"Книга Поэтического Рока. Глава Четвёртая. Акустическая"


(c) Дмитрий Румянцев - составление
(c) Представленные авторы, 2008


Как я успел заметить, многие авторы и читатели сайта "Наш НеФормат" испытывают к теме так называемой "рок-поэзии" просто-таки нездоровый интерес. Так что и сей релиз может стать поводом для дебатов. Вот опять "поэтический рок"... Что ж такое-то?

Если сравнить сборник с песней, то я вроде бы понимаю, что имел в виду её автор - составитель серии Дмитрий Румянцев. Но вот удалось ли ему это "что-то" внятно высказать... Всё то же самое - Дмитрий, большой любитель литературных процессов и результатов, представил нам очередные 18 песен, тексты песен которых, как он думает, отличаются особой поэтичностью. Наверно, в чём-то он прав. Но вот мне эта, да и предыдущие главы "Книги Поэтического Рока" видятся и слышатся не совсем так.

Начну с банальности: удачный песенный текст может быть весьма средним с чисто литературной точки зрения - штука в том, что воспринимается-то он в сочетании с музыкой. Вот и возникает у меня впечатление, что уважаемый составитель попросту собирает понравившиеся ему песни, а поскольку шибко интересуется поэзией плюс вырос на рок-музыке (пусть и российской), то и называет это всё "поэтическим роком". Вот и здесь: из всех песен, вошедших в сборник, к рок-музыке с большой натяжкой относятся (и то если представить их в соответствующих аранжировках) разве что опусы проекта NAZARABOTKI, Анатолия Багрицкого & Дмитрия Максимачёва, Сергея Канунникова, Арбенина & Башакова & Комарова, Екатерины Болдыревой да Ильи Сёмкина. А вот остальные... Еще Козьма Прутков говорил: "Если на клетке слона прочтешь надпись "буйвол", не верь глазам своим". Вот дался людям этот рок, прямо удержу не знают! Есть же вполне приемлемое обозначение: автор-исполнитель. Оно ничего не говорит о музыкальной стилистике, но в случае с "Книгой Поэтического Рока" и не надо о ней говорить - какая-то музыкальная общность если и прослеживается, то как раз по большей части у тех авторов, опубликованные здесь песни которых далеки от общепринятого представления о роке.

Кстати, как следует из названия, этот сборник - первый в серии, в котором присутствует и звуковая концепция. То есть, как говорят в зарубежье, это unplugged. Только и тут у составителя вышел прокол небольшой - какой же unplugged, если кое-где встречается электрическая бас-гитара? Или по-русскорокерски акустика - это не когда на акустических инструментах играем, а когда без барабанов? Но и барабаны тут есть...

Но сборник, как и три предыдущих, получился нескучным. Это его главное достоинство для меня, потому как остальные спорны. То есть, нет, я признаю, что на диске собраны песни с действительно неплохими, порой весьма даже литературно изощрёнными текстами. Большинство из этих песен мне, по крайней мере, интересны. Но возникает вопрос: не становится ли литературность самоцелью? Ведь это только одно из многих возможных средств передачи информации (смысловой, эмоциональной - любой). Так можно и провести, например, фестиваль песен в тональности ля минор. Помнится, Александр Башлачёв в одном из интервью сетовал, что многие больше озабочены вопросом "как?", чем вопросом "зачем?". Я солидарен с этим сетованием. Что объединяет представленных авторов, кроме того, что тексты их песен кажутся (порой небезосновательно) Дмитрию Румянцеву особо поэтичными? Ну, разве что принадлежность к той части рода человеческого, которая говорит на русском языке. Иногда думается, что если человек хочет донести до людей нечто важное, то не стоит прятать это за словесной эквилибристикой. А тут иногда приходится прямо-таки мысленно продираться через словесные нагромождения, чтобы различить хотя бы эмоции автора. Да и аранжировка - дело, конечно, увлекательное, но иногда люди ей так увлекаются, что от основной музыкальной идеи песни мало что остаётся.

Также не очень понятен смысл включения в сборник песни "Anno Domine" Вени Дркина. Спору нет, с поэтичностью у этой песни всё в порядке, как, впрочем, и с музыкальностью (я вообще воспринимаю Веню как, прежде всего, удивительно музыкального человека). Но если задача сборника - не просветительство, а просто Дмитрий свои любимые песни вместе собирает, то зачем он эти сборники публикует? И почему на вкладке Веня обозначен как Вениамин? Ведь "Веня Дркин" - это псевдоним...

