ЧЕРТОВО ГОРОДИЩЕ - "Круг Судьбы"


(с) & (p) ЧЕРТОВО ГОРОДИЩЕ, Mobius Leaf Records, 2010

Одна нынче очень известная исполнительница народных песен некогда откровенно призналась, что в идеологически тяжелые времена ее выбор был обусловлен тем, что народную музыку давили и душили меньше, чем другие жанры. Особенно, если правильно выбрать направление - музыка угнетенных, а не угнетателей. Чем руководствуются группы, выбирающие фолк сейчас, мне сказать трудно (надеюсь, что внутренним резонансом с этой музыкой), но, как бы там ни было, фолк-сцена растет, появляются все новые и новые группы. Одна из них - созданная в начале 2009 года екатеринбургская ЧЕРТОВО ГОРОДИЩЕ - выпустила минувшей осенью дебютный альбом. Народная мудрость гласит, что первый блин обычно выходит комом, чего нельзя сказать о "Круге Судьбы" - он получился все-таки блином, однако слишком уж пресным и не румяным. Рискну предположить, что самые удачные фолк-альбомы по музыке представляют собой гармонию между современностью и стариной, сочетают использование рок-н-ролльных и аутентичных (или даже очень экзотических) инструментов. Если группу начинает кренить в "сегодня" - получается просто рок/поп-рок, чрезмерное же увлечение "вчера" делает музыку трудной для восприятия даже записными почитателями фолка. В этом плане "Круг Судьбы", несмотря на использование таких инструментов как блок-флейты разных тембров, губная гармоника, окарина, укулеле, каримба, бонго и дарбука, звучит все-таки больше как современная эстрадная музыка. Да, это не откровенная попса, альбом в целом получился милым и вполне слушабельным, но - не более.

Кроме того, обоим вокалистам - супругам Елизавете и Александру Евладовым - откровенно не хватает артистизма в исполнении: все песни они исполняют абсолютно ровно, никак не выделяя отдельные драматические моменты. Взять хотя бы композицию "Дым Над Водой" (кроме названия, не имеющую ничего общего с бессмертной "Smoke On The Water" DEEP PURPLE), которая повествует о соперничестве сестер в сложном деле залучения жеребца в стойло... то есть, простите, мужчины всей жизни - под венец. В результате разных перипетий и интриг, достойных бразильского сериала, победительницей выходит старшая сестра, а младшая отправляется на высокий берег с совершенно определенной целью. И что же? Вокалистка как не самый лучший диктор телевидения просто констатирует факт - так, мол, вышло, - совершенно не показывая своего отношения к этой любовной драме. Или в песне "Острова" лирические герои почему-то опасаются прихода циклона, но вокал не передает их страха ни единой интонацией. Показательно в этом смысле прочтение народной песни "Гаю-Гаю" - это вообще-то очень красивая баллада, давно и успешно исполняемая Пелагеей. И хотя мужество молодой группы, решившейся по-своему перепеть известную композицию, достойно похвалы, у ЧЕРТОВА ГОРОДИЩА (как, кстати, и в случае с другой народной песней - "Стрела") и тут получилось нечто крайне вялое и ничем не выдающееся.

Композицию "До Зимы" я бы назвала скорее туристическо-геологической, нежели фолковой - не столько из-за упоминания символов вольной жизни типа "печеная картошка и колбаса", сколько из-за общей сути. Ну не было у крестьян никакой проблемы в том, чтобы дожить до зимы: урожай убран, запасов много, основные сельхозработы завершены - сиди на печи да жуй калачи. Иное дело туристы да геологи - у них завершение сезона, люди устали и измотались... Но вернемся к любовной лирике, без которой не может быть фолк-музыки. В "Круге Судьбы" сердечные терзания нашли отражение еще и в медленной балладе "Стожок", воспевавшей сомнительные прелести любви на лоне природы (вообще-то сено - оно колючее), и в композиции "Ты Свистни". Последняя написана на стихи Роберта Бернса, очень известные у нас в переводе Самуила Маршака; в свое время песню на этот текст включил в свой репертуар Майк Путинцев, сейчас же эта баллада любима и исполняема в основном представителями авторской песни (Александром Матюхиным и Владимиром Машиным, например). Но если "Стожок" хоть немного выделяется на общем фоне альбома благодаря замедленному ритму, то "Ты Свистни" обращает на себя внимание только как очередная попытка положить на музыку поэзию Бернса.

Композиции "Далеко Беда" и заглавную "Круг Судьбы" относятся к песням из серии "что вижу - о том и пою". Жанр очень народный, не спорю, но ритм и пение опять слишком уж невыразительны: что о возможной свадьбе, что о войне - одной интонацией... И все-таки я надеюсь, что колесо судьбы выведет ЧЕРТОВО ГОРОДИЩЕ из однообразного соснового леска, в котором они заплутали, к новым полянам, цветущим яркими ритмами и исполнительским мастерством.

Ознакомиться с альбомом

Автор: Валерия Соколовская
опубликовано 24 февраля 2011, 15:34
Публикуемые материалы принадлежат их авторам.
К этой статье еще нет комментариев | Оставьте свой отзыв

Другие рецензии
   
  Rambler's Top100
 
Copyright © 2002-2018, "Наш Неформат"
Основатель
Дизайн © 2003 (HomeЧатник)
Разработка сайта sarov.net
0.03 / 6 / 0.017