НАСЛЕДИЕ ВАГАНТОВ - "Таверна"


(с) & (р) Sound Age Productions, 2008

В XI - XIV веках в Западной Европе возникло невиданное доселе общественное явление, представители которого называли себя вагантами или голиардами. Это были странствующие поэты, философы и певцы в основном молодого возраста (студенты или, как тогда говорили, школяры). А в 2006 году московскими студентами была создана фолк-группа НАСЛЕДИЕ ВАГАНТОВ. Между европейскими вагантами и их российскими самозваными наследниками - пропасть из времени, экономических и социальных условий, и хотя стремление пробудить в современниках интерес к творчеству европейских вагантов достойно уважения, НАСЛЕДИЕ ВАГАНТОВ трудно назвать их прямыми последователями. По той хотя бы причине, что мы на удивление мало знаем о самих вагантах, а потому можем только строить предположения.

Что заставляло европейских вагантов кочевать из города в город в эпоху феодальной оседлости? Однозначного ответа на этот вопрос исследователи не нашли до сих пор. Некоторые говорят, что причиной тому жажда знаний, и ваганты странствовали от одной университетской столицы к другой в поисках наилучших учителей: богословия - в Париже, медицины - в Салерно, права - в Болонье... Другие ученые предполагают, что легкомысленное отношение к религии (ваганты еще до Реформации успешно использовали в своих текстах любовную лирику Овидия и не чурались ни любовно-сексуальной, ни застольной тематики) шло вразрез с официально аскетической линией партии - то есть, извините, церкви - и потому вынуждало вагантов постоянно менять места обитания. Однако есть и те, кто полагает, что вагантов стоит отличать от голиардов, и именно последние занимались созданием пародийного компромата на католическую церковь, высмеивая не только отдельные молитвы и песнопения, но и целые ритуалы (обедню, например), и даже написали свое Евангелие от Марка.

Частенько описывающие в своих произведениях (кроме разрозненных песен, до нас дошел целый сборник из 250 сочинений - "Carmina Burana") застольное веселье с девушками легкого поведения, ваганты изрядно грешили против действительности - их жизнь была бедной, трудной и недолгой. Собственно, в тогдашней Европе никто не мог похвастаться долголетием, а уж бродяги, живущие по принципу "где придется заночуем, что придется поедим" - тем более; вши, чесотка и туберкулез были их обычными и привычными спутниками. Но не петь же об этом в песнях?! Как и все люди, ваганты мечтали о лучшей жизни, но вряд ли размышляли о том, как космические корабли будут бороздить просторы Вселенной. Куда естественнее были мечты другого рода - о сытости, о тепле, о том, чтобы вина было вдосталь, чтоб девушки любили, а таверны росли на каждом шагу, как грибы после дождя... И, может быть, альбом "Таверна" группы НАСЛЕДИЕ ВАГАНТОВ - это стилизованное отображение мечтаний средневековых бродяг о грядущем прекрасном мире.

Не знаю, на каких инструментах играли ваганты (их музыка, в отличие от текстов, увы, не сохранилась), а вот НАСЛЕДИЕ ВАГАНТОВ имеет в своем составе аж две волынки (немецкую "ярмарочную" и галисийскую), гитару и ритм-секцию, добавляя в композиции отдельные партии различных дудочек и флейт. Звучит это все хорошо и интересно, без перекоса в излишне точное воспроизводство народной музыки, не всегда понятной нынешнему слушателю, но и в меру несовременно, что и требуется от удачной стилизации. Что же касается вокала, то оба вокалиста - Алексей Большов и Иван Володькин - скорее проговаривают текст под музыку (быстро, очень быстро и быстро-быстро-быстро как в композиции "Дева Лень"), нежели поют в полном смысле этого слова.

Тематика песен НАСЛЕДИЯ ВАГАНТОВ более или менее соответствует вагантской - это либо странствия ("Дорожная Баллада"), либо развеселый отдых в таверне ("Нордическая Сага", "Таверна" и "Два Ваганта"). К тексту последней есть, правда, замечание: средневековая мебель была настолько тяжелой, что ее было трудно сдвинуть с места, не говоря уже о том, чтобы оной громить таверну, пусть даже и в изрядном подпитии - как говорится, учите матчасть... Исторический колорит достигается также за счет исполняемой на латыни песни "Рагга (Maria Virgin)", акустической композиции "Ирландский Марш" (хотя, как по мне, его ритм более туристический, чем военный), не по-средневековому быстрой песни "Танец Троллей" и саги "Сварливая Жена" - вот уж точно тема для всех времен и народов. Но не стилизацией единой славно НАСЛЕДИЕ ВАГАНТОВ, современность все-таки нет-нет да и промелькнет у них - например, в красивой инструментальной композиции, по неизвестной причине названной "Казаки" (не припоминаю, чтобы казаки играли на волынках). Или в шуточной песне "Колхоз", описывающей неизвестно кем предпринятую попытку вырастить коноплю в обычном колхозе и последствия этого смелого предприятия.

Подводя итоги, могу сказать, что "Таверна" - на удивление гармоничный альбом, где композиции перетекают одна в другую, не нарушая общего настроя. Единственное, что можно поставить группе в упрек - средневековые ваганты все-таки были не только пьяницами и бродягами, но и бунтарями преизрядными, а этого в НАСЛЕДИИ ВАГАНТОВ как раз и не хватает. Что же, будем надеяться, что славные бродячие поэты проспятся, выйдут из таверны и еще покажут, на что они способны - в наше время тоже есть кого и обличать, и пародировать.

Автор: Валерия Соколовская
опубликовано 24 декабря 2010, 11:29
Публикуемые материалы принадлежат их авторам.
Читать комментарии (3) | Оставьте свой отзыв



Другие статьи на нашем сайте

РецензииНАСЛЕДИЕ ВАГАНТОВ - "Два Ворона" (EP)Валерия Соколовская26.07.2011

Другие рецензии
   
  Rambler's Top100
 
Copyright © 2002-2017, "Наш Неформат"
Основатель
Дизайн © 2003 (HomeЧатник)
Разработка сайта sarov.net
0.02 / 6 / 0.012