УНЕСЁННЫЕ ВЕТКИ - "Глина"


(c) УНЕСЁННЫЕ ВЕТКИ, 2010

УНЕСЁННЫЕ ВЕТКИ - ''Глина''Существует апокриф, поведанный странствующим монахом, в котором рассказывается, как Господь в надцатый день творения из остатков глины создал джаз-банду. И уж совсем вполголоса принято добавлять инсайдерскую подробность, что сам Создатель планировал в ней музицировать на трубе. Вскоре богу наскучила эта затея, и он отправился вершить судьбы людские, оставив игру на трубе греховному человечеству. Боюсь ошибиться, но с тех пор джаз и глина более не пересекались, став со временем классическим музыкальным стилем и классическим материалом для созидания соответственно. Мой приятель-скульптор, увидав название альбома, проворчал: "И тут глина! Впрочем, это - классика!". Действительно, куда ж мы без классики!

Про эту группу нельзя однозначно брякнуть "джаз". Хотя в основе их музыки - столетием отшлифованный классический фундамент без модерновых примесей acid, smooth и прочих nu. Надстройкой идут новаторские композиционные построения, ритмическая и тональная "фига в кармане", чёткие авангардные каденции и опоэтизированный урбанизм. И это не робкие экспериментальные поползновения, а сознательное и уверенное действо. УНЕСЁННЫЕ ВЕТКИ с первых минут прослушивания забрасывают и удивляют, казалось бы, несочетаемыми компонентами: жесткий би-боп, фрагментами - слегка подтаявший cool, мейнстримовый вокал, обильные цитирования классики стиля и явственные колебания в сторону джаз-рока. Слегка подзавязшего в глине первых впечатлений слушателя выводят на твёрдую почву, указывая сухую тропу явными культурными маркерами. То натыкаешься на названия композиций: "Палисандрия Саши Соколова" или "Петербург Андрея Белого" - проверенный ассоциативный приём для инструментальных пьес. То бьёт током невесомый парафраз знаменитой босановы "Black Orpheus" или прямая цитата из "Billie's Bounce" Чарли Паркера. Кстати, Паркер - косвенный герой одноименной песни с блистательным текстом и темой саксофона из "Meat Wave" Хенка Джонсона и Стэнли Тёррентайна с альбома "Easy Walker". Вся эта невообразимая смесь гармонично миксуется в ироничный манифест современного битника - интеллектуала, бездельника и эстета:

...Но сейчас вернется шурин,
Скажет всем, что я накурен,
И что я пропащий урел,
Место мне на Байконуре.
Мол, лежит в своих обносках,
С рваным томиком Буковски,
В меланхолии неброской,
Он надеется на "Оскар".
А я бы мог бродить по паркам,
Бросить бы свою клошарку,
Жить у Триумфальной арки!
Тише, слышишь? Чарли Паркер.


Тексты песен здесь - не пятое колесо в телеге, как это часто бывает в джазе. Напротив: обычное явление для этого альбома, когда в шестиминутной композиции всего одна-единственная строфа текста, равноправно джемующая в очередь с гитарой и роялем. Стихи фронтмена группы Сергея Кондратьева скорее - пятая струна контрабаса, дополнительная октава клавиатуры, лишний барабанный том, часть музыкальной темы, когда слова то впрыгивают на кочку сильной доли, то проваливаются в ямку слабой:

Время сожалений поздних людных площадей Рима
Если бы не выстрел в воздух, если бы не вечность - мимо
Если бы не ты - Ева, если бы не я - Ваня
Если б не рвалась плева, мир не получил знаний.

("Баллада про Ивана и Еву")

Тексты песен лидера УНЕСЁННЫХ ВЕТОК - одни из лучших, слышанных мною за последние несколько лет, и цитировать их можно много и с удовольствием. Но впечатляет группа, естественно, не только этим. Например, удивляют пюпитры с нотами на концертах, что при сложных, виртуозно расписанных аранжировках - необходимость. Сами аранжировки тоже поражают: на слух чувствуются руки и головы матёрых профи. Впрочем, какое там - "матёрых"! Скорее - противоестественное сочетание молодости и искушённости! При этом в группе сменилось несколько составов. Неизменен лишь Сергей Кондратьев - гитарист экстра-класса, в чьей манере исполнения чувствуется широкий спектр влияний: от Уэса Монтгомери транзитом через Джона Скофилда и Пэта Мартино до Джо Пасса.

Я, кажется, не сказал, что УНЕСЕННЫЕ ВЕТКИ корнями из прекрасного города Пензы. И "Глина" записана именно там. Но, ныне, судя по всему, Кондратьев собрал новый московский состав, и теперь основная география выступлений группы - столичные клубы и летние фестивальные площадки. Только гитара в нынешнем комбо отсутствует (надеюсь, временно) и Сергей Кондратьев солирует на контрабасе. И здорово солирует! Хвала Интернету - в этом легко можно убедиться.

Автор: Сергей Райтер
опубликовано 08 августа 2011, 17:30
Публикуемые материалы принадлежат их авторам.
Читать комментарии (4) | Оставьте свой отзыв

Другие рецензии
   
  Rambler's Top100
 
Copyright © 2002-2018, "Наш Неформат"
Основатель
Дизайн © 2003 (HomeЧатник)
Разработка сайта sarov.net
0.02 / 6 / 0.004