ЧИСТАЯ ЛЮБОВЬ - "Полное Собрание Сочинений. 1985-2013"


(c) ЧИСТАЯ ЛЮБОВЬ
(p) Геометрия, 2014


В конце 70-х - середине 80-х годов последнего века прошлого тысячелетия особым диссидентским шиком среди советских студентов считалось играть в собственной рок-группе. Как хорошо известно, некоторые из этих полусамодеятельных коллективов сумели возмужать и пронести свой энтузиазм через испытания, преподносимые хаотично меняющейся реальностью. Дожившим до наших дней автоматически был присвоен статус легенды большего или меньшего масштаба. Что, в принципе, никем не оспаривается.

Группу ЧИСТАЯ ЛЮБОВЬ, созданную около 1985 года будущими искусствоведами Максимом Волковым и Сергеем Гурьевым, тоже называют легендарной. И заслуженно. Но в этом случае каждый исследователь отчего-то ощущает потребность снабдить слово "легенда" уточнениями и комментариями.

Первые штудии уже представлены читателям; нет сомнений, последуют и другие...

Безусловно, ЧИСТАЯ ЛЮБОВЬ - реально существующая группа, занимавшая и занимающая вполне конкретное место в пространстве и времени. В совершенно конкретном пространстве-времени московского (и далее советского-постсоветского) андеграунда-постандеграунда 80-х - 2010-х. Во многом благодаря участию культового рок-журналиста и контркультуртрегера Гурьева, души и идеолога легендарного уже во всех смыслах журнала "КонтрКультУра". Но не только, отнюдь не только.

"- Сыграйте нам что-нибудь трогательное!
- Да, я очень люблю трогательную музыку. Сыграйте нам военный марш, да погромче! Пу-рум-пу-рум-пум-пум-пум-пу-рум!
- Но я не знаю... не знаю трогательных маршей!"


Жаль, что скромница Бетти (или Энни) из бессмертной "Тетки Чарлея" (она же "Здравствуйте, я ваша тетя!") не имела возможности ознакомиться с песнями ЧИСТОЙ ЛЮБВИ.

Все они - именно трогательные марши.

С нью-вейвом, хард-роком, арт-роком, пост-панком и советской эстрадой вкупе с ВИА.

С бравурным жизнерадостным абсурдом и странноватыми словосочетаниями, намертво влипающими в память. Вроде "Падал снег, рыдали негры", "Осторожным сексом занималась алая заря", "Сиянье света плавится над группами гостей", "Шершавая хвоя шуршит по шузам".

С принципиальным отказом от повествовательности (какой же в маршах нарратив?). Неоднократно, впрочем, нарушаемым. Например, в "Джо-Мажоре", "Папе Карло И Волшебной Двери", не говоря уже о "Приехали Мы В Монтрё", хулиганской, но вместе с тем весьма корректной по отношению к оригиналу кавер-версии "Smoke On The Water" DEEP PURPLE, - в этих произведениях рассказываются полновесные истории, с завязкой, кульминацией, развязкой и даже, если позволите, моралью.

Но, конечно, создатели чистолюбовных песен если чего и узники, то не морали, а разве что собственной свободы (совсем как Бердяев). Свободы, выражающейся в бесконечной игре (совсем как у Хейзинги), в гедонистическом раздолбайстве и интеллектуальной провокации (количество текстовых и музыкальных цитат, задействованных ЧИСТОЙ ЛЮБОВЬЮ, не подлежит точному подсчету), в иронии как способе ладить с миром (не совсем как у Леонарда Коэна).

Их внешний способ ладить с миром, сам способ бытия группы органично вытекает из изложенного выше. Кажется, они сделали всё для того, чтобы как можно больше спровоцировать и заинтриговать неравнодушного зрителя. Всё для того, чтобы стать легендой в наиболее узком и прямом значении слова: легендой, как, допустим, легенда о Летучем голландце. (Группа ЛЕТУЧИЙ ГОЛЛАНДЕЦ, существовавшая в Москве в 90-х годах прошлого века, здесь решительно ни при чем.)

ЧИСТАЯ ЛЮБОВЬ выступает с перерывами в годы, а то и десятилетия. Альбомы записывает, мягко говоря, изредка. Появляется на горизонте и исчезает, заставляя очевидцев изумленно тереть глаза: уж не мираж ли это был, не морок, наведенный огнями святого Эльма?

Полное собраний сочинений ЧИСТОЙ ЛЮБВИ невелико - и вместилось в увесистую, но компактную коробку благородного темно-красного цвета с подписью "Искусствоведческая экспертиза".

Творцы легенды, они же герои, отнеслись к материальному воплощению ее с надлежащим тщанием. Начиная с оформления, выполненного старым другом и, можно сказать, спутником жизни коллектива Александром С. Волковым.

Все элементы содержимого коробки взаимодополняют и взаимообъясняют друг друга. На каждом - эмблема группы: сердце с перекрещенными по-пиратски костями, пламенный насос вместо ледяной ухмылки черепа.

Четыре диска чистолюбовно заключены в диджипаки.

