БРИГАДНЫЙ ПОДРЯД - "Реинкарнация" & "Реинкарнация-2"


(c) & (p) БРИГАДНЫЙ ПОДРЯД, 2015, 2016

Говоря начистоту, БРИГАДНЫЙ ПОДРЯД был первой ленинградской группой, понявшей, что панк-рок - это не только дурачество, скоморошество, эпатаж и протест против всего на свете, но и, прежде всего, музыка. Поэтому я как-то с трудом могу себе представить, что бы делали Свин и Алекс Оголтелый, доживи они до наших времен, за что бы пили и помнил ли бы их хоть кто-нибудь вообще. А вот тридцатилетие данного коллектива и сопутствующий двойной сборник лучших хитов разных лет воспринимается как нечто само собой разумеющееся. Как и то, что ностальгия, воспоминания о своих былых заслугах и прочие ветеранские штучки нашим сегодняшним героям жить не очень-то мешают. Они живут настоящим, оперативно реагируют в своем творчестве на актуальные именно для текущего момента темы и продолжают записывать неплохие альбомы. А эта маленькая ретроспектива - так, всего лишь сувенир для поклонников. Ну, и напоминание фанам-новичкам о том, что все начиналось далеко не вчера.

Все песни - в том числе очень старые - были переписаны без участия музыкантов из предыдущих составов. И это пошло только на пользу альбому, ибо на нем представлена группа именно в том виде, в каком она существует ныне, без всяких искусственных попыток вернуться в 1985 год, воспроизвести тот звук, ту безумную атмосферу революционных рок-клубовских фестивалей, на фоне которой терялось из виду очень многое. Например, вопиющее неумение играть даже панк-рок. Когда десять лет назад у БРИГАДНОГО ПОДРЯДА вышел смонтированный из оригинальных записей разных лет сборник "Best", то очень хорошо была заметна разница между самым ранним периодом творчества, когда эмоции шли лавиной, а воплотить их в нечто осмысленное никак не получалось, периодом мучительного "взросления" и тем, что происходит последние лет пятнадцать - когда профессиональный уровень хорошо гармонирует с внутренним содержанием композиций. Цель нынешнего сборника, скорее всего, состоит в том, чтобы сделать историю группы единой и монолитной. Что получается легко, полушутя и очень-очень убедительно.

Мир песен БРИГАДНОГО ПОДРЯДА парадоксален. В полном соответствии с жанром, ребята поют о том, что жизнь - говно, но меньше жить от этого почему-то не хочется. В их текстах много протеста против фальши, обывательской косности и элементарной глупости, много агрессии - однако набить кому-то морду под их влиянием почему-то не хочется тоже. Тем более что морду бить пришлось бы прежде всего самому себе, ибо слушателю предлагают найти сперва соринку в собственном глазу, а уж потом браться за топор и идти на баррикады. Самый же удивительный парадокс - сочетание откровенного, бесстыдного хулиганства и чисто питерской интеллигентности. Изображай маргинала сколько угодно, стебись над кем хочешь - а все рано нет-нет, да и проговоришься, что читал когда-то умные книжки, не чужд определенных морально-нравственных ценностей, а к слушающей тебя публике не питаешь ничего, кроме любви. Все это прекрасно отразилось в "Реинкарнации", хотя было очевидно и прежде.

Треки здесь выстроены отнюдь не по хронологическому принципу. Например, взятая с дебютного магнитоальбома "Кошечка" завершает первую часть, а знаменитый, гениально стилизованный под арию из оперетты (и одновременно под ранних QUEEN с их опереточной же претенциозностью) "Идиот" затерялся где-то в середине. Примечательно вообще, что из всего раннего репертуара, состоявшего из злободневных частушек про ментов, депутатов и наркоманов - в общем, про все то, о чем писала перестроечная пресса - наиболее долгая жизнь была суждена двум совершенно дурацким музыкальным шуткам. То ли с художественно-эстетической точки зрения они выше всех прочих, то ли дело в "вечных" темах, никак не связанных с реалиями тридцатилетней давности. Но "Идиота" уже невозможно испортить новыми версиями - народ с годами его будет любить только еще крепче. Столь же нездоровое веселье всегда будут вызывать гимны всех, кто не захотел мириться с условностями буржуазного общества. "Мы Идем Грабить Банк" и "Парарурап" - глумливая пародия на эстрадную лирику, чуть ли не напрямую цитирующая что-то из питомцев Бари Алибасова.

И все же не смехом единым живет Сантёр сейчас. Открывающая первую часть "Жизнь" глубоко трагична, до предела переполнена самыми разными ассоциациями - от гибели Горшка, когда-то своими каверами поспособствовавшего возрождению массового интереса к группе, до судьбы целого поколения. Задаваемый лирическим героем вопрос беспощаден: "Как вы могли командой "Пли!" наш прекратить разговор..." То есть: как нас - таких беспечных, веселых, все правильно понимающих, какими мы были в детстве - сделали законченными сволочами? В песне "Детская" ответ дается примитивный как стишок для детсадовского утренника: процесс взросления неизбежен, против природы не попрешь. Однако в самой, пожалуй, глубокой вещи из всей подборки "Красота Сожрет Этот Мир", снимая клип на которую, я бы использовал нарезку из фильмов Лени Рифеншталь, предельно точно формулируется главная беда нашего безумного мира. Сами-то по себе мы добрые и хорошие, но почему-то все наши благие намерения мостят нам дорогу в ад. И чем нам остается гордиться - кроме крепости своих кулаков да безудержной удали, как у персонажа песни "Иван Факов"?

