ЦЕМЕНТ - "33"


(р) Союз Мьюзик, 2014

Семь новых треков от возрожденного совсем недавно ЦЕМЕНТА - это очень серьёзно. Нельзя сказать, будто слушателю в них группа откроется с какой-то неожиданной стороны. Кто не пропустил в своё время альбомы 80-х и 90-х годов, тот и сейчас не разочаруется, отметив верность стилю и по-прежнему неослабевающее чувство юмора Андрея Яхимовича. Те же, для кого всё пока что в первый раз, вполне могут начать изучение творчества легендарного рижского коллектива и с нынешних записей. Любая из песен вполне годится в качестве наживки для ловли новых фанов.

Особенно это касается идущей почему-то предпоследней "Надоело". Сумасшедший по энергетике рок-н-ролл, которым, наверное, очень хорошо открывать концерты, вполне годится для танцев до упада и в то же время - для политического манифеста новейшего времени: "Толстые, худые, богатые, крутые, лысые, большие, просто голубые. Все вокруг прыг-скок по делу и без дела. Все вокруг прыг-скок - надоело!.." Меломану со стажем сразу же придёт на ум что-то подозрительно похожее, слышанное много лет назад. Во-первых, это, конечно же "Give Peace A Chance" Джона Леннона, где текст примерно о том же: все болтают всякую ерунду, а мы просто требуем дать миру шанс. Другая ассоциация - с несправедливо подзабытой московской группой ТУПЫЕ с программной вещью "Русский Ренессанс": "А европейцы-европейцы все прыгают и скачут, по сто раз умирают и снова воскресают. А русские амбалы-амбалы все спят во сладкой спячке, потом, вдруг, как встанут - как встанут, да как замочат европейцев-европейцев! И будет страшный русский ренессанс!". Не знаю точно, ориентировался ли ЦЕМЕНТ при сочинении своей нетленки на эти первоисточники, но песенный сериал выстраивается весьма жизненный. Миру шанс дали, пробуждения русского амбала для нового ренессанса дождались, - а у того, оказывается, сил осталось уже только на отчаянное "На-до-е-ло!".

Пополнив таким мощным произведением свой золотой фонд - а "Надоело" будет, пожалуй, покруче "Тундры" и "ПТУ-Рока", - можно расслабиться и послушать шансон. Название мини-альбом получил от песни из репертуара Аркадия Северного, записанной незадолго до смерти певца. В оригинале это было слезливое посвящение памяти некоего Виктора Вахромеева, убитого при не совсем ясных обстоятельствах. В новой версии первозданный вид сохранился только у текста, да и тот, кажется, повествует не столько о физическом убийстве, сколько о пресловутом "кризисе среднего возраста", когда в человеке умирает молодой задор и тяга к творческим экспериментам: "Тебя убили в 33 без объяснений, без причины. Так что же? Слёзы, мам, утри от сына горестной кончины..." Музыка же при этом звучит совсем не одесская, а скорее позаимствованная у Криса Ри: отстранённый, лишённый всяких эмоций голос в дуэте с обманчиво нежной блюзовой гитарой. Как бы отреагировал на столь вольное обращение с материалом Аркаша, мы уже никогда не узнаем, а вот Крис точно был бы в восторге, ведь он и сам не чужд криминальным сюжетам.

Все остальные песни располагаются между этими двумя полюсами. Несколько лихих шансонных шлягеров - "Нельзя", "Пиковая Дама" и "Я Знаю Точно" присутствуют в репертуаре группы уже больше десяти лет, но именно сейчас наполнились настоящим рок-н-ролльным драйвом. Слушая их, можно вообще забыть о том, пародия это, кавер-версия или самостоятельное произведение. На определённом этапе шансон потому и выиграл конкуренцию у русского рока, что рок и в поэтическом, и в музыкальном плане оказался неспособным говорить на языке улиц, подворотен, подъездов, городских окраин, превратившись в сложное профессиональное искусство. В наше время по этой же причине рок проигрывает рэпу, потеряв ещё один шанс найти, наконец, крепкие корни в отечественной культурной традиции. ЦЕМЕНТ на своем примере показывает, как это должно быть - если обойтись без декоративного фольклоризма, без расхожих популистских лозунгов, которыми у нас так любят прикрывать отсутствие глубоких мыслей. "Я Знаю Точно" вообще роднит российский городской фольклор с корневым американским блюзом, сделавшим всю мировую музыку именно такой, какой мы её знаем, как в плане формы, так и в плане содержания. А вот песня "Холодно" - снова авторская работа, сатира на нашу "как бы жизнь", в которой всё какое-то ненастоящее, лишённое смысла и человеческого душевного тепла. Единственное, что здесь настоящее - музыка. Энергичная, жёсткая, озорная.

Судя по альбому, ЦЕМЕНТ сейчас не просто жив. Он находится, может быть, в самой лучшей форме, которая только возможна для группы с тридцатилетней историей. Только с таким профессиональным составом не страшно возвратиться на сцену после столь продолжительной паузы: Андрей Смирнов - соло-гитара, Гоша Грантиньш - ударные, Арнис Розе - бас-гитара, Андрей Яхимович - вокал, гитара, губная гармошка, вся музыка и многие тексты. Несмотря на то, что из ветеранов здесь только лидер и басист, лучшие традиции прежнего ЦЕМЕНТА оказываются соблюдёнными идеально, более того - остаётся лишь сожалеть, что именно этим людям не суждено было собраться и сыграть вместе тогда, когда всё начиналось.

Теперь бы им ещё внедриться в российский шоу-бизнес, заставив прислушаться к своему слишком далёкому от нынешних поп-роковых стандартов творчеству хотя бы устроителей фестивалей типа "Воздуха" и "Нашествия"! А то ведь обидно, что бывшему барабанщику группы Карлу Хламкину удалось доехать до московских клубов и радиоэфиров раньше остальных, куда более плодовитых и опытных коллег!..

Ознакомиться с альбомом

Автор: Олег Гальченко
опубликовано 27 апреля 2014, 23:34
Публикуемые материалы принадлежат их авторам.
К этой статье еще нет комментариев | Оставьте свой отзыв



Другие статьи на нашем сайте

РецензииЦЕМЕНТ - "Антология"Олег Гальченко15.10.2013

Другие рецензии
   
  Rambler's Top100
 
Copyright © 2002-2024, "Наш Неформат"
Основатель
Дизайн © 2003 (HomeЧатник)
Разработка сайта sarov.net
0.07 / 6 / 0.021