ShadeLynx - "Фолк и Фолк-Рок: Лучшее За Год"


(с) Перекресток Рекордс, 2008

"ShadeLynx" - аудиопроект одноименного Интернет-портала, посвященного фолк-музыке. "Лучшее За Год" (видимо, 2007-й) представляет собой сборник песен тринадцати наиболее интересных, по мнению авторов проекта, фольклорных групп.

Если прослушать диск несколько раз, не глядя на список исполнителей, то впечатление складывается следующее. Едва успев заявить о себе как о серьезном явлении, нео-фолк тут же начал погибать в штампах и стандартах. Ибо очень немногим удается уйти от базовой схемы: акустическая гитара - солирующая флейта - прочувствованный голос - языческая терминология - былинно-мифологическая тематика текстов. Плюс, конечно, ритм-секция (электрическая или акустическая), скрипки, пара-тройка экзотических инструментов, но основная схема сохраняется в большинстве случаев. И если поначалу это выглядело достаточно свежо, то сейчас кажется попросту банальным и скучным. Наиболее же интересны как раз те, кто в обозначенных - и довольно широких - рамках жанра смог нарисовать свой собственный мир. И таковых на сборнике как раз меньшинство.

Если принять за истину тот факт, что будущее музыки - за синтезом, то наиболее симпатично на сборнике выглядят те, кто использует синтез достаточно умело. Такова группа TINTAL, в представленной на сборнике песне смешавшая традиционный рок, шотландские волынки, "Оду К Радости" Бетховена и украсившая всё это озорным текстом, раскрывающем истинные корни творчества великого композитора. Таков великолепный КАЛЕНДАРЬ, повысивший долю рока в музыке и уплотнивший звук - правда, выбранная (составителями?) для данного релиза песня "Северный Путь", во-первых, интонациями напомнила мне кинчевскую "Стать Севера", а во-вторых, из-за темпа исполнения и прозрачного саунда именно в контексте сборника кажется статичной (в альбоме, уверен, эта же вещь слушается иначе). Таково и украшение диска, его лучшая вещь - блестящая композиция "Песни Черни" группы ТОЛ МИРИАМ, где стандартно-сентиментальный распев по ходу действия разворачивается в настоящий спектакль, в котором словно в лихом хороводе мелькают образы плебса всех времен и народов - от средневековья до дней нынешних, и всё это подкрепляется таким же музыкальным калейдоскопом, замешанном на роке, шансоне 20-х годов, фолк-мелодике и Бог знает чём ещё.

С другой стороны, наиболее слабое впечатление оставляют как раз те группы, что пытаются привнести в фолк-музыку тяжелое звучание. В данном случае это УЛИЦА РАДИО, основные минусы которой - мутный вокал (из-за чего ускользает смысл текста) и довольно-таки однообразная аранжировка, где тяжелая гитара не производит должного эффекта, и КОНЕЦ ЛЕТА, осложняющая восприятие невнятной мелодией и до изумления архаичной "примочкой" на электрогитаре (со звуком гитары делать что-то нужно определённо - так не звучат уже даже и провинциальные группы, а тут всё же Питер...). Вообще, недостаток обеих групп (либо представленных для сборника песен) - недоведённость: из этого материала либо нужно было делать полноценный фолк/pagan-metal, либо уж искать другие пути воплощения идей...

Большинство остальных групп/исполнителей сборника смотрятся практически как один коллектив - с незначительными вариациями в звуке. КОРНИ ОЗЁР, ДОРОГА ВОДАНА, СЕМИРЕЧЬЕ, САМОДИВА, БЕРГТОРА, СИЛЬФЫ - каждая из групп (песен) хороша сама по себе, но это всё те же гитара-флейта-скрипка-ритм-секция плюс фольклорная либо фэнтезийная тематика. При этом если у КОРНЕЙ ОЗЁР этнические инструменты - всё-таки украшение, то у БЕРГТОРЫ звучащая на втором плане тяжелая гитара опять-таки кажется чужеродным элементом и должным образом "не работает"...

Особняком на сборнике стоят две вещи. Это "СМС" Сергея Калугина, исполненная автором сольно, под гитару, и - в контексте даже не данного диска, а всего творчества маэстро - производящая впечатление проходного номера, ибо ни яркого текста, ни виртуозной игры здесь нет. И, наконец, это песня главного администратора ShadeLynx.ru Алёны Гаспарян (и ее проекта ВАГАНТЫ), где голос звучит практически a capella, обрамленный лишь звуками ветра - и эта версия звучит, как минимум, оригинально.

В общем и целом, всё вышесказанное вовсе не означает, что дела в нео-фолке так уж плохи. Просто, по моему скромному разумению, данный диск составлен несколько односторонне и вовсе не отражает истинную ситуацию на современной фолк-сцене - в частности, в нём совсем нет групп, исполняющих тот же фолк-металл или музыку на аутентичных языках (и там, и там сходу можно назвать по паре-тройке более интересных имён). С другой стороны, разумеется, нельзя объять необъятное, и, возможно, такая музыка появится на следующих аудиорелизах проекта?..

Автор: Алекс Драйвер
опубликовано 02 ноября 2008, 05:34
Публикуемые материалы принадлежат их авторам.
Читать комментарии (16) | Оставьте свой отзыв

Другие рецензии
   
  Rambler's Top100
 
Copyright © 2002-2018, "Наш Неформат"
Основатель
Дизайн © 2003 (HomeЧатник)
Разработка сайта sarov.net
0.03 / 6 / 0.012