БАГИРА - "Шрамы"


(с) & (р) FONO LTD, 2017

Наверняка многим из вас в той или иной форме приходилось встречаться с нападками на "низкие" жанры в музыке. Джазмены так говорят про рок, рокеры про рэп, рэперы про r'n'b, а те, в свою очередь, про хаус. Но все вместе чуть ли не единодушно берутся за руки и начинают водить хороводы, когда заходит речь о панк-роке или металле (к слову сказать, реликтовые пункеры и металлеры платят ассиметричной взаимностью). Это ханжеское местничество выгрызается из человека только тогда, когда до него доходит простая истина: можно создать замечательное произведение в любом жанре. Или, проще говоря, музыка не бывает "низкожанровой" или "высокодуховной" - она бывает только плохой и хорошей. К сожалению, подобное открытие доводится совершить не всем. Даже еще хуже: жанровая сегрегация поддерживается если и не большинством слушателей (что сомнительно), то очень значительной их частью. Но есть и положительный момент, который весьма точно отметил Фридрих Ницше, ведя разговор несколько о другом: "Эти маленькие ханжи просчитываются как раз в главном. Они нападают, но все то, на что они нападают, тем самым получает отличие".

Казань редко "стреляла" по рок-сценам страны своими проектами, но почти каждый выстрел был оригинален и самобытен, как зеброид на берегу Буторлыги: ХОЛИ, ДОМ КУКОЛ, ВОЛГА-ВОЛГА, СуперАлиса - все друг на друга не похожи. И вдруг - хэви-метал. Может ли казанская металлическая банда БАГИРА быть интересной кому-то за пределами металлургического цеха? Для начала надо хотя бы послушать.

В том, что БАГИРА сразу берет буйвола за рога, нет ничего удивительного. Все эти "без раскачки" и "за рога" - всего лишь один из нелепых штампов, сообщающих очевидное. Можно подумать, что кто-то на самом деле ожидает от альбома металлистов, когда же он раскачается: к середине альбома или к окончанию. Ничего такого, начинается диск с обычного ожидаемо резвого боевика. Удивительно другое: как можно так записывать в XXI веке тяжелую музыку? Вокал притоплен (до почти полной неразборчивости), гитары заретушированы, железо смазано и срезано по частотам порою до откровенных искажений (звук иногда напоминает сметание мусора с верстака), да еще и бросается в уши общий дисбаланс. Единственное, что прописано качественно и с любовью - бочка и бас, т. е. те компоненты, которые отвечают за ритм-секцию. Они-то и качают. И только благодаря басу (Риваль Закиров) и барабанам (Рамис Гиззатуллин) не возникает немедленного желания выдернуть диск из плеера и запустить его вслед за "Розеттой".

Время повернулось вспять, дико загоготало и вынесло на подносе образец записи, трудноотличимый по звуку от "мелодиевского" "Героя Асфальта", только с задушенным вокалом. Эпизодами звукорежиссер Константин Ткачев пытался приблизиться к альбому "Круиз-1". Однако чем дальше от начала, тем приличнее становится звук, словно бы группа разместила песни на альбоме в порядке их записи, а звукореж в процессе работы настраивался на волну все лучше и лучше. Желание сломать компакт-диск, пульт и Интернет постепенно пропадает.

На самом-то деле играет БАГИРА мощно. Этот тот самый кроссовер, выстроенный на основе ню-метала и вобравший в себя треш, пауэр, альтернативу, грув и даже сладж, который нынче принято именовать просто хэви-металом. Они не размениваются на мелочи вроде "дичайше крутых фишек", столь присущих новичкам, тырящим из музыкального пространства все, что ярко блестит, но сосредоточены на едином результате. И это не обязательно суровые лесорубы с топорами вместо гитар: при необходимости глухой напор уступает место истеричной агрессии, та, в свою очередь, может спрятаться за лирическим перебором, а в "Моменте" из пошарпанного "Бьюика" и вовсе вываливается ковбой со слайдом на пальце. Всё дело портит именно звук, например, как в начале "Ловца Снов", когда вместо прозрачной, легкой и чистой акустики звучат провода линии электропередач под высокой нагрузкой. Зачем этот напряг, если впереди все равно переход на драйв?

