"МегаRock 013: Челябинск"


(р) Мегалайнер Рекордз, 2007

Божьим попущением попал диск проекта "МегаRock" на полки музыкального магазина, в котором андеграундным записям места не отведено по определению. Возможно, модная приставка "Мега-" ввела в заблуждение тех, кто разместил диск с настоящим андеграундом меж записями лакированно-глянцевых поп-рок-звёзд и звёздочек; как бы там ни было, но 13-й диск проекта оказался там, и это хорошо.

Среди множества разнообразных серий рок-сборников данная, на мой взгляд, выделяется следующими особенностями. Во-первых, серьёзностью подхода к делу продюсеров проекта, во-вторых, принципом географической привязанности: номерные диски отражают ситуацию среди независимых рок-групп и исполнителей по отдельно взятым городам. Причем это касается не только провинции: на 16-м и 17-м дисках серии выпущены сборники андеграундной музыки соответственно Москвы и Санкт-Петербурга. Принцип отбора групп прост: по словам авторов проекта, "садимся, слушаем присланное, с понравившимися связываемся и согласовываем все вопросы". Безусловно, такой способ вряд ли может претендовать на достоверность обрисовки ситуации: например, на слышанных мной дисках проекта совсем нет экстремальной музыки, т.е. панка и любых видов металла (припанкованный рок-н-ролл не в счет). Но всё же, думается, ситуация с остальной (неэкстремальной) музыкой, скорее всего, весьма близка к реальной.

Перед обзором собственно диска №13 стоит ещё отметить, что то ли авторы не копали слишком глубоко, то ли представители совсем уж дремучего андеграунда попросту игнорировали проект, но в общем и целом музыка, представленная здесь - андеграунд скорее ситуационный, нежели идейный. А также ещё то, что, помимо групп из титульного города, в сборник включаются ещё и некоторые песни групп из городов близлежащих.

Итак, что же представляет собой андеграунд города Челябинска по версии "MegaRock'а"?

БЕН ГАНН (Магнитогорск) - "Good Day". Песня англоязычная, с саркастическими комментариями на заднем плане по-русски, а музыкально и по сути - это магнитогорский вариант УМЫ2РМАН, и не более.

ГАРРИ АНАНАСОВ И КО - "Солдат" и "Посошок". Несерьезное название предполагало несерьезный настрой. Ожидал в лучшем случае стёба. Услышал, почувствовал - мощный рок-н-ролльный удар. Как же приятно ошибаться в эту сторону!..

А в чистом поле - огоньков вспышки,
А над страной опять бушует пламя...
Она совсем ещё ребенок - слышишь,
Она во сне ещё кричит: "Мама!.."

А той войны исхоженные тропы
К рассвету зарастут иван-чаем,
Пол-России пройдём мы, пол-Европы,
А кого любим мы - того прощаем


Всё всерьез и всё на пределе. Блестяще. Если проводить параллели, это тянет как минимум на ранний ДДТ. Эта вещь сразу же поселилась у меня в избранных песнях, наряду с треками АДАПТАЦИИ, МЕДВЕДЯ ШАТУНА и ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ. Хочу альбом!

ТОМАС - "Волна". Аккуратная, приятная во всех отношениях гитарная поп-музыка. Неспешный перебор на фузящей гитаре переплетается с неторопливой ритм-секцией и стройным, но лёгоньким текстом: "И дождь меня накроет девятою волной". Хм... Как где-то отмечалось, даже дождь уже попса. Плюсы песни: не затянуто и мелодично. Минусы: слишком причесанно.

СТАРЫЙ БАРАБАНЩИК - "Напой Мне, Мама" и "Устал". Привет из 70-х, и - вовсе это не минус. Тяжелые ритм-энд-блюзы а ля RAINBOW. Звук, манера игры, незатейливые тексты - всё оттуда. И совсем не скучно. Вот только если бы сыграли они всё это ещё более отвязно...

КОLBASA HEAD - "Марк Дэвид Чэпмен". Стилистическому определению это вряд ли поддается. Довольно насыщенный тяжестью звук, плавающая ритмика, незатейливый текст с рефреном: "Ну, зачем на белый свет сволочь эта родилась? Марк Дэвид Чэпмен, ты мразь!..". Ну, оно вроде так, только больше это на прикол похоже, чем на выплеск реальных чувств автора песни... А в общем - думается, группа интереснее должна слушаться вживую, чем в записи.

ПУНШ (Миасс) - "Иван Купала". Квазифолк-рок. Сдвоенные, бескомпромиссные гитары инверсионной стрелой вспарывают интересную небесно-полуакустическую мелодию, оставляя голый, не оправдывающий себя драйв. От первой же строчки текста: "В ночь Ивана Купалы зацветает лист марихуаны..." - хочется плеваться и не хочется узнавать дальнейшее. Изначально хорошая, но безнадежно испорченная воплощением музыкальная задумка.

МЕЖДУ ВТОРНИКАМИ - "Дин-Дон". Гитара, драм-машина, бас, эффекты, вокал. Тихо, вкрадчиво-проникновенно и красиво. Но красота эта безвекторная: текст туманен и расплывчат (хотя это и укладывается в концепцию) и ничего толком не объясняет, а слово "аборт" в последней строчке вообще выбивается из общего ряда и окончательно всё запутывает. Может, так и планировалось?..

П.У.П. - "Притча Об Иване Топорыгине". Рэпкор. Попытка даже не начитать, а - спеть рэп, положенный на ломаную рок-основу. Смысл текста, глотаемого вокалистом, постоянно ускользает. Скучно, пошловато и без юмора. Как в известном анекдоте: после нью-йоркских гастролей Тимати даже гарлемские негры признали, что рэп - отстой. Здесь как раз тот самый случай.

