ЛАБОРАТОРИЯ ВЕТРА - "Кино"


(с) ЛАБОРАТОРИЯ ВЕТРА, 1990, 2010

ЛАБОРАТОРИЯ ВЕТРА - ''Кино''"Цой жив" - этот парадоксальный лозунг так долго украшает стены и заборы, что за прошедшее время вполне можно было бы родить и воспитать нового Цоя (Кима, Пака, Иванова, Петрова. Сидорова...), вместо того чтобы пытаться превратить старого в аналог вечно живого дедушки Ильича. Нет, любезные стенописцы, я понимаю, конечно, что Цой жив в ваших душах, но уверены ли вы, что забор - лучшее зеркало души? Да и вообще куда уместнее отражать душевные движения в творчестве, чем на грязной извёстке.

Если что и способно убедить лично меня в том, что дух Виктора Робертовича, так и не дотянувшего до обращения по имени-отчеству, всё ещё жив, так это альбомы, подобные тому, что записала группа ЛАБОРАТОРИЯ ВЕТРА из города Лысьва Пермской области. Собственно, именно ради этой записи музыканты и собрались вместе двадцать лет назад, хотя нынешнее своё название обрели только несколько лет спустя, а в те времена именовались КАРАНТИНОМ. И предъявить миру своё детище они решились лишь в прошлом году - в слегка сокращённом и доработанном виде.

Первый трек "Я Выучил Песню" вызвает некоторое недоумение. Солист изо всех сил старается петь как Виктор Цой, в то время как группа не менее старательно пытается воспроизвести звучание... раннего АКВАРИУМА. Разумеется, некоторое стилевое сходство между двумя этими группами на определённом этапе существовало, но всё же... Да и слово "утроба" торчит из текста как кривой гвоздь, так что особой удачей эту вещь не назовёшь.

Зато уже следующая песня "Это Мой Дом" настолько точно воспроизводит стилистику ранних "акынских" зарисовок именно Цоя, что её можно было бы счесть даже пародией, если бы не неизменная серьёзность, с которой пропевается

Но это мой дом -
Я в нём живу,
Это мой стол -
Я на нём пишу,
Это мой стул -
Я на нём сижу...


- вполне соответствующая той серьёзности, с которой лидер КИНО некогда описывал стоящий дом и горящий свет.

"Дорога" - одна из самых сильных, если не сильнейшая вещь альбома. Первые её слова ("Белый снег...") заставляют вздрогнуть от мгновенного узнавания, но дальше и музыкальная, и поэтическая темы развиваются вполне самостоятельно, выразительно и щемяще. Это уже не карикатура, не механическое подражательство - чтобы написать такую песню, нужно не просто до последней клеточки проникнуться духом КИНО, но и быть по-настоящему талантливым человеком. Рискну утверждать даже, что сочини "Дорогу" сам Виктор Цой, она бы заняла отнюдь не последнее место в его творчестве. А впрочем, он бы её, конечно, не написал. Да, похоже, да, сознательно взяты именно те мелодические ходы и аранжировочные приёмы аранжировки, характерные для КИНО, но всё же "Дорога" - песня, написанная совершенно иной группой: с иными, тяготеющими, скорее, к арт-року, нежели к "новой волне" музыкальными вкусами и иным, более высоким (не в укор КИНО будет сказано) уровнем владения инструментами. Это не просто подражатели из числа тех, что десятками появлялись и исчезали после гибели Цоя, - это музыканты, чей путь ведёт дальше и, пожалуй, в другую сторону.

И дальше уже всё "по-взрослому", по гамбургскому счёту - и грустный рассказ о том, кто перерос свою среду, в двух песнях - "Потрёпанный Судьбой" и "Провокатор", и возвращение к традиционной цоевской теме одинокого романтика - "Рисунок". Абсолютно точное попадание в стиль, как музыкальный, так и поэтический, эхом воспроизводящее даже шероховатости оригинала.

И всё же вряд ли ЛАБОРАТОРИЯ ВЕТРА ставила перед собой задачу написать новый, ещё неведомый миру альбом КИНО. Мы не на спиритическом сеансе, тут не вызывают призрак Виктора Цоя, а стараются разобраться в том, кем он был и как повлиял на всех нас - разобраться иногда серьёзно, а иной раз и не очень. И вот уже звучит "Медленная Песня", сыгранная плавно и печально, спетая без намёка на улыбку:

Медленная песня, медленный темп,
Редко стучит рабочий барабан.
В каждом концерте медленная песня есть,
Когда все плывут и танцуют...


Четыре с половиной минуты - длинновато для пародии? Но вот странно: примерно к середине, уже отсмеявшись, замечаешь, что невольно попал под обаяние этого ритма и торжественного голоса Владимира Белобородова, размеренно роняющего слова ни о чём. Так что же - текст, получается, не важен вовсе? И над кем, спрашивается, усмехнулась ЛАБОРАТОРИЯ ВЕТРА - над КИНО или всё же над нами, слушателями, с такой лёгкостью впадающими в гипнотическое состояние? Похоже, что всё-таки над нами.

Ещё одна замечательная вещь - "Это Кино". Торопливый, вполне "киношный" и вполне кинематографический ритм, та самая, любимая Цоем "новая волна", бесхитростные слова - "это кино, это просто кино". Кино - на экране, КИНО - на сцене, кино - жизнь артиста для публики... А разве бывает иначе? И разве должно быть иначе? Но откуда же тогда это щемящее чувство горечи и обиды?

"Рок-н-Ролл Виктор-и-я" - это то, от чего довольно сложно удержаться автору подобного альбома: попытка встать перед зеркалом с фотографией Цоя в руке и честно, хоть и не без тайной надежды сравнить: а есть ли в нас что-то общее?

Нас разделяют возраст и смерть,
Мы не похожи внешне даже на треть...


Да, но всё же... Не в том ведь дело, что "мы оба любим ночь"! А в чём же? Ответ - в следующей, завершающей песне:

Мы - странники,
Вам поведаем о многом, что забыли вы -


о простых, основополагающих вещах: чести, достоинстве, свободе, братстве. О них пело КИНО двадцать лет назад и поёт ЛАБОРАТОРИЯ ВЕТРА сегодня. И наверняка споют ещё многие после них. А музыкант жив, пока есть кому подхватить его песню.

Скачать альбом

Автор: Юлия Боровинская
опубликовано 01 июня 2011, 15:13
Публикуемые материалы принадлежат их авторам.
Читать комментарии (1) | Оставьте свой отзыв

Другие рецензии
   
  Rambler's Top100
 
Copyright © 2002-2024, "Наш Неформат"
Основатель
Дизайн © 2003 (HomeЧатник)
Разработка сайта sarov.net
0.08 / 6 / 0.036