К слову, о гитарах. Вот так всегда с двумя гитаристами: сложно догадаться, кто из них самый умный. При общей ровности игры и музыкальной красоте аранжировок один из гитаристов (то ли Александр Шадров, то ли Глеб Воденников) то и дело норовит вставить какой-нибудь совершенно неуместный пассаж, заставляющий подозревать музыканта в тайном поклонении прогу. Ничего подобного не позволяет себе Рамис Гиззатуллин, выдавливая из бочек максимум и выколачивая из своей кухни именно ту военную тайну, которую пытался скрыть Мальчиш-Ломбардо.

При всех имеющихся недостатках самый главный ужас БАГИРЫ кроется в текстах. Есть два основных (в крайне грубой классификации) подхода к написанию слов для песен: либо слова важны, и в таком случае работа со словом ведется максимально тщательно (в силу возможностей), либо слова совершенно не важны, и тогда пишется незамысловатое "about you / without you" или вовсе выдумывается свой язык типа хоуплендика от SIGUR RÓS. В обоих случаях слова играют свою роль, участвуя в создании песни. В случае же с казанской группой звучит абсолютная ахинея с псевдосоциальной или псевдообщественной значимостью в трагично-драматичных тонах. Но это же смешно!

Может, я в бреду, но правда душит словно яд.
Наши имена уйдут в архив.
...
Зарыли себя,
Нещадно ломая хребет страны.
Висят на столбах
Последствия выводов, полных лжи

("Волна")

Мой врач забыл во мне пустые иглы,
Приняв на грудь.

("Залечь На Дно")

Нас итожит время, что решает судьбы.
Да, у нас нет цен,
Мы любили за процент.
Учись ценить момент.

("Момент")

Такое ощущение, что стихи писал восьмиклассник-холерик (похоже, тот же самый, что и обложку рисовал), но никак не взрослый человек. И этот подростковый гнев: "вытрави гнев", "гневно ветер выл", "мой гнев нацелен на твою скулу", "я на игле своей боли, гнева, страха, ненависть во мне". И эти девчачьи страдания: "такая боль - смотреть, не веря глазам", "боль - моя стихия", "боль потери не видна", "привычная боль", "мы берегли нашу боль". И это пацанское преклонение перед огнестрельным оружием: "между пулей и петлей", "выстрел точен", "выстрел заглушит шаги", "продолжи бег пули по стволу", "страсть к огнестрелу упорно внедряют в гены". И это загадочное: "Страна Советов выше силы стихий". И это эзотерическое: "Я могла бы выжить, но мне не хватает кармы". Боги, героине не хватает! Подайте, пожалуйста, еще два коробка кармы. Разумеется, без яда, грязи и крови тоже не обошлось. В какой-то мере нейтрализует это шапито ужасов мощное, красивое и точное пение Аллы Булгаковой (она же - автор текстов, как можно догадаться). По силе и тембральной окраске голос Аллы здорово напоминает Лусинэ Геворкян, да и стилистически БАГИРА очень близка к LOUNA (если при наименовании группы была мысль стать похожими на PANTERA, то это совсем мимо). Единственная недоработка - гроулинг, который Алла пытается использовать, но необходимой глубины (Маша Абаза впереди планеты всей!) достичь не получается. Кроме того, местами группа еще использует скриминг, но с ним и вовсе засада, поскольку скриминг, исполняемый в той же тональности, не играет нужной роли! Это больше похоже на передразнивание вокалиста, нелепое ёрничанье.

Висящие на столбах последствия выводов таковы: запись - плохо, музыканты - хорошо (барабаны - отлично), вокал - отлично, тексты - кошмарно, музыка - очень хорошо, обложка - фу.

Оценка по моей пятибалльной шкале: три с надеждами на лучшее.

Автор: Старый Пионэр
опубликовано 28 апреля 2017, 12:10
Публикуемые материалы принадлежат их авторам.
К этой статье еще нет комментариев | Оставьте свой отзыв

Другие рецензии
   
  Rambler's Top100
 
Copyright © 2002-2024, "Наш Неформат"
Основатель
Дизайн © 2003 (HomeЧатник)
Разработка сайта sarov.net
0.08 / 6 / 0.026