Алексей Уставщиков - "Когда Я Буду Просто Жить…"


(с) & (p) Алексей Уставщиков, 2008
(с) & (p) КДК Контэнт, 2008


Когда-то Алексей Уставщиков был лидером группы АПРЕЛЬ. Узнав, что групп с таким названием в истории российской рок-музыки существовало немало, он некоторое время объявлял свой коллектив как АПРЕЛЬ СПБ, а потом и вовсе распустил его, решив позиционировать себя как сольного исполнителя. Для записи альбома "Когда Я Буду Просто Жить..." Алексей пригласил мультиинструменталиста Виталия Булатова, а также барабанщика и звукооператора Николая Домнюка.

В альбоме 9 песен. Алексей же Уставщиков предстаёт публике человеком, которому хочется играть разбитной ритм-энд-блюз и играть в Тома Уэйтса. Альбом начинается с добродушно-агрессивных песен "Что С Тобою, Старый Друг?!" и "Когда Я Буду Просто Жить...", тексты которых чересчур примитивны. Артистизм вокалиста мог бы несколько поправить положение, но вот артистизма-то в голосе недостаёт, как и брутальности, потому в целом песни получились какими-то неуклюжими. В песне, которая дала альбому название, вообще непонятно, ирония это или упадническая бравада. Хочется надеяться, что всё-таки ирония. Агрессия переходит в фиглярство, смешанное с социальным пафосом в песне "Правда". Добавить дудок и в вокал хрипотцы - получилась бы этакая БРИГАДА С. Вот, кстати, у Сукачёва тоже хватает текстов, которые не слушались бы без его ужимок. И Уставщиков горазд на сценические выходки - я сам видел. Тут артистизм откуда-то появляется. И тогда эти песни воспринимаются по-другому, несмотря на все банальности в текстах.

Несколько иное дело - остальная часть альбома, более лиричная. Не то чтобы тексты Уставщикова становятся более изысканными, но выручает искренность. Рискну даже сказать, что Алексей - романтик, которому хочется быть ещё и брутальным. Только вот надо ли? Впрочем, Уставщиков вовсе не переходит к слащавости. Как ни странно, в его лирике трудно найти даже сентиментальность. "Печаль" - поэтизированная манифестация настроения автора. Музыкально композиция очень яркая - "рубленые" фразы вокалиста, при этом запоминающаяся и несколько монотонно повторяемая (не отпускающая до конца песни) мелодия, рваный ритм, обыгрываемый аккордеоном. В тексте есть спорные моменты. Я понимаю, что Алексей громогласно объявляет о своей противоречивости, но, например, фраза "Грешен я, но чист душою", вызывает у меня некоторое недоумение. "Метель" - настоящая рок-баллада, которая могла бы украсить репертуар любой российской хард-энд-хэви-команды. Опять-таки, чувствуется, что сочинена и спета песня искренне, но с пафосом автор местами переборщил (вот, к примеру, фраза "И расправят крылья дурака века"). Но в целом даже стильно получилось. Да и рок-баллада - жанр, в котором банальные рифмы давно стали нормой. Планка качества текстов в "тяжёлой" музыке почти всех направлений у нас в России так занижена, что песню можно признать весьма удачной. Ещё в альбоме есть два вальса - "Мечта" (в этой песне слышится даже что-то от европейского фолка, но очень смутно) и "Веер". Вот это, возможно, лучшая песня из представленных. Очень красивая мелодия и текст явно интереснее и качественнее остальных. Кажется, Алексей нащупал своё направление. Будет ли он его разрабатывать, не продолжит ли играть в Тома Уэйтса - вот вопрос. Аккордеонист в "Веере" играет спокойно и мощно, никакого вам тут Яна Тирсена. Ещё в двух песнях Уставщиков рассказывает о своём восприятии Санкт-Петербурга. Ну, что ж, эта тема уже из разряда особых в российской культуре. Меня вот не напрягают такие предсказуемые названия как "Город" и "Белая Ночь". Песни эти не портят и музыкальные недоработки ("Город" - попытка сыграть свинг. Получилось "кондово". А, может, это "гаражный рок", а значит, так и надо?). Портит их чересчур банальная декадентская трактовка образа Питера. Хотя, если человек так чувствует, что тут скажешь? Наверно, можно, посоветовать ещё погулять по городу, вдруг что другое почувствуется. Во время прослушивания песни "Город" представляется такой спектакль: герой, упоённый своим надрывом и мрачными галлюцинациями, в полубредовом состоянии обрушивает на себя картонные декорации, изображающие достопримечательности города не Неве - увеличенные картинки из путеводителя для туристов. "Белая Ночь" весьма необычна с музыкальной точки зрения: гитарный проигрыш, начинающий композицию и периодически возникающий на её протяжении, вызывает ассоциации с калиопом (интересно, что этот эффект достигается не с помощью аккордеона). Но опять-таки страдания автора-героя непонятны: как будто однажды летом на него накатило что-то его гнетущее, и он идёт, пошатываясь, и во всём винит белую ночь.

Отдельно хочется сказать о саунде альбома. Повезло Уставщикову с музыкантами, особенно с Виталием Булатовым, который сыграл на аккордеоне, лидер-гитаре и басу. Его вкусные и цепкие гитарные проходы, обволакивающие партии аккордеона (замечательным образом заменяющего электроорган) - украшение всех песен. Отдельно скажу про отвязное соло на басу в "Когда Я Буду Просто Жить...", как бы спрятанное за звучанием остальных инструментов - интересно придумано, обычно-то солирующий инструмент выводится на передний план или остальные смолкают. При этом можно легко расслышать каждую ноту. Саунд альбома вообще мог бы быть весьма оригинальным, если бы не сведение - голос надо было сделать частью общей картины, а не выводить так, что он звучит не только громче, чем нужно, но ещё и будто отдельно от всей музыки. То, что было нормальным для советской эстрады (или мы просто привыкли к этому?), едва ли подходит рок-группе, пусть и не стремящейся звучать жёстко.

Автор: Игорь Лунев
опубликовано 16 апреля 2008, 11:08
Публикуемые материалы принадлежат их авторам.
Читать комментарии (10) | Оставьте свой отзыв



Другие статьи на нашем сайте

Архив"Невское Время" №57, 01.04.2005 (А. Уставщиков, С. Загацкий)Старый Пионэр26.05.2008
ПоэзияАлексей Уставщиков. СтихиУставщиков Алексей06.06.2008
Музыка (mp3)Алексей УставщиковСтарый Пионэр28.03.2008

Другие рецензии
   
  Rambler's Top100
 
Copyright © 2002-2018, "Наш Неформат"
Основатель
Дизайн © 2003 (HomeЧатник)
Разработка сайта sarov.net
0.03 / 6 / 0.016