CODELOCK - "Город Без Солнца"


(с) CODELOCK, 2012

Не знаю даже, с чего начать... Тут у нас и "вцепившись за ноги", и слова "тянущейся", "окон", "просмоленной" с ударением на втором слоге (не говоря уж о том, что "воском просмоленной" - что бы это значило?)... Конечно, в наше время - после газмановских скакунов, несущихся аллюром (без уточнения разновидности оного), и прилепинских ботинок, полных горячей водкой (вместо "...горячей водки") - на такие мелочи обращать внимание не принято, но всё-таки почему бы и не обратить? Тем более что это наименее значимый аспект в данном случае. А между тем, начать с чего-то надо. Ну и, значит, поехали...

Всегда испытываю рефлекторную настороженность, когда встречается отечественная группа с иностранным названием: ясно же, что люди либо изначально ориентируются на западную аудиторию (соответственно, вряд ли будут интересны местной), либо просто набивают себе цену. По мне так и для того, и для другого нужны гораздо более веские основания, нежели желание срубить бабла и/или засветиться перед камерами. Вот я и предполагаю гораздо более веское. Имя ему - сочинительский зуд.

К провозглашению Фукуямой "постисторического периода", в котором нет места ничему новому (в том числе - ничему новому в искусстве), а есть "лишь тщательно оберегаемый музей человеческой истории", можно относиться по-разному. Кто-то подобные надгробные речи просто игнорирует, вновь и вновь пытаясь по-своему выразить то, что до него выражали многие поколения поэтов и музыкантов; другие видят единственный выход в постмодернистском вышучивании шаблонов, каковое вышучивание за долгие годы само успело превратиться в главный шаблон; третьи практично подражают успешным предшественникам...

Участники дуэта CODELOCK нашли свой путь: они действуют так, будто до них вообще ничего не было: ни музыки, ни поэзии. Можно было бы сказать, что они изобретают велосипед, если бы изобретение чего угодно не предполагало наличия соответствующих способностей и навыков.

Плотностью банальных ходов и решений на квадратный децибел альбом "Город Без Солнца" напоминает ранние записи группы ЦЕНТР - с той только разницей, что Василий Шумов сотоварищи валял дурака, издеваясь над советским официозом (а также и над космополитическим манерничаньем позднесоветского "андеграунда"), а у Сергея Мосина и Сергия Хлудова всё всерьёз, без тени иронии - не говоря уж о самоиронии. О какой самоиронии может идти речь, если на сайте группы русским по белому заявлено: "В современной России музыки попросту нет"? И это пишут те, чья собственная музыка сводится к монотонному чередованию трёх-четырёх (а чаще двух-трёх) аккордов.

Ребята считают, что они играют инди. Не уверен. На мой взгляд, это просто мрачный пост-панк (впрочем, качество исполнения и аранжировок - без "пост-"; после такого креатива и любой обычный набор компьютерных сэмплов полюбить не фокус - при условии, если они грамотно пригнаны один к другому). Что же касается текстов песен, то с ними вообще беда. И дело даже не в обилии глагольных рифм и заезженных метафор, а в общей поэтической беспомощности. Тут не обойтись без цитат:

В моих глазах отражается небо.
Среди заспанных лиц встречаю рассвет.
Под ногами лежит город без солнца.
Здесь живёт всё, но души нет.
В проходящей толпе я - словно тень.
В уходящем году я - просто день.
Вырванный лист из календаря
и то, что забыто, - всё это я.

("Город Без Солнца/City Without The Sun")

...И каждый вечер, умирая,
я забываю, что воскресну поутру,
и, наутро воскресая,
я не могу забыть, что к вечеру.

("Каждый Вечер/Every Evening")

Это то, что никогда
не вернётся к нам сюда,
не вернётся, не простит, -
только сердце загрустит...

("Никогда/Never")

Слова, за которыми - ни искренних чувств, ни реального жизненного опыта. Или же прискорбное неумение выразить свои переживания достаточно убедительно? Скорее всего, и то и другое.

Отказ от избитых образов - таких, например, как

Серые-серые будни
серых-пресерых районов.
Оскалы наивных улыбок...


- возможен лишь ценой утраты внятности:

...и пот непролазных гормонов.
("Пауки На Дороге/Spiders On The Road")

Кстати, об этой песне. Подумалось было, что речь о деклассированных элементах, заполонивших улицы (о тех самых, что в укромных подворотнях отжимают у прохожих смартфоны, а потом втюхивают их другим клиентам на прилегающих к станциям метро пространствах - ну, или просто аскают "на хлеб") - но почему в таком случае "хватают за ноги"? Не ползком же они передвигаются! Так что же, имеются в виду реальные пауки? Но тогда это просто нелепо. Хоррор для детишек.

"Он пугает, а мне не страшно" - так Л. Толстой отзывался о творчестве Л. Андреева. Здесь тот же случай. Причём это касается всех одиннадцати композиций (вернее, девяти - и небольшого финального стихотворения, от которого отрезано и помещено в начало альбома полуминутное интро).

...Вот guf, допустим, слушаю (тоже про современные реалии), - вроде бы, и нет особых ужасов, всё обыденно, но волосы на голове шевелятся. А у CODELOCK всё наоборот: масса слов с изначально зловещей, казалось бы, семантикой, а в целом - ноль эффекта. Не торкает, не вставляет...

Порой бессвязность слов такова, что, кажется, даже возникает эффект некоего стихийного обэриутства:

За снегами, за полями,
За глазами потеряли...
Забывали и пропали
То, что в небе разузнали, -
И зачем теперь нам жить!
И зачем теперь нам плыть!

("Это Все/It's Everything")

Но, конечно же, это не творческое кредо, а лишь неуклюжие попытки замаскировать отсутствие содержания непрозрачностью формы.

Короче, перед нами сферическая неудача в вакууме: типичный результат недостатка общей культуры в сочетании с наивным желанием осчастливить мир своими творениями. Которые, по сути, являются лишь попытками творчества, - побочным продуктом овладения основами ремесла.

По моему глубочайшему убеждению, делать столь незрелые опыты достоянием широкой общественности вообще вредно. И вредно, прежде всего, для самой группы: при любой реакции слушателей - как негативной, так и благоприятной (почему нет, возможно и такое: на всякий продукт найдётся свой потребитель) - у авторов наверняка возникнет весьма превратное представление об уровне собственных достижений.

А ведь вышенаписанное - не приговор, а диагноз. В том смысле, что возможности развития и самосовершенствования никто не отменял, Всё ещё впереди, и реальные достижения, и заслуженное признание. Просто необходимо учиться, учиться и учиться, как завещал великий Ленин.

И поменьше бы самодовольства (я о сайте). А то смешно, право слово... Смешно и неловко.

И это всё в старом фильме монолог,
И это всё в моей квартире потолок,
И это всё от свечи застывший воск,
И это всё только мой уставший мозг.

("Это Все/It's Everything")

Автор: Саша Чекалов
опубликовано 31 октября 2012, 22:46
Публикуемые материалы принадлежат их авторам.
Читать комментарии (1) | Оставьте свой отзыв

Другие рецензии
   
  Rambler's Top100
 
Copyright © 2002-2018, "Наш Неформат"
Основатель
Дизайн © 2003 (HomeЧатник)
Разработка сайта sarov.net
0.02 / 6 / 0.006