"Семиструнная Гитара Петра Тодоровского"


(с)П. Тодоровский
(p) Квадро-Диск, 2010


Среди многих людей кинематографа талант Петра Тодоровского выделяется своей универсальностью. Взять, к примеру, тот случай, который нас интересует: Пётр Ефимович играет на гитаре. Впервые широкие слои населения (свыше 30 млн. человек, по данным Госкино) смогли услышать гитариста Тодоровского в фильме "Весна на Заречной улице", где он не только снимал Николая Рыбникова кинокамерой, но и играл песню-лейтмотив на семиструнной гитаре. Во второй раз Пётр Тодоровский оказался аккомпаниатором для звезды спустя 13 лет, когда летним вечером в Одессе к нему зашёл на диетическую кашку Владимир Высоцкий. Через непродолжительное время два поклонника русских семиструнок записывали новые песни Владимира Семёновича. Возможно, тогда немногие заинтересовались тем, кто подыгрывает на гитаре самому Высоцкому (что не помешало этой домашней записи за две недели дойти от Одессы до Нижнего Тагила), но оригинальность техники могли отметить даже непрофессионалы.

"Я играю мелодию аккордами, а это редко встречается", - такая оценка своих музыкальных возможностей однажды прозвучала из уст Петра Ефимовича. Здесь Тодоровский охарактеризовал не только свою технику игры, но и творческий метод. "Я не пишу музыку, я просто придумываю разными способами. Где-то хожу, болтаюсь или сижу один дома и бренькаю на гитаре. И вместе с какой-то мелодией возникает сцена". Благодаря такой связи, "аккордности", музыка Тодоровского даже в отрыве от фильмов, для которых она написана, вызывает кинематографические ассоциации. Подтверждение такой цельности - прошлый диск Тодоровского "Шальная Карусель". В альбоме были собраны музыкальные темы к неснятым фильмам. Кино нет, а музыка уже есть! Хотя, наверное, Пётр Ефимович мог повторить вслед за скульптором Голубкиной, горевавшей о несостоявшемся портрете: "Ведь я его уже сделал!" Мелодии Тодоровского - сценарий без слов.

Первый сольный выход Тодоровского с гитарой состоялся в фильме "По главной улице с оркестром". Одно название "многое объясняет", как сказал другой режиссёр. Да, фильм во многом автобиографический. Абсолютный актёр Олег Борисов мог сыграть всё и играет даже игру Тодоровского на гитаре, но порой в кадр попадают и руки самого Петра Ефимовича, ибо стиль Тодоровского родился уже с тех самых пор, когда молодой фронтовик взял в руки семиструнку, и стиль этот не присущ больше никому. К этому фильму написаны первые мелодии Тодоровского, которые стали популярными. Собственно, рецензируемый диск начинается с композиции "По Главной Улице С Оркестром", и его можно назвать первым сольником во всей дискографии Петра Ефимовича.

Следуя названию, никаких других инструментов, кроме играющей в эпизодах второй гитары, в альбоме нет. Благодаря такому одиночеству инструмента становится понятно, насколько индивидуальна манера игры Тодоровского: звукоизвлечение, мгновенный поиск нужных созвучий, запоминающиеся риффы, которые по старинке Пётр Ефимович называет аккордами - всё то же самое, что ценится в роке и рок-гитаристах. По этой причине сотрудничество ветерана войны и кино Тодоровского и ветерана русского рока Гарика Сукачёва выглядит вполне закономерным. А ещё общее у Петра Ефимовича и Гарика Иваныча в том, что оба в профессии - самоучки. Поэтому Тодоровский так полушутливо описывал своё активное участие во "Фронтовом Альбоме" Гарика Сукачёва: "Такое вот странное нынче время: музыканты снимают кино, режиссеры пишут к нему музыку".

Киномузыка Петра Тодоровского - совершенно особенное явление в нашем кинематографе. Как его фильмы о войне "с другой стороны", "не о военных, а о живых людях в военной форме", так и его музыка к кинофильмам заходит к слушателю с другой стороны - "от живота" и доходит "не "мозгой", а чувством". Единство кинематографического действа, личного опыта и воспоминаний режиссёра рождают музыку, прикладную в самом лучшем смысле слова. Музыкальные пьесы Тодоровского (пожалуй, точнее будет сказать - музыкальные мизансцены) живут не только в кино, но и в быту, а с инструментальной музыкой это происходит отнюдь не часто. Вот и птички, те дачные птички, которые чирикают в композиции "Птички", то же самое мне напели.

P. S. Цитировались интервью Петра Тодоровского Марку Цыбульскому (2006), Павлу Подкладову (2005) и Дае Смирновой (1993).

Автор: Алексей Анциферов
опубликовано 12 мая 2010, 09:07
Публикуемые материалы принадлежат их авторам.
К этой статье еще нет комментариев | Оставьте свой отзыв

Другие рецензии
   
  Rambler's Top100
 
Copyright © 2002-2014, "Наш Неформат"
Основатель
Дизайн © 2003 (HomeЧатник)
Разработка сайта sarov.net
0.03 / 5 / 0.007