Вторая часть вышла повеселее и без претензий на философичность. Первый же трек "Уроки Панк-Рока", хоть и задумывался как гимн, но лишен всякого пафоса и напыщенности. Это просто поток сознания на заданную тему - как хорошо, когда ты свободен и молод. Вторая по значимости вещь, продолжающая и линию "детских" песенок, и в чем-то даже линию "Идиота" - "Школьное Любовище". Даже странно думать, что так могут шалить дядьки, которым уже очень сильно за сорок! Идеальный саундтрек для любой из серий "Ералаша" и повод с улыбкой вспомнить самого себя четырнадцатилетнего. Вообще-то первая подростковая любовь - штука скорее трагическая, чем комическая, ибо все в первый раз, все до пугающего ново, и как себя вести правильно в тех или иных ситуациях, никто толком не знает. В общем, ноль романтики - одни сплошные страдания от, выражаясь словами классика, "зубной боли в сердце". Но что значат все эти катастрофы, кажущиеся глобальными, по сравнению с описанным в песне "Скамейка" тяжелым похмельем, усугубленным еще и потерей всех жизненных ориентиров?! Сколько лет хиту - уже не важно: сколько проживу - он все никак не утратит своей актуальности. А вот еще "Врач" - очередная попытка позубоскалить на тему "кто не курит и не пьет - тот здоровеньким помрет". Вначале смешно, но под конец страшновато, что и вправду если уж сделался рабом одной вредной привычки, то и мимо остальных всех, мыслимых и немыслимых, не пройдешь. Вот "20 Бравых Ребят" - одновременно антивоенный, пацифистский гимн, посвященный всем вооруженным конфликтам, случившимся на нашем веку и... полная иронии притча, не обязательно связанная с армейской службой. Ведь тонны свинца, о которых поется здесь, получить может не только солдат, выполняющий приказы стоящих над ним политиков, но и вполне штатский, вполне мирный гражданин, поверивший в какие-то идеалы и решивший за них бороться. Уж чего-чего, а этого добра хватит на всех - желающих и нежелающих!

Есть на диске и два щемяще-романтических номера. "Мосты" - еще одна реанимированная древность из репертуара самого первого состава, видимо, написанная по своим воспоминаниям от прощания со школой. Они дают нам возможность снова пережить боль от осознания, что юность уже не вернуть, что праздник кончился - и нового уже не дождешься. А "Пьяный" - напротив, радостная зарисовка из жизни человека, начинающего жизнь с чистого листа и понимающего, что хмелеть можно и от весны, любви и самого факта, что ты все еще жив. Финальная композиция второй части "Все, Что Нам Дается" призывает жить здесь и сейчас, ценить каждое мгновение и не стесняться выражения добрых чувств по отношению к ближнему. Как бы ни было неуютно в нашем мире, другой жизнь все равно не будет: "Парарурап-пап-пап, вот и хорошо. Парарурап-пап-пап, очень ничего. Парарурап-пап-пап, вот и хорошо. Парарурап-пап-пап, очень ничего..." Несмотря на игривые интонации, сказано мудрыми, много повидавшими людьми, не бросающими слов на ветер.

Может быть и к лучшему, что задуманные изначально как кантри-фолковые баллады "Жизнь" и "Розовая Вода" заметно потяжелели и ускорили темп. Есть исполнители, которые с акустикой в принципе несовместимы. Хотя "Розовая Вода" без девичьего бэк-вокала потеряла очень многое, а "Жизнь" вообще теперь не отличишь от творений КОРОЛЯ И ШУТА образца 1997 года. Жаль, что не подарили вторую жизнь провоцировавшим когда-то гомерический хохот "Трупам", да и "Иосифу Кобзону", идея которого явно была украдена у раннего Лаэртского.

После этого как-то даже неловко спрашивать, почему ни в одну из частей не попали ни надоевшие в исполнении Горшка "Соловьи", ни устаревший морально, но всем памятный "Кировский Завод", ни совсем уж недавнее - и потому очень созвучное общему настроению материала - "Всерьез". Что-то, видимо, унесли с собой в прошлое выпавшие из строя участники старых составов, что-то не вписалось в концепцию, а для чего-то просто не хватило места - хотя скучный "Амундсен" мог бы и подвинуться. Если все хиты не помещаются даже на двойном сборнике, и возникают вопросы, почему предпочтение отдали этому, а вот то забыли - мы точно имеем дело с великой группой. А БРИГАДНЫЙ ПОДРЯД велик несомненно и уже давно. И способен если уж не по качеству исполнения, то по драйву приблизиться к лучшим альбомам OFFSPRING и GREEN DAY. Остается лишь жалеть, что столь высокий исполнительский уровень достигнут только сейчас, ценой немалых жертв и потерь. И радоваться, что вечная молодость у кого-то затягивается на непростительно долгий срок. Дай бог каждому оставаться вот такими вечными подростками и не выглядеть при этом выжившими из ума старыми козлами!

Автор: Олег Гальченко
опубликовано 08 января 2017, 23:24
Публикуемые материалы принадлежат их авторам.
К этой статье еще нет комментариев | Оставьте свой отзыв



Другие статьи на нашем сайте

РецензииБРИГАДНЫЙ ПОДРЯД - "Насилие И Sex"Старый Пионэр24.09.2004

Другие рецензии
   
  Rambler's Top100
 
Copyright © 2002-2017, "Наш Неформат"
Основатель
Дизайн © 2003 (HomeЧатник)
Разработка сайта sarov.net
0.09 / 6 / 0.072