Теперь по порядку скажу о композициях, наиболее значимых для меня на этом сборнике.

ЗРЕНИЕ - "Лазарь"
На фоне инструментального минимализма Роман Филиппов резко напевает-наговаривает нечто, словно пробуждая себя и того, к кому он обращается, упоминаниями евангельских тем. Музыка здесь в основном - только для расстановки акцентов, и даже психоделическая кода не сглаживает эту резкость, это настойчивое желание не раствориться "средь должностей, денег, средь паспортов в коже".

Сергей Канунников - "Не Улетай"
Светлая песня-предупреждение-призыв от лидера группы ВОЗВРАЩЕНИЕ, который за несколько лет, как мне кажется, очень вырос как автор. Теперь в песнях Сергея влияния уже не слышны столь явно, что даёт возможность более чётко распознать его собственные мысли.

NAZARABOTKI - "Перекрёсток Тверской И Невского"
При всей банальности тематики - переживания по поводу "жив рок-н-ролл или нет, а если жив, то как" - импонирует неравнодушие. Это не полупьяное ёрничанье или нытьё, а переживание автором рисуемой им не особо отрадной картины как личной трагедии. Но без соплей. Мне, впрочем, видится несколько другая картина на эту тему... Но песня вызывает уважение. К тому же, здесь "цепляющая" мелодия и упругий саунд, будто нарочито примитивный, создаваемый только акустической гитарой и перкуссией. Кажется, и не надо ничего больше.

Юлия Теуникова - "Ивы"
Из серии песен, которые вызывают больше любопытство, чем желание тут же начать сопереживать автору. Рваный почти джаз с уходами в какие-то иные области - при этом спокойствие и готовность.

МАРЬЯЖ ДЕКОРАЦИЙ - "Танки И Шумеры"
Песня-лабиринт. Хочется выхватывать отдельные образы и обдумывать их, наблюдая за своими ассоциациями и не пытаясь уследить за общим настроением.

Илья Сёмкин - "Объяснение"
Одна из лучших песен Сёмкина. При скрупулёзном прослушивании некоторые строки не кажутся особо точными и вполне осмысленными, но внятность достигается общим посылом, как бы собирающим в один эмоциональный сгусток все обрывочные мыслеформы, и чётким, жёстким и очень проникновенным исполнением.

Диана Коденко - "Андрею Эйхерту"
Для меня Диана - одно из открытий сборника. Стилистически эта песня ближе к городскому романсу. Песня-поиск, песня-обретение. Утверждение того, что обретено.

Песни "Играю За Любовь" Анатолия Багрицкого & Дмитрия Максимачёва и "Голова" Екатерины Болдыревой смело называю шлягерами. Этим они работают на "нескучность" сборника. А то представляете - стихи, стихи... А тут простая песня влюблённой женщины, без особых затей, но душевно так спетая. Анатолий же Багрицкий - стихотворец умелый, что "шлягерности" их с Дмитрием совместного творения не портит.

И откровенный минус 4-й главы - "Охота На Сук" Константина Арбенина & Михаила Башакова & Кирилла Комарова. Люди с пионерской серьёзностью рубят нечто, где вроде бы мы должны, внимая тексту Арбенина, услышать иронию, но она не прослушивается. Это тоже песня про нелёгкую жизнь рок-музыкантов, но ирония (когда всё-таки понимаешь, что артисты типа шутят) здесь отдаёт неприятным запахом цинизма. Чувствуется какая-то неуместная грубость при всех упражнениях в остроумии.

Нельзя сказать, что "Глава 4. Акустическая" - шаг вперёд или назад по сравнению с предыдущими частями сборника. Но и топтанием на месте ее называть не хочется. Издатель и критик Дмитрий Румянцев осваивает поэтические пространства. Вопросы к нему.

Автор: Игорь Лунев
опубликовано 31 марта 2008, 12:23
Публикуемые материалы принадлежат их авторам.
Читать комментарии (8) | Оставьте свой отзыв

Другие рецензии
   
  Rambler's Top100
 
Copyright © 2002-2018, "Наш Неформат"
Основатель
Дизайн © 2003 (HomeЧатник)
Разработка сайта sarov.net
0.02 / 5 / 0.001