ЧЕШИРСКИЙ КОТ - "Зимовка"


(c) & (p) Чеширский Кот, 2009

Вопрос новаторства в музыке далеко не так однозначен, как кажется. Столь же неочевидно преимущество новаторских идей перед развитием традиционных форм. Одним из хрестоматийных примеров считается противостояние поклонников новаторства Вагнера и классических форм Брамса, прозванных попросту "вагнерианцами" и "брамсианцами". И Брамс, и Вагнер внесли ценнейший вклад в культуру, только каждый по-своему, но споры о "тупом и остром концах" до сих пор не затихают. Особенно ожесточенно они ведутся на рок-территории, где выдумать что-то новое становится с каждым годом все труднее. Однако основная проблема современных музыкантов заключается не в том, что они повторяются в музыкальных средствах, а в том, что большинство из них не способно создать интересную (красивую, привлекательную, потрясающую etc.) музыку (песню, сюиту, пьесу и т.д.), несущую в себе новое содержание. Это относится и к первооткрывателям стилей, и к тем, кто продолжает традиции предшественников. Дело ведь не в форме, куда важнее суть... Вот такая проблема.

У ЧЕШИРСКОГО КОТА подобные сложности стоят явно не на первом месте. И совершенно не важно, в каком стиле сработана та или иная песня, оставим эти дефиниции для сухарей-энциклопедистов. Ну вот кто может сразу же определить, что лучше - фанк или марш? А если сказать, что метящая на звание сатирического произведения песня "На Канале" хромает на все свои поэтические ноги, страдает ожирением идей и одышкой чувства юмора, а музыка никак не стыкуется с содержанием текста, то это уже что-то, не правда ли? Основная беда Алексея Булавина (бас, аккордеон, вокал) и Сергея Котельникова (гитары), пожалуй, в том, что они пытаются охватить все да пошире, но некоторые области не слишком близки их внутренним мирам, или же не стыкуются с авторскими биоритмами. Скажем, юмор ("На Канале", "Про Собак") у группы получается весьма примитивный и пресный, пусть даже "название обязывает". Да и с романтикой ("До Остановки Мечта", "Падают Звезды") не все ладно: музыкальные штампы "новых романтиков гитарной волны" давным-давно набили оскомину, а деланный энтузиазм охотников за мечтой надо было приговорить к четвертованию прямо в момент его появления на отечественной рок-сцене. Особенно грустно становится, когда господа музыканты без особой нужды начинают воспевать перемещающихся девушек: тех самых, которые идут босиком, едут в метро или маршрутках. Якобы романтический образ, якобы тайна и мечта. Нет, ребята, сама по себе она - просто передвигающаяся девушка. И пока вы не вдохнете в нее жизнь, она, в свою очередь, нипочем не вдохнет эту жизнь в вашу песню.

Тут критик критика воскликнет: "Здесь все в черном цвете!" И будет не прав. Ведь было сказано выше, что у КОТА нет особенных проблем с сочинением интересных песен. И эти проблемы исчезают окончательно, когда Алексей Булавин начинает писать о том, что в первую очередь интересно мужчине: война, любовь и он сам. О войне, правда, всего одна песня ("Сон Солдата"), но как сказал некогда киногерой, достаточно одной таблэтки. Жестко и ритмично идет разговор начистоту:

Я все делил на тьму и свет
Я сам себе был злейший враг
Но даже если бога нет
Найдется ненависть и страх


Для Алексея война - это не ракеты и автоматы, а в первую очередь человек. Умудряясь не впадать в высоколобую псевдофилософию человеческого существования, но и не упрощаясь до бытовухи, ЧК уверенно заканчивает тему в сопровождении нервно-мажорной скрипки Елизаветы Волчковой:

Пусть для сюжета ваших книг
Найдется кто-нибудь другой


Да, наверное, это не патриотично и не по государственному, ну так КОТЫ пока, вроде бы, не собираются выступать на Селигере: похоже, им интереснее обращаться не к общности, а к каждому человеку в отдельности. И еще радует, что личностный характер песен не перерастает в интимность, от которой временами становится неудобно. Поговорили по душам, откровенно и даже чувственно, но торшерчик зажигать - это уже лишнее. Оттого и замечательны песни о любви ("Медведица", "Зимовка") в исполнении ЧК - не обособленной кастовостью, а хитовостью (в хорошем смысле этого слова!), понятной и доступной сразу многим и каждому персонально.

На этом месте появляются субтитры: "Ни одно бедное животное во время исполнения лирических песен от пошлости не пострадало". Не верите? Слушайте сами. Музыкальных открытий на диске не обнаружите - традиционная британская гитарная волна, разбавленная легкими экзерсисами из мейнстрима и дополнительно украшенная вокалом Елены Пожиловой - но ведь и Брамса первопроходцем сложно назвать. Jedem das Seine.

Оценка по моей пятибалльной шкале - "четыре с плюсом", и все перспективы на положенных местах, вот только очень бы хотелось, чтобы ЧК не растеряли свой нынешний состав.


Ознакомиться с фрагментами:
"Сон солдата" (256 kbps, 2.31 Mb)
"Зимовка" (256 kbps, 2.04 Mb)
"Вальс Осенняя пора" (256 kbps, 2.51 Mb)

Автор: Старый Пионэр
опубликовано 19 июня 2009, 09:16
Публикуемые материалы принадлежат их авторам.
К этой статье еще нет комментариев | Оставьте свой отзыв

Другие рецензии
   
  Rambler's Top100
 
Copyright © 2002-2024, "Наш Неформат"
Основатель
Дизайн © 2003 (HomeЧатник)
Разработка сайта sarov.net
0.05 / 6 / 0.007