Алексей Вишня - "Вишнёвое Кино" (EP)


(р) Moroz Records, 2014

На днях случайно настроился на какой-то попсовый музыкальный телеканал и такое увидел, что чуть пульт из рук не выронил. Представьте себе - небезызвестный Витас своим петушиным фальцетом пел мамоновские "Досуги-Буги"! Особенно в его исполнении убедительными показались строчки про увольнение с работы и продажу последнего пальто. Мне бы возмутиться - дескать, не трожьте, сволочи, хоть Петра нашего Николаевича... Но ведь помню же, кто первым-то начал. В смысле - кто стал размывать границы между рок-андеграундом и попсой так, что порой не поймешь, где заканчивается одно и начинается другое. Вот такие интеллектуалы-постмодернисты как Вишня во всем и виноваты!

Алексей уже записывал кое-какие каверы в своем фирменном стиле - например, ранний хит БГ "-30" и "Сансару" Дмитрия Ревякина сделал почти в духе группы ALPHAVILLE. Прелесть подобных фокусов - исключительно во внешнем эффекте: конфетку, вкус которой нам давно знаком и приятен, завернули в новый фантик, и пока ее разжевываешь, можешь повертеть в руках бумажку и посмотреть, что там художники намудрили. Раньше это сходило с рук потому, что одна чужая песня соседствовала в альбоме с десятком своих, которые были ничем не хуже. Сингл же, состоящий из одних только песен Цоя - продукт не вполне аппетитный, ибо эти конфеты уже ели - причем иной раз те люди, с которыми не хотелось бы делить трапезу. Кто вообще только не пел цоевских хрестоматийных шедевров за последние двадцать пять лет! Немногие помнят, что свою карьеру певица Натали начала с техно-версии "Звезды По Имени Солнце", и лишь вмешательство не поставленных заранее в известность владельцев авторских прав заставило телевизионщиков убрать клип из эфира. А еще был Боря Моисеев, изображавший старого педофила со словами "Когда ты танцуешь, малыш, ты меня волнуешь!" и требовавшая каких-то перемен Надежда Кадышева. БУРАНОВСКИЕ БАБУШКИ Цоя попели, рэперы - от Децла до Noize MC - свои скороговорки на заданную тему взахлеб почитали, похожие друг на друга ди-джеи в соединении живого голоса легенды 80-х с мертвой электроникой поупражнялись - какие же еще экзотические позы в этой музыкальной Камасутре остались неиспробованными?

Да ни одной! Вишне к сказанному добавить ровным счетом нечего - кроме разве что своего знаменитого хрустального контртенора, звучащего так же звонко и молодо, как и тридцать лет назад. То есть от Витаса он в данном случае мало чем отличается. Все остальное очень близко к оригиналу и отмечено лишь мелкими нюансами. "Камчатка", например, сохраняет свою "реггейную" стилистику, но основной нажим делается не на гитару, а на клавиши - чуть монотонные, "космические", модные как раз в первой половине 80-х. Самое главное - сохранена атмосфера таинственности, погружаясь в которую, уже и не поймешь, о какой именно Камчатке идет речь - то ли о знаменитой кочегарке в Ленинграде, то ли о дальневосточном полуострове, где еще можно, наверное, встретить настоящих шаманов, общающихся с параллельными мирами. Не обходится, впрочем, и без откровенных осечек: боясь слишком далеко уйти от первоисточника, Вишня старается превратить его в некое подобие цоевского речитатива и голос ему мстит за насилие. В одной строчке мы вдруг слышим: "Я искал здесь вино - а нашел третий класс!" ("третий глаз" тут, конечно, был бы уместнее - это же не Юлий Ким, обкатывавший свои ранние сочинения на камчатских школьниках младших классов!..).

Получается странно, нелепо, почти пародийно - но все-таки не смешно.

Во "Времени Есть" происходит нечто противоположное - вместо скромного гитарного бренчания, словно бы записанного где-то в подворотне, есть много аранжировки, слишком громоздкой и профессиональной, чтобы убить простенькую студенческую песенку. Певец при этом не скупится на ангельские рулады, и чем дольше слушаешь - тем больше сомневаешься, что так может петь голодный, неприкаянный бездельник.

И лишь одна вещь из трех, включенных в сингл, настолько органична, настолько впору любому, кто за нее возьмется, что не требует ни точного соответствия оригиналу, ни каких-то особых украшательств. "Это Не Любовь" - нормальный такой танцевальный шлягер с едва заметной примесью дворового фольклора. В чем-то даже - предвестник будущего подросткового "жестокого попса", взятого на вооружение Виктором Салтыковым и Сергеем Рогожиным, чья манера пения была всегда очень "вишневой". Но здесь, пожалуй, дает о себе знать известный всем кинематографистам феномен, согласно которому плохую или посредственную книгу всегда легче экранизировать, чем гениальную. Альбом КИНО "Это Не Любовь" навсегда останется самым слабым в истории группы. К моменту его записи Цой как автор уже вырос из сентиментальных любовных страданий, все больше внимания обращал на более серьезные темы и накопившийся материал записывал второпях, сикось-накось, лишь бы вообще зафиксировать на пленке. Немудрено, что каждый желающий может любой из этих набросков довести до ума по собственному усмотрению.

Не знаю уж, что будет представлять собой полноценный альбом цоевских песен в исполнении Вишни, но уже сейчас очевидно, что он опоздал на целых двадцать лет. Единственное, что греет душу робкой надеждой - чувство, что Алексей сейчас один из немногих, кто точно знает, что именно нужно делать с этими песнями. Все-таки он был почти полноправным неофициальным участником раннего КИНО, а также звукорежиссером, который сделал из еще толком не научившихся играть простых и молодых ребят настоящих звезд магнитофонного самиздата. Он даже собственные сочинения, вошедшие в дебютный "Последний Альбом", выдержал в той же самой манере - то есть сам побывал в той же шкуре "последнего романтика". Если ему удастся вспомнить себя самого раннего и артистично сыграть то состояние души - светлое, бесшабашное, причудливо смешавшее ранимость и напускной цинизм, никто не сможет ему сказать, что "игра не стоит свеч, а результат труда"!

Автор: Олег Гальченко
опубликовано 22 декабря 2014, 21:15
Публикуемые материалы принадлежат их авторам.
К этой статье еще нет комментариев | Оставьте свой отзыв

Другие рецензии
   
  Rambler's Top100
 
Copyright © 2002-2018, "Наш Неформат"
Основатель
Дизайн © 2003 (HomeЧатник)
Разработка сайта sarov.net
0.05 / 6 / 0.03