Линда - "Карандаши и Спички"


(с) & (p) Linda Music, 2015
(р) ZBS Records, 2016


В данной певице я разочаровался еще двадцать лет назад, прочтя на обложке в аннотации к одному из альбомов: "Оформление компакт-диска не несет в себе никакой религиозной или философской направленности, а является самостоятельным художественным произведением". То есть Линда и ее тогдашний покровитель Максим Фадеев честно признавались, что вся их буддистско-кришнаитская эстетика - всего лишь набор ярких побрякушек, навешенных для того, чтобы прикрыть внутреннюю пустоту. А ведь кроме эстетики у них ничего и не было! Чем, собственно говоря, Линда отличалась от Лады Дэнс и прочих кукольных клонов Мадонны, вошедшей тогда у нас в моду? Разве что тем, что Лада свою кукольность даже одеждой особенно-то прикрыть не старалась и называла вещи своими именами: что жить нужно в кайф, и что мечта каждой девушки - соблазнить какого-нибудь Мистера Бизнеса. За что ее и любили крутить на попсовых радиостанциях для бедных типа "Русского Радио". А Линда - вся такая странненькая, наглухо закутанная в черные одежды - то ли ворона, то ли монашка, сбежавшая из монастыря, разговаривающая намеками и полунамеками. Совсем не наша - не рожденная в СССР и вообще неземная. За что ее и любили радиостанции, отказывавшие в праве на существование всей русскоязычной музыке.

Много всего за двадцать лет изменилось. Где сейчас Лада Дэнс, уже и не вспомнишь. А "ворона" наша все машет крыльями и подает признаки жизни так активно, будто времени почти не замечает. Только вот места для нее, кажется, на нашем музыкальном небосклоне уже не осталось. Понимаешь это уже на первой же песне альбома со словами в припеве <i."Карандаши и спички зависят от налички!". Говорят, будто в свое время популярный кавер хита группы SMOKIE про девочку Элис Михаилу Башакову в качестве рекламного ролика заказал некий питерский магазин, впоследствии прекративший свое существование, но обессмертивший свое название на века. Видимо, дела у Линды идут не самым лучшим образом, и рекламу ей заказывают только ларьки, торгующие канцтоварами. Или это все-таки о любви? Так сказать, сатира на высший свет, на пошлость гламурной тусовки? Тогда, несомненно, самое смешное, что есть в музыкальном фельетоне, который перед нами - это карандаши и спички в качестве фаллических символов. Не намек ли это на вырождение на физиологическом уровне, учитывая, что двадцать лет назад у Наташи Королевой еще была возможность воспевать "палочку-выручалочку"?

В песне "Болеют Все" нас вообще погружают в настолько беспросветную атмосферу городских будней, несовместимую с образом ранней Линды, что в буквальном смысле - мороз по коже: "Зима - не время любви, болеют все. И пуховики мешают любить. Дурная кровь". Прежде ее героиня ничего подобного не замечала. Даже прогремевший в свое время "Северный Ветер", якобы рассказывавшей о будущей атомной войне, можно было списать на больное воображение или страшные сны, посещающие всех нас время от времени. Здесь же впервые живая жизнь начинает бороться с мертвой урбанистической средой, тонкий женский голосок - с холодной электроникой. Причем кто победит в конечном счете, так и остается неизвестным. Ритм вялый, клавишные не отличаются особой выразительностью, в общем - ни потанцевать, ни помедитировать под такое не удастся.

Некие потуги на шаманизм в других композициях все же присутствуют - без них невозможно было бы обойтись даже в заглавном треке, собственно, и начинающимся с <i."о-о-о!" хора неизвестной восточной национальности. Вот только погрузиться в мир иллюзий уже не получается. В "Хочу", например, певица словно выдавливает из себя каждое слово, да и аккомпанирующие ей аккорды мучительны, ленивы, как будто сделаны на последнем издыхании. В "Кошкином Доме" лирическая героиня вообще ощущает себя осажденной крепостью, в ворота которой ломится всякая нечисть. И беззащитность, страх перед реальной жизнью здесь изображается настолько убедительно, что можно говорить либо о проявлении каких-то прежде скрытых актерских способностей, либо о том, что играть ничего не нужно - все описанное в песне автобиографично. Да, детство закончилось, а вместе с ним и вера в чудеса! Но дальше-то что?

