Алина Орлова - "Мутабор"


(с) Алина Орлова, 2010
(р) Снегири Музыка, 2010


Алина Орлова - ''Мутабор''Как-то так получается, что девушек с гитарами всё активнее теснят девушки за клавишами. Нет-нет, ни о каком соперничестве речь не идёт. Может, это влияние времени или, как принято ныне говорить, тренд такой. Очень показательно, когда сама Пи Джей Харви ставит гитару в угол и садится к роялю, чтоб свою дежурную депрессию сублимировать в светлую меланхолию в альбоме "White Chalk". Естественно, сразу всплывают в памяти прорывы такого же порядка за последние несколько лет: вулканическая исландка Солей, изумительные австрийцы SOAP & SKIN, эфирная датчанка Агнес Обель, инфантильная британка Диллон. А о наших королевнах чёрно-белых клавиш много и подробно пишет Наш НеФормат. Но разговор пойдёт о другом. Вернее - о другой.

Самые впечатлительные слушатели замирают перед её простой с виду строкой "Красота пустоты, пустота красоты", подсознательно чувствуя пропасть. Те же впечатлительные утверждают, что в её песнях есть что-то от вербальной магии. И на концертах, как на любом магическом сеансе, приходится следить за её руками. На правой её руке вытатуировано солнце, на левой - луна. Как символы - мужской и женский, день и ночь, мажор и минор. Казалось бы - равновесие, но в её музыке символ левой руки доминирует. Её рыжие кудри примелькались на многих европейских концертных площадках настолько, что даже на её страничке на MySpace можно встретить восхищённые комментарии на английском и французском языках. Она рвёт в лоскуты Nu Jazz-сцену фестиваля "Джаз Коктебель" (с весьма требовательной аудиторией, надо сказать) и, кажется, сама несказанно этому удивлена. Хотя, собственно, к джазу не имеет отношения. После двух альбомов про неё уже не услышишь легкомысленное: "Откуда-то из Прибалтики" - детали её жизни стали предметом тщательного изучения. Вообще-то, утверждают, что альбомов три, но самый первый она безжалостно забраковала. Теперь эту перфекционистку, как всякий неопознанный новый объект, хладнокровные критики пытаются классифицировать: инди-фолк, инди-психо и т. д. Скорее всего, это бесполезно. Она игнорирует эти ярлыки, которые иным - как корона или же бубновый туз между лопаток, и с непосредственностью неофита пишет и играет свою музыку так, как ей удобно.

Она экспансивна. Альбом с песнями на трёх языках можно воспринимать как культурный блицкриг на сопредельные территории чужого сознания. Песен на русском в альбоме всего две и они не выглядят гуманитарной помощью русскоязычным слушателям, напротив - они-то и дают нам, носителям "великого и могучего", небольшую фору для понимания остальных, которые на литовском и английском. Впрочем, нашлись добрые люди, сделавшие перевод. При этом русский подстрочник не стал менее таинственным (что, в общем-то, нормально для поэзии) и звучит как мудрёные хокку-танка:

Ветер и ветер
Моя страна пуста
Ветер и ветер
Я остаюсь
Здесь
То, о чем я промолчала, останется глубоко под землей
Здесь.

("Здесь")

Спешу успокоить: песни на разных языках находятся в полной гармонии между собой и спокойно перекликаются, понимают друг друга, произнося волшебное слово "мутабор". Это - странный мир тургеневской девушки, в котором живут вымышленные или реальные персонажи, целующиеся дети, светлячки и совушки, луны и горы, Фолкнер и Ной, огни "Титаника" и хвосты комет, пустота и красота. Не имеет значения формат выступления - соло или с аккомпанирующей группой - на сцене всё подчинено её фортепианному напору или нежному арпеджио. Другое дело - альбомная строгость. Здесь эти камерно-меланхоличные песни обретают более или менее чёткие стилистические очертания, тревога и загадочность её мелодий подчёркивается студийными чудесами и изысканными саундскейпами. Плюс британский мастеринг, что само по себе никому не вредило. Наверное, в силу подобного космополитизма абсолютно логично следует рассматривать "Мутабор" в контексте европейской инди-сцены. И, судя по успеху у западного слушателя, большого количества песен на русском в ближайшее время от литовской певицы ожидать не стоит. Недавний англоязычный дуэт "Home" с Андреем Запорожцем (SUNSAY) - лишнее тому подтверждение. А пока, презентовав в Коктебеле новый состав (скрипка, бас и барабаны), чередуя привычные клавиши с аккордеоном, она отправилась на гастрольную Голгофу. Эта рыжая делает себе биографию.

Автор: Сергей Райтер
опубликовано 23 ноября 2011, 03:53
Публикуемые материалы принадлежат их авторам.
К этой статье еще нет комментариев | Оставьте свой отзыв

Другие рецензии
   
  Rambler's Top100
 
Copyright © 2002-2018, "Наш Неформат"
Основатель
Дизайн © 2003 (HomeЧатник)
Разработка сайта sarov.net
0.03 / 6 / 0.016