Santa - "Ничего Не Бойся" и "Вилами По Воде"


(с) А. Брилкин, 2002, 2005

В среде современных хиппи на слуху альбомы не только известных групп, но и исполнителей из глубокого андеграунда, а иногда и простых тусовщиков, время от времени пишущих и исполняющих песни. Чаще всего это ужасающего качества записи с квартирных концертов, где множество народу играет вместе и по отдельности. Их имена ничего не скажут большинству слушателей: Алекс Абаканский, Анатолий "Сволик" Жестов, Саша Фаворов, Ника Батхен...

Santa (в миру Александр Брилкин), исполняет не так много песен собственного сочинения:

Нет, что ты! Я песен своих не пою...
Не нравятся... Эти - друзей.

("Разговор С Драйвером")

Но именно голос Санты придаёт единое настроение песням перечисленных выше авторов, и не только их.

Альбом "Ничего Не Бойся" (названный по песне Григория Данского, кавер на которую вошёл в альбом) был записан в августе 2002 года в Енисейске. Даже место записи о многом говорит: Санта родился в Калуге, жил в Московской области, мотался автостопом по всей стране, долго обитал в Омске, ныне живёт в Москве. А вот первый альбом записал в Культурном Центре города Енисейска, просто приехав к друзьям. Из-за строгих порядков в КЦ на запись ушло в общей сложности 4 часа, что не могло не сказаться на качестве записи: в частности, в первых семи песнях ревера слишком много, а в оставшихся семи он отсутствует вообще. Но и это не повредило материалу, который, на мой взгляд, заслуживает более широкой аудитории.

Открывается альбом песней "Телефонный Голос":

Телефонный голос, запах странный,
Стационарный, угарный.
Под полой пальто - флакон сердечный,
Паспорт помятый, двуличный.
По дорогам инвалидных странствий
Пытаясь добраться
До границ красивых датских сказок,
Уродлив, пьян и гадок...

Но, приятель, опусти-ка руку.
Здесь нечего ловить...


Драйв исполнения затягивает с первых аккордов.
Большинство песен, пусть и разных авторов, о людях в дороге. Но встречается и лирика:

Снова и вновь черепаха сомнений истоптала мне слабую грудь.
Победа уселась ко мне на колени и просит: "Спой что-нибудь!"
Ветер сдувает бычки с тротуаров и слёзы с небритых щёк.
Все говорят - мы прекрасная пара. Ну что тебе нужно ещё?!

("Что Тебе Нужно Ещё?")

А помнишь, как мы любили, шоколадом на жёлтом песке?..
Шесть в барабане, один в виске...

("Песенка")

Включен в альбом и шуточный автостопный римейк "Трассы Е-95" Кинчева, поименованный "Трасса 1Р-402" и спетый с нарочитым пафосом:

...Это вам не "Питер-Москва", это вам "Омск-Тюмень"!
Если утром ты выйдешь из Омска на трассу, дойдёшь до Тюмени за день.


Звучание акустической гитары местами украшают импровизации на электрогитаре, шуршание маракаса и женские подпевки. В голосе Санты слышатся интонации то Майка, то Непомнящего, то Чижа...

Занимательна история с заглавной "Ничего Не Бойся". Когда её автору, барду из Перми, Григорию Данскому поставили кассету Санты, он сказал: "Голос так себе, музыка так себе, а слова ничего..." Дослушав песню, удивлённо закончил: "...Потому что мои".

Ничего не бойся, лучшего не жди.
Даже если сгинешь, не оставив и следа,
За тебя останутся июньские дожди,
Мокрые вокзалы, голубые поезда...


Завершается альбом жирным восклицательным знаком драйвового марша "Это Не Моя Родина".

Если первый альбом проникнут бесшабашным настроением хипповской вольницы, то с записанным в 2005 году "Вилами По Воде" всё обстоит не так. Эта запись даже имеет некую концепцию в расположении песен. Три блока по пять песен разделены стихами и представляют собой как бы три "главы" одного повествования. Первая глава ещё несёт в себе свободолюбивый дух первого альбома:

Я никто из ниоткуда,
Никуда... Я просто прочь!
Я надеюсь лишь на чудо
Everyday и everyночь.
Уповаю на удачу
Во искусственном раю,
Я смеюсь, когда не плачу,
Не молчу, когда пою.

