ОРКЕСТР КТО КАК МОЖЕТ - "ЖЖ"


(с) В. Рудак, 2010

Если бы не упоминания о веб-дизайне, ЖЖ и прочих подробностях быта людей, живущих в Сети, этот альбом мог быть записан и десять, и двадцать, и даже тридцать лет назад и оказался бы настолько же актуальным, как и сейчас. К какому поколению принадлежит герой большинства песен, можно примерно догадаться по автобиографическим строчкам из первого трека "Denger" о пионерах и комсомольцах - некоторые слушатели о том, кто это, знают только по рассказам старожилов. В каком году герой живёт - не важно. Он играет на гитаре, любит девушек и не ломает голову над абстрактными философскими понятиями. Верность традициям - вот главное достоинство петрозаводской группы КТО КАК МОЖЕТ, известной также как просто ККМ. Как бы ни менялся состав, что бы ни происходило с аранжировками, неизменными останутся две вещи. Во-первых, это стиль - крепкий, лишённый технических излишеств мейнстрим, замешанный на блюзе, рок-н-ролле и фолке. И ещё - харизматичный лидер, автор всех песен, гитарист и вокалист Владимир Рудак, для которого музыкальное творчество - только часть жизни, в которой также находится место и для написания остроумной прозы, и для работы над своим, пусть и любительским кино.

Вообще группа, существующая уже пятнадцать лет, времени зря не теряет. Активная концертная деятельность, нечастые, но яркие появления в местном радио- и телеэфире, наконец - освоение Интернет-пространства, где легко можно скачать альбом 2000 года "Нет Денег" и несколько концертных бутлегов, сделали коллектив одним из самых популярных у себя в городе. Попытки завоевания Москвы пока имели только один результат - попадание на страницы одной из рок-энциклопедий, причём с заведомо устаревшей информацией. Альбом 2010 года может заметно расширить круг слушателей Рудака хотя бы потому, что спрос на подобную музыку всегда будет стойким. Но Чиж уже давно живёт за счёт своих успехов начала 90-х, Чернецкий напоминает о себе тоже всё реже, и поговорить с провинциалами на их языке вроде некому.

Первое, что замечаешь даже при беглом прослушивании новых записей ККМ - появление духовых инструментов, благодаря которому звучание стало чуть мягче, где-то даже приблизилось к ВИА конца 70-х, но всё же не перешло грань, за которой начинается попса. Вроде мелкий штришок - а приятный, да ещё как меняющий общую картину! Скорее всего, именно он дал возможность чуть-чуть расширить стилистические рамки, залезая то в реггей, то в горячее латино, то вообще в разудалую этнику неизвестной национальности. В финальной песне-шутке "Хельсинки" трубачу Александру Казарину, скромно присутствовавшему где-то на заднем плане, разрешают наконец-то оторваться по полной, в результате чего, несмотря даже на обилие финских слов и выражений, получается нечто напоминающее ZDOB SI ZDUB. Но история про молдаван, едущих в Финляндию на шопинг - это, наверное, ещё смешнее.

От большинства песен, впрочем, бросаться в пляс совсем не хочется. Это - тихая, спокойная лирика, внешне очень простая, но сделанная удивительно тонко.

Владимир не сорит словами и умеет вовремя останавливаться в самых рискованных местах. Ну что ему стоило, казалось бы, срифмовать с "Кубой-Гаваной" какую-нибудь привычную для растаманов "лигалайз марихуану"? Однако после того как почти весь цвет петрозаводского рок-н-ролльного олдскула выкосило либо пьянство, либо кое-что покрепче, петь такое значило бы не иметь совести. Да и зачем человеку взрослому, имеющему за спиной реальную биографию, играть в лозунги и атрибуты? Ему и так есть чем поделиться с нами.

Рудака как автора слов и музыки всегда отличала сдержанность в выражении чувств. Лёгкая ирония почти никогда не превращается в безудержный стёб, трагизм не перетекает в беспросветную депрессию. Всё держится на полутонах, на малозаметных, но красноречивых деталях: "Свет гаснет в окне. Кажется мне - я тебя люблю..." Мечты, сны, ревность на расстоянии и недосказанность при встрече, виртуальная жизнь, похожая на один большой Живой Журнал в Интернете - вот атмосфера альбома, словно срисованная с натуры, с реальных судеб земляков и современников. Смыслом же жизни в этом мире, как ни странно, тоже может быть любовь. Само слово "любовь" редко произносится прямым текстом, чаще - подразумевается, ощущается как просыпающийся время от времени где-то в глубине и обжигающий болью нерв. Однако так не просто честнее, так в тысячу раз больнее. Ничего особенного не происходит, а в душе отдельно взятого человека в этот момент рушится мироздание...

ККМ - музыка. Или музыка протеста против разобщённости и равнодушия к ближнему? Так или иначе, а группу стоит послушать всем, кому близки и понятны эти проблемы. Тем более что во всём альбоме нет ни одного слабого трека!

Скачать альбом

Автор: Олег Гальченко
опубликовано 21 июня 2012, 20:12
Публикуемые материалы принадлежат их авторам.
К этой статье еще нет комментариев | Оставьте свой отзыв

Другие рецензии
   
  Rambler's Top100
 
Copyright © 2002-2018, "Наш Неформат"
Основатель
Дизайн © 2003 (HomeЧатник)
Разработка сайта sarov.net
0.04 / 6 / 0.009