OTHER NOISES - "Big Red Adventure"


(c) DART, 2008

Рок родился в англоязычных странах, и потому неудивительно, что многие музыканты, происходящие не из Англии или США, также сочиняют и поют песни на английском языке. Споры о том, надо ли следовать рок-н-ролльной традиции, привычно раскидывая по текстам слова "baby", "come on", "never", "forever" и "falling down", или же употреблять язык, понятный исполнителю и его слушателям с младенчества, не утихают десятилетиями в любой другой стране, будь то Швеция, Франция, Япония или Россия. Впрочем, в странах, чьи границы давным-давно открыты с обеих сторон, выбор делается между национальной самоидентификацией и международным признанием - причем второму порой вовсе не мешает предпочтение первой, что хорошо видно хотя бы на примере музыкантов, исполняющих этнику в разных ее модификациях. Однако в бывшем соцлагере все осложняется тяжелыми историческими обстоятельствами. В экс-СССР язык международного общения всегда знали худо (хотя ужасно хотели знать), но самые первые отечественные рок-группы пели именно по-английски (с разной степенью паршивости) - во-первых, потому что исполняли в основном кавер-версии, а во-вторых, это добавляло дополнительный и довольно-таки уместный штрих к "музыке протеста". Потом до наших дошло, что можно сочинять тексты и по-русски, и сначала это ничему не вредило (наоборот, приносило бешеную популярность), а потом привело к пресловутой "текстоцентричности русского рока" с неизбежным пренебрежением основным компонентом - собственно музыкой. Группы начала 90-х, снова запевшие было по-английски, сделали это в основном по причине возникновения у нас клубной культуры (то есть попытались привести к балансу форму и содержание, делая упор на музыку и исконный рок-язык), считались элитой и к началу эпохи стадионных фестивалей спешно перешли на русский или распались. Через десятилетие все повторилось, но причиной на этот раз стало бурное проникновение музыки в Интернет и весьма упростившаяся процедура получения виз практически куда угодно. То есть с немыслимым опозданием, но мы все-таки встраиваемся в тот общий поток, где уже вольготно плавает вся европейская и азиатская рок-музыка: стали петь на том языке, на котором хочется и можется (без оглядок на моду и идеологию), однако, если поешь на родном, иметь в запасе еще и англоязычный материал для зарубежного слушателя. И наоборот.

Томская группа OTHER NOISES за пять лет своего существования русскоязычными песнями, насколько мне известно, пока не обзавелась, и не факт, что обзаведется. Однако не заметно, что данная особенность как-то негативно отражается на взаимопонимании с публикой: в Томске OTHER NOISES любят, играли они и в других городах (в том числе в Перми, Челябинске, Екатеринбурге, Москве), при этом не только в клубах, но и на крупных фестивалях. Правда, на пермском "Рок-Лайне" из толпы раздалась пара пьяных выкриков: "Пой по-русски!" - ну, так недовольные есть всегда и везде, и на всех не угодишь. Объективная же реальность такова, что английский язык группе чрезвычайно идет. Весь их материал (а в дебютном альбоме, состоящем из девяти "электрических" треков и бонуса "Red Fox", записанного живьем в полуакустике, представлены, похоже, сливки репертуара группы) звучит так естественно, будто OTHER NOISES родом не из той точки планеты, откуда до Европы и Америки равно далеко, а, скажем, из Калифорнии. Другое дело, что при этом они кажутся точной копией RED HOT CHILI PEPPERS - начиная с вокала Ивана Казакова, интонирующего строго под Энтони Кидиса (даже легкая фирменная гнусавинка есть), и кончая стилистикой, саундом, манерой игры... то бишь, всем сразу. И даже небольшие инструментальные и звуковые цитаты из произведений других именитых рок-н-ролльщиков - скажем, кусочек гитарного проигрыша из цеппелиновской "Nobody's Fault But Mine" где-то в середине "Cheesecake" - общей картины не тревожат. Таким образом, мы имеем томских RHCP практически в чистом виде; слушая "Big Red Adventure", легко представить, что в колонках звучит неизвестный доселе альбом прекрасных калифорнийцев. С одной стороны, это радует, потому что одни Перцы - хорошо, а два их комплекта - еще лучше. С другой же, это легко считываемое сходство вызывает определенные сомнения в способности означенных томичей иметь собственное лицо. Это притом, что песен они с RHCP не сдергивают, каждая - полностью своя, они все хороши и мелодией, и подачей, аранжированы и записаны на приличном уровне, с драйвом все в порядке, тексты тоже не вызывают никакой неловкости, то есть в талантах участников OTHER NOISES сомневаться не приходится. И призывать их пользоваться великим-могучим не тянет однозначно. Но, несмотря на сказанное парой предложений выше, то и дело возникает незамысловатый вопрос: "А нужны ли нам вторые RHCP?" Под "нам" я подразумеваю не Россию, потому что здесь и первых-то RHCP доселе не было - все больше двадцать пятые RAMMSTEIN, сорок восьмые BLINK 182 и стопятидесятые Гребенщиковы с Шевчуками, так что томская группа вносит в этот консервный ряд приятное разнообразие. А вот если брать мировое музыкальное сообщество, в прицеле на место в котором, видимо, затеян англоязычный аккаунт на MySpace (при отсутствии даже простецкого русскоязычного сайта), то понадобятся ли там настолько явные, почти неотличимые от оригинала последователи? Я затрудняюсь с ответом. Что не отменяет моей искренней симпатии к OTHER NOISES и к их дебютному альбому.

Смотреть и слушать

Автор: Екатерина Борисова
опубликовано 17 марта 2009, 09:51
Публикуемые материалы принадлежат их авторам.
Читать комментарии (1) | Оставьте свой отзыв

Другие рецензии
   
  Rambler's Top100
 
Copyright © 2002-2017, "Наш Неформат"
Основатель
Дизайн © 2003 (HomeЧатник)
Разработка сайта sarov.net
0.02 / 6 / 0.005