("Если В Городе Весна")

Кавер на "Балладу О Белке И Журавле" Чернецкого органично вплетается в повествование.

Вторая глава - безысходная любовная лирика. Здесь, как и на первом альбоме, имеется римейк, но уже не весёлый. Наоборот, стёбная песня Александра О'Шеннона "Тридцать Седьмой Год" превращается у Санты в мрачное пророчество, и даже вроде бы счастливый финал не меняет сути.

Всё выйдет не так, как в индийском кино,
Не так, как в красивых стихах.
Костёр наших чувств, догоревший давно,
Как может пылать в веках?
И что меня ждёт, знаю я наизусть -
Пить сидр и дуть в дуду
И ждать каждый вечер, что снова проснусь
В тридцать седьмом году.


Третья глава - исповедь постаревшего бродяги, его Настоящее. А первые две главы оказываются Прошлым. Открывает третью главу песня Геннадия Шпаликова (она звучала в кинофильме "Гений").

...Я никогда не ездил на слоне,
Имел в любви большие неудачи...
Страна не пожалеет обо мне,
Но обо мне товарищи заплачут.


Кульминация третьей главы и одновременно всего альбома - "Подземные Острова" всё того же Григория Данского.

Где я только ни жил, в каких переплётах не был!
Осваивал этажи, с которых рукой до неба,
Или неделями жил в вагоне, кунге, в подвале,
Думая, что бомжи неприхотливей меня едва ли.
Только это не в счёт. Бывало, навек прощался,
Но не бывало ещё, чтобы не возвращался!
Гранит и посмертная медь, акрополи и города...
Всё, что, казалось, - твердь, оказывалось - вода...
Только сейчас волной выбросило на берег...
Господи Боже мой! Значит так, без истерик -
Ныне и присно, и днесь восстав от всенощного блуда,
Здесь я и только здесь - судим и судимым буду...


Финал - "Странный Дом" Саши Фаворова, медленно исполненный хрипловатым голосом.

...Прохлада крыш - приют дождей.
Покой последних летних дней
И боль,
Что будет жить за три ребра
От седины и серебра,
Доколь,
Швыряя листьями в лицо,
Даря другой весне кольцо
На страх,
Перекрестив все города,
Объединив собой года,
Устав,
Свернётся тихо под крыло
Шальной зиме. Нам повезло
Опять.
Увидеть, как сомкнулся строй,
Где было место нам с тобой
И ждать...


Не восклицательный знак, как в прошлом альбоме, а многоточие. Постскриптумом поставлен сонет, усиливающий ощущение "открытого финала". Альбом заканчивается словами, произносимыми усталым голосом:

...Враги, нажить которых не успели,
Нам нАзло нас не жаждут наживать.
В сне летаргическом лежат борьба без цели,
Свобода без желаний... И опять
Стоим мы у окна - две смутных тени,
Упорно не желая умирать...


"Вилами По Воде" - чистая акустика, в отличие от "Ничего Не Бойся". Тем не менее, альбом вышел интересным и в чём-то даже постмодернистским. Хоть изначально это и были "песни для своих", внутритусовочное искусство, сейчас эти песни слушают по всей России люди, совершенно не знакомые с авторами и исполнителем. Кстати, Гребенщиков и Умка тоже начинали с песен для друзей...

Автор: Владимир Е. Обломов
опубликовано 19 октября 2007, 12:36
Публикуемые материалы принадлежат их авторам.
Читать комментарии (15) | Оставьте свой отзыв

Другие рецензии
   
  Rambler's Top100
 
Copyright © 2002-2024, "Наш Неформат"
Основатель
Дизайн © 2003 (HomeЧатник)
Разработка сайта sarov.net
0.03 / 6 / 0.005