ОРКЕСТР ЧЕ - "Предчувствие Нулевого Года"


(с) ОРКЕСТР ЧЕ, 2010

Рождение этой харьковской группы "случайно" совпало с повальной модой на изображения Че Гевары. Это было время, когда известнейший фотопортрет Команданте работы Альберто "Корда" Диаса штамповался на всё, что двигалось, носилось, одевалось и обувалось. При этом группа не следовала идеям основной литературной работы знаменитого революционера "Партизанская война", а все 8 лет своего существования старательно была на виду. В период своего пубертатного развития ОРКЕСТР ЧЕ выпустил два альбома, в которых ничего революционного (увы, Команданте) не наблюдалось. Неплотное акустическое звучание - гитара, кларнет, альт - не давало полной картины потенциала группы. Лишь к третьему альбому "Предчувствие Нулевого Года" команда созрела для полного электричества.

Впрочем, в акустике ли, в электричестве ли записаны альбомы - не суть важно! Ведь ОРКЕСТР ЧЕ получил достаточно широкое признание благодаря живым выступлениям. Тут следует упомянуть, что основатели группы Олег Каданов и Михаил Кабанов - профессиональные актёры, в своё время оттрубившие несколько лет на подмостках театра кукол. Естественно, эти навыки им пригодились для осуществления достаточно революционной (салют, Команданте!) для Харькова идеи - создания эдакого рок-балаганчика. На концертах на первый план выступает именно их тандем. На авансцене - статичный автор песен, гитарист и вокалист Олег Каданов и шоумен Михаил Кабанов (больше похожий на Дуги Бримсона и героев его произведений - английских футбольных хулиганов), устраивающие публицистический спектакль по мотивам песен. Многочисленный реквизит в руках кукловода Кабанова мельтешит, крутится-вертится, подвергается уничтожению. Куклам отрываются конечности, воблам откусываются головы, летают картонные истребители, шприцы целятся в нарисованную на вене мишень. Как хоругви плывут портреты Юрия Гагарина и Джима Моррисона. Неадекватный Дед Мороз в бороде-пакле линчует цитрус. И, кажется, будто сам Карабас-Барабас вышел на сцену своего театра, чтобы дать импровизированный жёсткий мастер-класс неумёхам искусственного происхождения. Можете поверить на слово, а ещё лучше "поютьюбте" и убедитесь - это яркое, самобытное зрелище, и автоопределение стиля ОРКЕСТРА ЧЕ - visual art-rock - имеет под собой весьма твердую почву.

Но, то чем страдали ранние акустические альбомы, передалось по наследству и электрическому звучанию. Парадоксально - ни яркие мелодии, ни оригинальные, богатые образами тексты, ни появившаяся весьма изобретательная ритм-секция, ни чёткий гитарный "чёс" при минимуме клавишных и альта, не смогли скрыть общей монотонности саунда. Его Величество Кларнет ведёт всю мелодическую линию, царит в проигрышах. Кларнет там, кларнет сям. Такое ощущение, что побывал на грустной (учитывая минорность большинства композиций альбома) свадьбе в Бердичеве. Естественно, это не упрёк блестящему кларнетисту Сергею Савенко, а скорее недоумение по поводу общей концепции. Впрочем, если отбросить субъективность, то можно это объявить фишкой. А собственный "фирменный" почерк дорогого стоит.

Кстати, вы ещё помните, кто такой Том Йорк? Если же вы и подзабыли одного из рок-героев 90-х, то в данном альбоме вам неоднократно напомнят не только о нём, но и о некоторых печальных особенностях его физиологии - параличе левого глаза.

Туда - сквозь левый глаз
Хранители восторга
Вдыхая сладкий газ
Спешат за Томом Йорком.

("Сквозь Левый Глаз")

или

И предчувствуя естественную лёгкость океана
Он вернётся нулевого года месяца Ниссана
Вскроет лезвием мою больную левую глазницу
И разместит в ней всю осень, основав свою столицу.

("Предчувствие Нулевого Года")

Мне кажется, в этой строфе кроется отмычка к основной идее альбома. Итак, берём основные ингредиенты.

1) Как указывают сами музыканты, эта программа - "путешествие в Неверлэнд";
2) В каббалистике Ниссан - первый месяц года. К тому же - арамейское слово "нес", от которого и происходит "Ниссан", означает "чудо";
3) А нулевой год просто по определению не существует.

В итоге получается весьма интересная картинка: чудесный good trip в Никуда в самом начале Никогда. Гул небытия, Команданте с сигарой "Habana" и звенящая Пустота. Левый глаз Тома Йорка следит за этим с зоркостью мистического третьего ока. В эту чёрную психоделическую дыру вместе с сигарным дымом улетают герои и образы из альбома: Джим Моррисон и Саддам Хуссейн, Ной и Харон, музыка Вивальди и чеченские повстанцы, "Москва-Петушки" и музей восковых фигур мадам Тюссо. И фоном - фирменное скерцо кларнетиста Сергея Савенко, для которого "Предчувствие Нулевого Года" стал финальным аккордом в ОРКЕСТРЕ ЧЕ: недавно он объявил о своём уходе из группы.

P.S. На сайте ОРКЕСТРА ЧЕ можно послушать альбомы и посмотреть видео.

Автор: Сергей Райтер
опубликовано 24 декабря 2010, 11:32
Публикуемые материалы принадлежат их авторам.
Читать комментарии (2) | Оставьте свой отзыв

Другие рецензии
   
  Rambler's Top100
 
Copyright © 2002-2017, "Наш Неформат"
Основатель
Дизайн © 2003 (HomeЧатник)
Разработка сайта sarov.net
0.02 / 6 / 0.005