курцман - "Качели На Краю Света"


(с) Д. Курцман, 2018

На краю Света и Тьмы

Слово "добро" уходит из нашей речи. Кажется, нынче им пользуются только оголтелые пропагандисты и те, кто усердно десять лет подряд репостят один и тот же призыв помочь щеночкам, которых завтра усыпят. Прилагательное "добрый" стало торговым брендом; скажи о ком-то, что он поёт добрые песни - и слушатель невольно поморщится, представляя слащавое сюсюканье, которым не проймёшь и детей с особенностями развития.

Но я всё же рискну. Песни Ди Курцмана и группы THE DARTZ - добрые. Среди бесконечных "битв бобра с козлом", где каждый прав по-своему, а подлинной правотой не обладает никто, сторона Света по-прежнему одна - это сторона любви и сочувствия. Сторона спокойной ненавязчивой доброты и уверенности в том, что рано или поздно, так или иначе всё станет хорошо.

Я не слышала у Ди ни одной злой песни. Ни одной презрительной. Ни одной хотя бы раздражённой. Мрачные - да, бывали, но неизменно этот мрак стоял снаружи, а не изнутри, и всегда отступал (не в этой песне, так в следующей), не в силах искорёжить то светлое и полное надежды восприятие мира, которое отчего-то принято называть детским.

Вот и сыгранный чистым и прохладным, каким-то хрустальным звуком альбом "Качели На Краю Света" такой же, хотя, казалось бы, и в заглавной песне, и во многих других речь идёт вовсе не о мире радуг и розовых единорогов.

Когда мне бывает тоскливо
Так, что в пору прощаться,
Я тоже встаю у обрыва
И начинаю качаться...


Там, за обрывом - вечный вопрос "А что, если я никогда не проснусь?", там бушуют волны и житейских, и подлинных морей, разрывается сердце (но от любви, только от любви), там на больничных приборах перо рисует коду, и оператор выключает ленту, но пока есть тот, кто с искренним интересом попросит: "Расскажи мне о себе", пока проступает в небе первый луч зари, пока кипит на огне чайник и настаивается чай с лимоном и имбирём, то, если повезёт, возьмёшь обратный, обратный билет в жизнь и радость, где руки уверенно сжимают канат, пусть даже канат самодельных качелей, и корабль идёт...

Вот о песне, одноимённой знаменитому феллиниевскому фильму, хотелось бы упомянуть особо. Простая и выразительная, в дуэте с Сергеем Калугиным она прозвучала почти идеально. У её лирического героя два разных голоса: калугинский голос рыцаря без страха и упрёка, шагающего прямиком в легенду, и совершенно земной, обманчиво-слабый, тёплый и человечный голос Ди. И на этом контрасте боль и тоска превращаются в медленное, трудное и с непонятным исходом, но всё же восхождение - восхождение не вовне, а внутри себя. Сквозь тоску и одиночество, сквозь мелкие и невыносимо-крупные заботы - вперёд и вверх.

Хорош и второй дуэт альбома - с Хелависой, хотя он и не разбивается так легко на понятные роли. Но, наверное, слишком просто и плоско было бы сделать из песни "Стрела" диалог жизни со смертью. Тем более что и смерти-то там нет - одна лишь рвущаяся на свободу и летящая в широкий мир душа, то ли привязанная к своему телу, то ли уже и нет, неважно. Но когда пронзительный, не вполне человеческий (так могла бы петь, пожалуй, ива) голос Хелависы сливается с окрепшим и словно распрямившимся голосом Ди, мороз дерёт по коже и внезапно перестаёт пугать то, что казалось страшнее самого ухода - медленное умирание.

С рождения до смерти Земля качает нас между Светом и Тьмой, между днём и ночью, и чувства, эмоции наши так же раскачиваются в этом вечном полёте. "Тот, кто постоянно ясен - тот, по-моему, просто глуп", - сказал поэт почти век назад. Но это не про Ди Курцмана. Конечно же, не про него.

Слушать альбом
Заказать альбом

Автор: Юлия Боровинская
опубликовано 08 ноября 2018, 20:02
Публикуемые материалы принадлежат их авторам.
К этой статье еще нет комментариев | Оставьте свой отзыв

Другие рецензии
   
  Rambler's Top100
 
Copyright © 2002-2018, "Наш Неформат"
Основатель
Дизайн © 2003 (HomeЧатник)
Разработка сайта sarov.net
0.02 / 5 / 0.001