Идеальным ответом на сей вопрос становится лучшая вещь альбома - "Идеальная Погода, Чтобы Идти к Черту". В ней у Линды наконец-то сдают нервы, в душе вспыхивает пламя протеста, от которого разгорается мировой пожар. Вокал вдруг приобретает неожиданную агрессию, а в аранжировках подает голос по-настоящему роковая гитара. Оказывается, даже такой ангелочек, если его очень долго доставать, может превратиться в грозного громовержца!

Может быть вот здесь она - настоящая? Или в своей болезненной, выстраданной молитве "Всем, Кто...", где уже не протест даже, а один робкий навязчивый ужас от мысли, что правды может не быть ни на земле, ни на небе? Зря она в припеве, конечно, приплела "Харе Кришну" - уж больно сильны ассоциации и с известными заклинаниями братьев Самойловых времен "Опиума", и с майковсим "Гуру из Бобруйска".Тем более на роль проповедницы певица, однажды уже признавшаяся в том, что солгала, не тянет. За конкретными образами, позаимствованными из известных всем священных писаний, по-прежнему не стоит ничего, а суть ее отчаяния очевидна. Это - последний сигнал бедствия, посылаемый с тонущего корабля, коим становится вся наша планета, SOS в никуда - "всем, кто слышит". Или настоящее откровение - в продолжающей ту же тему, но только с более тихими, интимными интонациями, "SMS"? Или в "Шрамах", где слушателю становится окончательно понятно, насколько глубока эта боль за все живое?

Да, девочка созрела и поняла наконец-то, зачем боги наградили ее музыкальным слухом и голосом. Да, она по-прежнему профессиональнее, сложнее, серьезнее значительной части сегодняшних поп-звезд, уже годящихся ей в дочери. И сочинители, работающие с ней, не всегда, но очень часто придумывают интересные мелодии и небанальные - хотя все-таки уж слишком наивные - слова. Но... Если опять же отбросить налет скандальности, таинственности, то есть ли в новом репертуаре Линды хоть что-нибудь, чего бы не смогли куда более модные Ёлка, МакSим или бывшие участники дуэта ТА ТУ? Боюсь, что почти ничего. Причем всем этим елкам удается завоевывать сердца поклонников, разговаривая с ними на куда более простом языке и скорее всего - вообще ни о чем. Вот кому ни морозы, ни глобальные катастрофы не мешают любить, ибо просто не существуют. Сегодня их праздник, а Линде нет места даже на ретро-вечеринках, посвященных 90-м. Она в контексте сегодняшнего шоу-бизнеса еще большая "ворона" - пугливая, белая и неприкаянная. Изо всех сил стремится быть актуальной, но зависает где-то на полпути между роком и попом. Философствует и пророчествует там, где все ждут только развлечений. Наверное, то, что она делает сейчас, очень хорошо. Но если бы двадцать лет назад она сбросила маску невменяемой сектантки именно ради этого, очень многое тогда могло бы сложиться совсем иначе и в судьбе самой певицы, и в судьбе окружающего нас с вами мира. А сейчас как руки ни заламывай, как ни причитай - все как-то неуместно да не вовремя. Оплакивать-то приходится не столько погибающее человечество, сколько собственную несостоявшуюся судьбу честного художника.

Автор: Олег Гальченко
опубликовано 01 февраля 2017, 04:18
Публикуемые материалы принадлежат их авторам.
К этой статье еще нет комментариев | Оставьте свой отзыв

Другие рецензии
   
  Rambler's Top100
 
Copyright © 2002-2024, "Наш Неформат"
Основатель
Дизайн © 2003 (HomeЧатник)
Разработка сайта sarov.net
0.06 / 6 / 0.009