ТРЕТЬЯ МИРОВАЯ ВЕСНА - "Стекло"


(с) С. Косенко, 2008
(р) АнТроп, 2008


Можно было бы начать так: новый альбом - новый состав группы ТРЕТЬЯ МИРОВАЯ ВЕСНА... Да только нельзя, ибо группы как таковой нет. Есть Светлана Косенко (вокалистка, автор песен) и сессионные музыканты - в каждом альбоме разные. А жаль, потому что музыкальное развитие проекта ограничивается тем, что разные люди создают разный саунд. Светлана сочиняет песни и записывает их либо в гитарно-роковой обработке, либо в электронной, либо ещё в какой-то. Следующий альбом можно записать со струнным квартетом, а ещё один - с хором пигмеев. Это, конечно, процесс увлекательный - как для автора-исполнителя, так и для слушателей, - но хочется большего. И вот почему: своеобычность Светланы проявляется в тембре её голоса и в текстах песен, а как композитору ей достаточно весьма однообразных и простецких мелодий и гармоний. Никаких поисков в этом направлении она не ведёт. Постоянный же состав музыкантов-единомышленников, готовых не просто прочувствовать отдельный цикл песен, а проживать вместе со Светланой её творческие этапы, мог бы вывести эти песни на иные уровни восприятия.

Меж тем, "Стекло" - лучший альбом ТРЕТЬЕЙ МИРОВОЙ ВЕСНЫ (по крайней мере, из тех, что я слышал, а слышал я все, кроме первого). Это касается и звука, и самих песен. Над "Стеклом" вместе со Светланой работали клавишник, аранжировщик и звукорежиссёр Павел Креж и басист Павел Борисов (из группы ДДТ), и они всё сделали мастерски. Иногда, правда, чувствуется перебор с нарезками голоса - "System" и бонус "A 2" воспринимаются скорее как ремиксы, - но в целом альбом выстроен очень точно: песни Светланы не теряются среди электронных экспериментов, нет попыток сделать что-то модное, аранжировки служат главному - материалу и голосу. Одна из самых приятных особенностей саунда альбома - бурлящая электроника в сочетании с поскрипыванием акустического контрабаса.

Я уже упомянул об особенном тембре голоса Светланы. Надо сказать, что и её манера исполнения, близкая к речитативу, тоже заслуживает отдельного рассмотрения. Есть у нас такая традиция: искать отечественным исполнителям аналоги на Западе. Она не всегда имеет под собой основания, но вот, слушая Светлану Косенко, вполне уместно вспомнить Сюзанн Вега. Это касается только голоса, и то речь идёт не о подражании, а о схожем способе передавать эмоции.

Если сравнивать "Стекло" с предыдущими работами Светланы и ее соратников, то тут в текстах песен стало больше конкретики. В творчестве Светланы всегда было нетрудно разглядеть христианский взгляд на взаимоотношения индивидуума и падшего мира, но никогда раньше она не выражала свои переживания столь откровенно. Её песни по-прежнему полны ярких образов, складывающихся порой в сюжеты для небольших фильмов, но теперь Светлана иногда жертвует поэтической изысканностью (не чураясь, например, глагольных рифм) ради того, чтобы выразить свою мысль максимально точно. Альбом начинается с песни "Росток", в которой есть такие строки: "Мне трудно говорить и нельзя смолчать: за всё, что было сказано, мы будем отвечать". И далее Светлана старается на протяжении всего альбома не забывать об этом. Однако между обволакивающими аранжировками и весьма жёсткими по содержанию песнями не возникает болезненного контраста, потому что Светлана Косенко выработала в себе ценное поэтическое качество - осторожность. Возможно, она и не всегда помнит об этой осторожности, но искренне старается относиться бережно и к произносимым словам, и к тем, кому эти слова предназначены - а чаще всего они предназначены собратьям по путешествию.

Автор: Игорь Лунев
опубликовано 20 мая 2009, 13:53
Публикуемые материалы принадлежат их авторам.
К этой статье еще нет комментариев | Оставьте свой отзыв

Другие рецензии
   
  Rambler's Top100
 
Copyright © 2002-2018, "Наш Неформат"
Основатель
Дизайн © 2003 (HomeЧатник)
Разработка сайта sarov.net
0.03 / 6 / 0.019