Олег Медведев - "Поезд на Сурхарбан"


(с) Полнолуние
(р) Ur-Realist, 2007


Что общего между ролевиками и КСПшниками? Или, скажем, между панками и писателями-фантастами? Правильно, всех их объединяет искренняя любовь к песням Олега Медведева, автора-исполнителя из Иркутска. Пустых мест в залах, где проходят его концерты, не бывает. Даже немаленький зал ЦДХ - не исключение. Что и зафиксировано в двух концертных альбомах Олега - "В Отпуске" (2005) и "У Бриллиантовой Реки" (2006). Также Медведев - частый гость на конвентах - съездах фантастов и фэнов.

Сначала записи Олега распространялись на кассетах, потом - через Интернет. И вот, через 10 лет после появления первого студийного магнитоальбома Медведева "7 Марта", практически день в день появляется диск "Поезд На Сурхарбан". От предыдущих работ Медведева этот альбом отличается не только высоким качеством записи, но и аранжировками. Вообще, попытка украсить песни Олега уже предпринималась в диске "Кайнозой" (2004), где с помощью компьютера достигнуто электрическое звучание. Но эта попытка была воспринята слушателями неоднозначно, и не без оснований. Некоторые песни оказались слишком перегружены инструментальными партиями, где-то слышатся явные огрехи сведения - музыка перекрывает голос. "Поезд..." же - пример аранжировочного минимализма. Кроме самого Медведева, в записи участвовали рок-бард и гитарист Роман Филиппов из Москвы и скрипачка Анастасия Шашкова из Екатеринбурга (где, собственно, альбом и записывался). Идея совместной записи родилась, когда в марте 2005 года на екатеринбургском концерте Олегу передали записку со словами: "А можно вам подыграть на скрипке?" Олег был не против, и сольный концерт превратился в импровизированный джем. Многие песни Анастасия слышала впервые, но на бутлеге с того концерта ("Мир Ниже Нуля") это совершенно незаметно: она прекрасно импровизирует.

Главной целью создания "Поезда..." была перезапись старых песен, зафиксированных когда-то в плохом качестве. Так что новых творений на альбоме всего три. Но старые песни получили второе рождение. Две гитары с нейлоновыми струнами и скрипка создают довольно плотный акустический звук, очень подходящий к песням Олега: ритмичным, с простой, но цепляющей мелодикой и с очень необычными стихами (именно стихами), за которые его в основном и ценят.

Теперь ищи на этой карте,
Где нам спрятать следы,
Теперь гадай по этой карте,
Где нам выпить воды,
Если тело под копыта,
Если разум угас,
Если напрочь люизитом
Съеден противогаз.
Слева по борту рай,
Усталый шут, улыбнись под своею маской,
Выбрось свои часы -
Тебе больше незачем знать, который час,
Вывинти колпачок
И залей во флягу зелие шаманское,
Слева по борту рай, справа по борту рай,
Прямо по ходу рай.
("Слева По Борту Рай")


Всего в альбом вошла 21 композиция. С музыкальной точки зрения почти все они попадают под определение бардовской песни. В числе любимых авторов Олега - Юрий Кукин, Александр Городницкий, Владимир Ланцберг. Но ни про палатки, ни про дрова вы не услышите ни слова.

Который век скрипит земля, но мир светлее не стал,
Тебе все это надоело, и вот
Поет труба, присох к губам ее горячий металл -
Она друзей твоих усталых зовет.
И ты был слаб, и ты был глуп, но все мосты сожжены,
Их не вернуть - они не смотрят назад.
И ты встаешь, и на плечах твоих рассветы весны
Как генеральские погоны лежат.
("Идиотский Марш")


Лирические песни Медведева тоже не напоминают "Солнышко Лесное":

Вот опять на снегу тени от фонарей
Расстелила розовая звезда,
И я опять не могу догнать кареты твоей,
Лишь иду, как собака по следам.
И стоять невмочь, и дойти - слабо,
Завершая неравную игру,
Натянула ночь на колки столбов
Чахлый строй телеграфных струн.
("Несмеянин День")

Все твои сны - лишь пыль в ее кулачке,
Верность своим игрушкам - черта людей,
Здесь же особый случай - жизнь налегке,
Забывай ее, забывай ее.
Ветер чумных губерний непобедим,
Если ты не умеешь бодать судьбу,
Стань же самим собой, а там поглядим -
Забывай ее, забывай ее.
("Кайнозой")