Начинать погружение в мир ЧИСТОЙ ЛЮБВИ можно с "Хроник", составленных главным вокалистом и основным автором группы Максимом Волковым, - занимательнейшей "дискретной" летописи коллектива. Помимо "Хроник" в 128-страничном буклете есть тексты песен, стихи, фотографии - и списки, длиннющие списки имен и фамилий, из которых видно, какая же чертова уйма людей так или иначе принимала и принимает в ЧИСТОЙ ЛЮБВИ участие.

На первом диске (с портретом-шаржем молодых основателей ЧИСТОЙ ЛЮБВИ работы самого Максима Волкова на обложке) - не издававшиеся прежде альбомы "От Сердца К Сердцу" (1986) и "Московские Чувства" (1988). "Московские Чувства", упомянутые в книге "100 магнитоальбомов советского рока", были доведены до ума специально для ПСС. Здесь звучат более не повторяющиеся нигде "Космонавты" и "Праздник Электричества". В остальном трек-листы ранних альбомов по большей части пересекаются. Но интересны нюансы: так, к саунду "От Сердца К Сердцу" приложили руку знаменитый композитор и инженер Станислав Крейчи и его сын Александр. Партию бас-гитары на двух песнях из "Московских Чувств" исполнил Сергей "Силя" Селюнин.

На втором диске - "Сухостой" (1999). Единственный своевременно достигший более-менее широкой аудитории, самый совершенный и, увы, на сегодня последний альбом, включающий едва ли не все главные хиты ЧИСТОЙ ЛЮБВИ. Да, в общем-то, и состоящий сплошь из одних хитов: "Аглая", "Зайцы", "Веселые Рыболовы", "Узники Морали", заглавный "Сухостой", бонусная "Девочка Из Питера". Нежный девичий задор в "Песне Московских Студентов" обеспечила певица Юлия Стерехова (экс-ЛАЙДА). В "Джо-Мажоре" и "Приехали Мы В Монтрё" слышна домра Светланы Чапуриной, лидера дружественной группы ДОЧЬ МОНРО И КЕННЕДИ. Светлана, не будучи тогда знакома с шедевром DEEP PURPLE, с первого раза точно повторила мелодию, наигранную ей Максом Волковым на гитаре, - так появилась одна из многочисленных малых легенд внутри большой легенды.

Третий диск - "Live In Форпост", концерт 2004 года. Десятилетняя история сведения и мастеринга этой записи - скорее, не легенда, а целый эпос...

Диск четвертый - DVD с фильмом о группе и видеобонусами: все тот же концерт осени 2004-го и концерт в том же "Форпосте" годом раньше. Вот где по-настоящему ясно, с какой веселой яростью выкладывается ЧИСТАЯ ЛЮБОВЬ на своих редких, редчайших встречах с публикой. Еще один бонус - еще один кусочек легенды: дефиле Егора Зайцева... под песню "Зайцы", каким-то обыкновенным чудом попавшую к организаторам. Томные юноши в галифе и девы в мини-платьях, с непробиваемо серьезным видом фланирующие по подиуму под рычащее двухголосье Волкова и Гурьева: "Мы - обитатели бер-р-резняка!!!"

Сам фильм, с нарочитой незатейливостью названный "Чистая Любовь Муви", - динамичная нарезка из недавних интервью с фигурантами в домашних интерьерах и архивных видеораритетов. Песня раскладывается на фрагменты, исполняемые в разных временных срезах. Этот прием погружает в тему с головой (аквалангов не прилагается). От 80-х к 2000-м и обратно, от ч/б к цвету и от цвета к ч/б.

Глухие черные очки Гурьева и Волкова, грация удивленного Маугли эксцентричного шоумена Олега "Вилли" Пшеничного. Трофейная немецкая каска (позже подаренная Нику Рок-н-Роллу) Алексея Маркова, игрока на барабанах, гитарах и кастрюлях. Дреды ударницы Лены "Металлики" Голицыной. Широкополые розовые шляпы чистолюбовных фей: бэк-вокалисток Юли Зайцевой и Риты Лопухиной.

Мультипликационная лиса ведет зрителя от эпизода к эпизоду.

Документальное кино, по воле создателей или нет, чем-то неуловимо похоже на псевдодокументальное, mockumentary. В этом подозрительному исследователю тоже чудится провокация.

На DVD вышел лишь один из 18 смонтированных вариантов "Муви". Полторы дюжины различных версий фильма были сделаны не из чьей-либо чрезмерной придирчивости, а, по словам режиссера Миши Якобсона (он же Майкл Морозов), исключительно фана ради.

Провокация, легенда, фан - вот три слова, которыми можно охарактеризовать суть и деятельность группы ЧИСТАЯ ЛЮБОВЬ.

А то, что данный текст появился едва ли не спустя год после выхода ПСС, можно считать посильным вкладом автора в чистолюбовную легенду. Когда же какая легенда была рассказана и истолкована по горячим следам событий?..

Автор: Анна Сусид
опубликовано 24 февраля 2015, 15:39
Публикуемые материалы принадлежат их авторам.
К этой статье еще нет комментариев | Оставьте свой отзыв

Другие рецензии
   
  Rambler's Top100
 
Copyright © 2002-2018, "Наш Неформат"
Основатель
Дизайн © 2003 (HomeЧатник)
Разработка сайта sarov.net
0.02 / 6 / 0.003