Янка - "Запись У Манагера"


(с) Яна Дягилева, Юлия Шерстобитова, 1987

Появившаяся в Интернете 9 мая 2010 года любительская запись Янки столь же уникальна, сколь и ожидаема - о ее существовании Юлия Шерстобитова (томская певица, лидер известной в начале 90-х группы НЕКИЕ СТЕКЛЯННЫЕ ПУГОВИЦЫ) упоминала в своих мемуарах для книги "Янка" еще в 2000 году. Вот интересующий нас фрагмент ее рассказа:

"Встретились мы с ней уже в Н-ске, примерно через месяц, на рок-фестивале. Егор и Манагер тоже были там. Мы всей толпой провожали их в Омск. Мне очень хотелось в Омск, да и Янка тоже туда собиралась. Ситуация сложилась непростая. Я приехала раньше Янки на три дня. Мы с Егором встречали ее утром, на вокзале. Она была в такой смешной маминой шубе из искусственного меха, и вид у нее был грустный. Так мы зажили втроем. Это был весьма интересный опыт совместного проживания. Вопреки всему, мы с Янкой быстро спелись, и по ночам, пока Егор спал, сидели на кухне, читали друг другу стихи (разумеется, свои) варили пельмени, пили чай. Янка пела свои песенки - в те времена были написаны "Фальшивый Крест...", "Особый Резон", "Берегись", "Полкоролевства". А еще подолгу просиживали в подъезде, Янка курила, а я в основном ее слушала. Янка тогда училась играть на басе: Егор хотел, чтобы она играла в ГО. Правда, в дальнейшем он к этой идее охладел. Мы вели исключительно ночной образ жизни и спали до полудня...
У меня с собой был японский магнитофончик со встроенным микрофоном, и мы записали на него Янкины песенки. Эта запись сохранилась по сей день, я думаю, это была первая Янкина запись. Мы писали ее дома у Манагера, рано утром, стараясь не разбудить детей, спящих за стенкой. Мы ночевали у него, прохохотали всю ночь, сочиняя разную ерунду, и вообще не давали Манагеру спать".


Это первая из известных на данный момент полноценная запись Янки. "Квартирник У Егора" Черного Лукича, состоявшийся также в декабре 1987-го, где она, Юлька и Егор подпевают - все-таки не то, пусть он и издан официально, и обработан лучше. Отдельные вставки в ранних альбомах ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ также не дают толком представления о Янке как авторе.

Звучание почти всех песен несколько отличается от того, что мы привыкли слышать. Исполнение еще не отточено, не доведено до автоматизма, как будет позднее. Другие интонации, порой неуверенные, ученические - как будто Янка экспериментирует с голосом, аранжировками, темпом. Не устоялись еще и некоторые тексты - слушатель, хорошо знакомый с творчеством Янки, сразу это отметит. Остается открытым вопрос: то ли это первые, черновые вариации текстов, то ли случайно спетые слова взамен правильных забытых.

Голос совсем юный, почти детский, даже по сравнению с "Не Положено" - записью, сделанной всего месяц спустя. Там-то было уже все по-настоящему, всерьез - специально организованная Егором полуакустическая сессия на домашней студии, предназначенная для публичного распространения. Здесь же все спонтанно, не страшно и сбиться, начать песню снова.

Общая спокойная, дружелюбная, расслабленная обстановка. Близок по настроению харьковский квартирник 1989 года с Александром Чернецким и Сергеем Кочергой, но там Янка - уже известный и уважаемый в узких кругах автор, почти звезда. Уже пережиты смерти, потери, сложные отношения с Летовым, и жизнь представляет собой череду бесконечных скитаний в компании музыкантов, малознакомых людей. Квартирники, концерты, фестивали... А здесь, в конце 1987-го, все только начинается. Все еще живы, бродяжничество не стало рутиной, автостоп - легкий экстрим. Янка влюбленная, счастливая, свободная и никому пока не известная. Обычная квартира, обычная девчонка поет свои песни другой девчонке; для прикола записываются на экзотическую по тем временам штуковину. Тихо, без надрыва, где-то со смешком, где-то с легкой грустинкой. Ни крика, ни форсирования голоса. Фирменное Янкино "А-а-а" звучит спокойным распевом, а не воплем боли и отчаяния, как во многих ее поздних записях.

Семь с половиной песен слушаются на одном дыхании, звучат единым целым вместе со всеми разговорами. А народная "Думы Окаянные" - настоящий подарок фанатам: пусть не полностью, пусть хором и сбивчиво, все равно это раритет, такого больше нет нигде.

Спасибо Юле, что сохранила кассету и обнародовала запись. Лучше поздно, чем никогда.

Постоянный адрес записи (скачать)

Автор: Мария Троицкая
опубликовано 17 мая 2010, 09:44
Публикуемые материалы принадлежат их авторам.
Читать комментарии (14) | Оставьте свой отзыв



Другие статьи на нашем сайте

Архив"Субботняя Газета" (Курган) №43, 26.10.1991 (АЛИСА, ЗООПАРК, А. Башлачёв, КАЛИНОВ МОСТ, Я. Дягилева и др.)Екатерина Борисова17.06.2013

Другие рецензии
   
  Rambler's Top100
 
Copyright © 2002-2024, "Наш Неформат"
Основатель
Дизайн © 2003 (HomeЧатник)
Разработка сайта sarov.net
0.05 / 6 / 0.005