Станислав Берёзов - "Вода Сквозь Пальцы"


(с) Станислав Берёзов, 2003
(р) Objective Music, 2003


Этот альбом был записан в 1996-1997 годах - как написано на обложке, "в Москве и окрестностях". Издан он усилиями друзей Станислава Берёзова - Андрея Сучилина и экс-участников группы UNDOMIEL Игоря Рахтеенко и Алексея Шаблия. В альбоме два цикла инструментальных пьес и одна пьеса, стоящая особняком. Вся музыка исполнена и записана на компьютере. Возможно, сочиняя, Станислав хотел использовать живые инструменты, но отказался от этой идеи из-за неких обстоятельств, с музыкой не связанных. Композиции в результате звучат несколько механистично, но эмоциональность от этого не исчезает. Как будто человек, желая рассказать что-то, расставил перед нами множество музыкальных шкатулок. И его искусство исполнителя состоит в том, чтобы открывать и закрывать каждую в свой момент. Большая часть пьес Станислава - короткие, некоторые вообще кажутся набросками. Мысли, чувства выражены хрупкими красивыми мелодиями, неожиданными гармоническими переходами.

В музыке Станислава настроения меняются не хаотично, но порой очень резко. И, пожалуй, тревога сквозит в каждой его композиции - даже в самых спокойных или сентиментальных фрагментах. Первый цикл называется "Моя Странная Любовь". Отголоски средневековой салонной музыки, вальса или романса - это только материал; едва ли рассказчик задумывается о корнях своих мелодий, он просто создаёт коллажи из обрывков образов, и эти обрывки срастаются в нечто новое, цельное, существующее по-своему. Слушаешь эту музыку - представляются улицы какого-то города, но что это за город? Вероятно, европейский, а больше о нём и не скажешь. Вот человек - думает, проживает, вспоминает, окунается в новые события. Его ирония горька, но не тягостна. Его боль стихает, на какое-то время приходит странная игривость, не нарушающая приходящего вместе с ней успокоения. Композиция "Боль Стихает" - одна из красивейших в альбоме. А пьеса, давшая циклу название - надрывный вальсок, собранный из звуков псевдоскрипок. Но никакой искусственности - всё живое.

Второй цикл - "Неземная". В музыке появляется больше северного европейского фолка, в композиции "Заблудился" слышится даже smooth jazz в стиле Яна Гарбарека. Есть и почти фри-джазовые вкрапления - короткие взрывы посреди вполне традиционных мелодических линий. Рассказчик будто перенёс свои музыкальные шкатулки куда-то за город и научился обращаться с ними ещё более виртуозно. Тревога не исчезает, но человек привыкает даже к ней и становится более философичным. Неожиданно звучит композиция под названием "Пустыня" - не аморфно-эмбиентно-заунывно, а как-то ритмично и даже разухабисто, а мелодия навевает ассоциации с турецкой музыкой. Чем ближе к финалу цикла, тем мрачнее становятся названия композиций - "Сирены", "Бесполезно". Но не сама музыка - в её красоте и лёгкости ощущается надежда. Человек повествует о разочарованиях. Но освобождение от чар - это ведь не плохо, хотя и болезненно.

Пьеса, завершающая альбом и не входящая в циклы - "Последняя Птица". Исчезает и тревога. Станислав оставляет слушателя обдумывать в тишине эти маленькие музыкальные повести.

Автор: Игорь Лунев
опубликовано 27 мая 2010, 10:33
Публикуемые материалы принадлежат их авторам.
Читать комментарии (2) | Оставьте свой отзыв

Другие рецензии
   
  Rambler's Top100
 
Copyright © 2002-2018, "Наш Неформат"
Основатель
Дизайн © 2003 (HomeЧатник)
Разработка сайта sarov.net
0.02 / 6 / 0.004