ГОЛЫЙ ПОВАР - "Мой Член Сторонник Перемен"


(с) ГОЛЫЙ ПОВАР, 2012

Это те же самые БАРТО, только с мужским вокалом. С технической точки зрения всё выполнено просто великолепно. Энергичная, почти всегда обманчиво лёгкая электроника в сочетании со сладковатым попсовым фальцетом могли бы сделать любую из песен отличным дискотечным хитом. Вот только дискотеку, где под такую музыку танцуют, вы не найдёте нигде - как и клипов ГОЛОГО ПОВАРА на канале "Ru.TV", диктующего сегодня всю эстрадно-шлягерную подростковую моду. И дело даже не в активном использовании ненормативной лексики (кстати, присутствующей далеко не во всех песнях). Просто ни одна из наших поп-звёзд не решится конкурировать с клоунами, делающими примерно то же самое, только с доведённой до полного неприличия искренностью.

Для сочинения пародий на российскую попсу нужно всего лишь начать в текстах называть вещи своими именами. Во все времена герои массовой песни жили по ханжескому принципу "хочешь, но молчишь". Может быть, именно поэтому сколь бы мало одежды ни оставалось на солистках многочисленных гёрлз-команд, выглядят они скорее как сделанные с браком резиновые куклы. У ГОЛОГО ПОВАРА же всё обнажено без тени стеснения, всё натурально: "Только в твоих штанах прохлада, только в твоих штанах весна. Бэби, мне лишнего не надо! Бэби, пусти меня сюда!..". Шокирующая прямота, но почему Наташе Королёвой про "палочку-выручалочку" да про "подсолнухи" ещё двадцать лет назад было можно, ДИСКОТЕКЕ АВАРИИ про яйца - тоже не возбраняется, а стоит отбросить все иносказания, довести мысль до логического, не побоюсь этого слова, конца - и уже кому-то мерещится пошлость? В конце концов, на какие чакры должна воздействовать настоящая молодёжная песня о любви, если не на те самые, не имеющие достойного наименования в русском языке? Трек под названием "Звезда" - это вообще идеальная формула поп-хита, математически точно просчитанная и воплощённая в жизнь. Мало того, что нежные голосовые рулады здесь уморительно передразнивают Витаса, в начале своей творческой карьеры игравшего в декаданс и распускавшего слухи о своём инопланетном происхождении. Текст, состоящий всего из одной повторяемой до бесконечности строчки, точно передаёт психологию и внутреннюю пустоту жертвы пародии. С одной стороны он такой загадочный, андрогинный, способный понравиться представителям обоих полов, с другой - любит он только себя и свою звёздность. Прекрасная иллюстрация ставшего когда-то в 80-х названием британской группы POP WILL EAT ITSELF тезиса, что "поп сам себя съест". Зачем с ними бороться, если они сами о себе могут рассказать всю правду?

Однако ограничиваться рамками экстремальных музыкальных пародий ГОЛЫЙ ПОВАР не хочет и правильно делает - ведь по большому счёту эта тема уже закрыта убогой КРАСНОЙ ПЛЕСЕНЬЮ и временами близким к гениальности Александром Пушным. Зато сюжетов для сатирических зарисовок с натуры вокруг предостаточно, просто на них почти никто не обращает внимания. С бездарем, голосящим в радиоприемнике, покончить можно в два счёта: нажал на кнопку - и вырубил. А как быть с той попсой, которая ходит по улицам наших городов, произносит речи с высоких трибун, решает, как нам жить, чем дышать, кого любить и ненавидеть? Самые яркие номера в альбоме посвящены всё-таки именно ей, и сходство с оригиналами вроде бы карикатурных портретов превосходит все ожидания. Пожалуй, только песня "Геть", обличающая диктаторский режим Александра Лукашенко, разочаровывает своей лобовой плакатностью. Возможно, на оппозиционном митинге в центре Минска - особенно за минуту до разгона, - это бы прозвучало эффектно, но в записи хуже, наверное, мог бы быть только Петросян, цитирующий десять заповедей. Зато персонажа, заявляющего, что ему всё "Путин Разрешил", мы узнаём с первого взгляда. Он страшен не тем, что в своих хамских выходках агрессивен и циничен, а тем, что уверен в полной безнаказанности, - ведь сейчас его время, его дороги, его тёлки. Какой Володька сбрил усы (и чьи именно усы), мы тоже прекрасно понимаем, наблюдая то затихающие, то вновь возрождающиеся всплески ностальгии по сталинской империи, - причём по большей части той, которой в реальности никогда не существовало.

Композиция "Пьяный" прозрачно намекает нам, что пьянство на Руси при всех режимах было своеобразной формой диссидентства, ибо неосторожное слово или поступок в условиях тотальной несвободы проще всего, притворившись дурачком, оправдать тем, что был пьян. А фраза из заглавной песни "Мой Член Сторонник Перемен" - не просто скабрезность, брошенная в лицо обывателю, а формула душевного состояния любого недовольного положением дел нашего современника. Куда там цоевским переменам, которых требовали наши сердца! Теперь сама физиология, сам инстинкт самосохранения и продолжения рода протестует против мрачного и унылого мира, похожего на неуютную чужую планету.

Единственное, над чем музыкантам не стоило бы так усердно работать, так это над использованием матерных выражений. Не потому что они могут оскорбить чей-либо слух - нам, филологам, и не такое слышать приходилось, - а потому что приём уже себя исчерпал двадцать лет назад. В начале 90-х он неплохо работал, ломая представления о запретах и нормах, но сейчас, прокручивая старые записи Лаэртского, ХЗ и многих-многих других классиков жанра, сделавших себе имя на сквернословии, почему-то на все эти "иксы-игреки" обращаешь внимание в последнюю очередь. Куда интереснее выкапывать глубокие философские мысли и скрытые цитаты из великих, переложенные на бытовой разговорный язык. Зато по-прежнему прекрасно работают цитаты музыкальные - как, например, неожиданно пробуксовывающее и обрывающееся знаменитое вступление из хита группы PET SHOP BOYS "Go West". Мелодия, сделавшаяся когда-то для целого поколения символом времени больших надежд, пусть и не спасает проходной антилукашенковский номер, но говорит о многом красноречивее любых слов. Как, впрочем, и едва различимые, похожие на смутные детские воспоминания, интонации ЛАСКОВОГО МАЯ, появляющиеся в первом треке.

Альбом не стал большим событием в отечественной музыкальной жизни. По сути дела, единственной его целью было слить материал, который в рамках БАРТО невозможно реализовать по тем или иным причинам. Поэтому больших перспектив дальнейшего развития самого проекта пока, честно говоря, тоже не видно. Послушали, посмеялись, поделились ссылками на скачивание с друзьями, способными оценить подобную жесть по достоинству, но захочется ли ещё когда-нибудь вернуться к записи и переслушать - неизвестно. Анекдоты - даже музыкальные - хороши только в свежем виде и не предназначены для многократного использования...

Автор: Олег Гальченко
опубликовано 28 января 2014, 04:53
Публикуемые материалы принадлежат их авторам.
К этой статье еще нет комментариев | Оставьте свой отзыв

Другие рецензии
   
  Rambler's Top100
 
Copyright © 2002-2018, "Наш Неформат"
Основатель
Дизайн © 2003 (HomeЧатник)
Разработка сайта sarov.net
0.02 / 6 / 0.005