САЛЬВАДОР - "Дикие Глаза". Пост-рок-недо-формат. "Навороченная" гитарная аранжировка, слегка вызывающий, манерный девичий вокал и слабый текст с претензией на секс-агрессию: "У меня дикие глаза, у меня время полчаса, и ты - жертва моя". Не верится как-то... Слишком легковесно и беззаботно по эмоциям и от этого неубедительно. А в Земфириной "Девочке-Скандал" и рока, и секса гораздо больше.

STEELS - "Одиночество". Стандартно-красивая, мелодичная рок-баллада. Всё как бы и ничего, но играть надо было ещё тяжелее. А так - недотянуто, и ни хрена не "Steel Loving You".

МАЖОРНАЯ НОСТАЛЬГИЯ - "Жаль". Ностальгии не обнаружено - обычный мажорный ска-рок. Хорошая группа для поднятия атмосферы на скучных сейшенах. А саму по себе выделить особо и не за что.

СИСТЕМА - "Никто Не Знает". Среднетемповый хард, не грешащий особой мелодичностью. Многослойная, переплетающаяся ритмика, туманный текст. Когда вокалист напрягает голос - получается хорошо, но делает он это за почти шесть минут песни крайне редко. А зря - не нужно уж настолько себя беречь-то. В общем и целом - лет 20 назад это шло бы на ура, а сегодня... Неужели есть ещё любители?

ПЕРПЕТУУМ МОБИЛЕ (Курган) - "Парашютист". Парашютист... пара-па-пара-шютист - стрёмно-весёлый, затяжелённый рок-н-ролл. Группа из тех, у кого не хочется искать ни достоинств, ни недостатков, а хочется просто оттягиваться под их музыку. Область чистого кайфа достигается ребятами как-то чрезвычайно легко и даже беззаботно. Это не высший пилотаж, не явление и не открытие - это просто весело, задорно и по-настоящему рок-н-ролльно.

КАРАМБОЛЬ - "Ложь". Музыка этой группы напомнила мне немногие слышанные записи московского проекта РЕГУЛЯРНЫЕ ЧАСТИ АВАНТЮРИСТОВ - кто слышал тоже, тем уже всё понятно. Мелодичная музыка, состоящая из лёгких, хрупких штрихов, очень много пространства - не пустого, но наполненного звуками, красивый женский вокал а ля молодая Агузарова, а всё вместе весьма и весьма симпатично.

Дмитрий Сулей - "Успокойся, Я С Тобой". Приторно-щепетильная, до невозможности слащавая и столь же ненатуральная поп-баллада. По ходу дела вспоминается "Баллада О Белке И Журавле" РАЗНЫХ ЛЮДЕЙ - в чем-то схожие песни, только у Саши и Инны Чернецких в песне реальные чувства и сама жизнь, а у Дмитрия Сулея и подпевающей ему девушки ни жизни, ни чувств нет вообще никаких (по крайней мере, так это выглядит). Вообще, СУЛЕЙ И КО - идеальная группа для конкурсов и фестивалей аутсайдеров шоу-бизнеса, а также для выступления на городских праздниках, где отсутствует бюджет для приглашения по-настоящему сильных артистов.

THE CRASS - "Город". Город... город... а, понял! ГОРОД 312 уже тоже начали копировать (как в известном анекдоте - так мы дотрахаемся до мышей). Форматный поп-рок с девичьим вокалом. Имя таким группам давно уже легион, и затеряться в этом легионе THE CRASS проще простого, так как отличительные особенности здесь отсутствуют. Да, мелодично, да, приятный голос... и всё. Напоминает ещё усталую и погрустневшую Юлию Чичерину. Мягко, плавно, расслабленно и не оседает в памяти.

ИНДИГО-ДИВА - "Зазеркалье". Кочумайте, господа, ништяк - это психоделик, и потанцевать здесь не получится! Шаманствующий женский вокал затягивает в песню как в омут. Складывается впечатление, что для сборника отобрана не самая сильная песня группы - очевидны как потенциал на будущее, так и мастерство уже сейчас. Если всё сложится благоприятно и группа получит развитие - думается, они заставят о себе говорить.

КРЕАТИВ - "Заводская". Простецки-залихватский, с приблатнённой ухмылочкой рок в духе раннего ЧАЙФА - такие парни из народа: "Я простой уральский парень, дебоширю, когда пью - но все вокруг коты кивают, когда песни я пою". И группа, и песня приятны во всех отношениях, при этом ни на что особое не претендуют - и это тоже выглядит привлекательно. На концертах у них, наверное, всегда весело.

ЗУБАСТЫЕ КОЛЁСА (Магнитогорск) - "С Земли На Небо". Пафосный комсомольско-молодёжный периферийный ВИА. Бравурно-наивный текст; музыка сыграна хотя и слаженно, но всё разваливается из-за слабой, архаичной примочки на ритм-гитаре и общего мутноватого саунда. Для страдающих ностальгией по временам, когда только таким вот группам была открыта дорога наверх.

В общем и целом, челябинский андеграунд производит весьма приятное впечатление. Особо провальных имен здесь, в общем-то, почти не наблюдается, а наличие потенциальных звёзд (Гарри Ананасов, ИНДИГО-ДИВА) очевидно. Преобладает крепкий средний уровень, и хочется лишь пожелать всем представленным на сборнике не упустить свой шанс.

Автор: Алекс Драйвер
опубликовано 23 октября 2007, 22:23
Публикуемые материалы принадлежат их авторам.
Читать комментарии (8) | Оставьте свой отзыв

Другие рецензии
   
  Rambler's Top100
 
Copyright © 2002-2018, "Наш Неформат"
Основатель
Дизайн © 2003 (HomeЧатник)
Разработка сайта sarov.net
0.02 / 5 / 0.004