КСПшная романтика в песнях Олега претерпела поистине алхимическую трансмутацию:

Нынче духи мои в ударе, очи пышут огнем,
Уж теперь-то дадим мы гари, вот с утра и начнем.
Сорок лет - это те же двадцать, дело только в цене:
В сорок рваться из резерваций веселее вдвойне.
Весела игра-угадайка: свой ты или чужой
Среди тех, кто едет с Клондайка без гроша за душой.
Словно кошки в ночи мурлычут дальние дизеля.
Сорок лет - ни наград, ни лычек. Что ж, с нуля, так с нуля.

Но настанут сказочные деньки, и будут буйны,
Будут веселы головы во хмелю, станут шустрыми зайчики в зеркалах,
И шаманы новые расчехлят гулкие бубны,
И настанут сказочные деньки...
("Сказочные Деньки")


Центр альбома - заглавная "Поезд На Сурхарбан" (Сурхарбан - бурятский народный праздник). Настоящий гимн-манифест.

Места в том поезде не купить - он всегда остаётся над...
Свистнет, растает вдаль - никаких торгов,
Если не чуешь его движенья, как чувствует аргонавт
Бег своего стремительного Арго.
А по прилёту, когда все выйдут, стюардесса тебя найдёт.
К трапу УАЗик - птица невелика.
Ветер откинет с носилок простынь, подивится честной народ
Сладкой улыбке мертвого степняка.
Видишь - в полнеба слева от солнца
Алый бунчук над поездом вьётся.
Дальше по тексту - все без обмана:
Звонкие версты, дни золотые,
От Порт-Артура до Византии,
От Сурхарбана до Сурхарбана...


Поклонники Медведева сравнивают его с Башлачёвым и Калугиным, но это, на мой взгляд, далеко от истины. У Олега своя "экологическая ниша", в корне отличающаяся от башлачёвского богоискательства и калугинской мистики. Наоборот, в его песнях всё происходит здесь и сейчас, и никто тебе не поможет, кроме тебя самого.

Там, наверху, стынет поныне
В лужах вода,
Мерзнет Земля в мертвом хитине
Серого льда,
Но все в этом мире живо репитом,
Все возвратится вновь -
Сталь под плащом, медь под копытом,
Шляпа на бровь.
Снова в ладонь ляжет монета -
Медный пятак,
Ведь это так просто - вырваться в лето -
Проще - уже никак:
Прянуть змеей в небо клыками,
Точкой над "i"...
Как тебе бьется под каблуками,
Сердце змеи?
("Сердце Змеи")


В текстах песен множество цитат и аллюзий: от древнегреческих мифов до Стивена Кинга.

Некстати пришлась книга,
К верёвке пришлось мыло,
Я перечитал Кинга
И понял, что так и было.
Из серых осенних ниток,
Из Трафальгарской гари
Я сочинил Форнита
И поселил в гитаре...
("Форнит")


Можно было бы, конечно, обратить внимание на мелкие недостатки альбома. Ведь записан он был всего за 22 часа, и не "живьём", а наложениями. Анастасия и Роман сочиняли свои партии на ходу, практически не имея времени на репетиции. Но не стоит цепляться за мелочи: в целом - и по материалу, и по исполнению - альбом получился отличным.

И в качестве постскриптума: радиостанция "Эхо Москвы" провела в Интернете опрос "Духовные лидеры России". Олег Медведев разделил в нем 33-36 места, попав на одну ступеньку с Юрием Лужковым и Патриархом Алексием II. Из музыкантов впереди него оказались лишь Владимир Высоцкий, Булат Окуджава и Борис Гребенщиков.

Автор: Владимир Е. Обломов
опубликовано 06 декабря 2007, 13:29
Публикуемые материалы принадлежат их авторам.
Читать комментарии (3) | Оставьте свой отзыв



Другие статьи на нашем сайте

РецензииОлег Медведев - "Зеленая Дверь"Геннадий Шостак22.04.2004
СтатьиОлег Медведев - последний рок-поэт?Дмитрий Румянцев17.03.2008

Другие рецензии
   
  Rambler's Top100
 
Copyright © 2002-2018, "Наш Неформат"
Основатель
Дизайн © 2003 (HomeЧатник)
Разработка сайта sarov.net
0.02 / 6 / 0.003