ТЕНЬ-64 - "Обрывки Фраз"


(с) CD Land Records, 2002

Группа-тайна, группа-загадка. Полное отсутствие информации, - притом, что альбом записан на московской "Millenium Studio" и издан вполне официально фирмой "CD Land". Известен лишь "порт приписки" - город Новый Оскол Белгородской области. Внутри обложки - только фамилии музыкантов да коротенькое сообщение о том, что группа стала лауреатом фестиваля популярной молодёжной музыки "Поколение-2001", проходившем в городе Губкине. Никакой информации в Интернете: масса сайтов предлагают лишь закачку песен, но нигде - ни слова о группе, ни одного фото. Неопределённость стиля: в сетевых каталогах альбом "Обрывки Фраз" можно найти в категориях "поп-музыка", "русский рок" и даже "альтернатива" - хотя ни под один из стилей музыка группы уверенно не попадает. Собственный сайт отсутствует. Плюс - постоянная путаница: порядок песен в альбоме не совпадает с указанным на обложке. Случайность, брак? Не факт: на всех сайтах, где можно скачать-услышать песни группы, та же картина. Плюс - по неясным слухам - вроде бы даже указанные на обложке альбома ФИО вокалистки, автора всех текстов и музыки Елены Фирсовой - не более, чем псевдоним (на некоторых сайтах с закачкой музыки автор текстов и музыки значится: Марценюк И. С.)...

Тайна содержится и в фотографии на обложке. Надорванный листок со стихами на фонарном столбе. Как он попал сюда? Остановится ли кто-нибудь перед ним? Что это вообще - причуда городского сумасшедшего, чья-то шутка, или же - немой крик, обращенный к миру? Судя по содержанию альбома - скорее, последнее...

На развороте обложки - фото молодой женщины с одухотворенным лицом и внешностью школьной учительницы и трех молодых людей мрачноватого вида. Что за музыку могут они исполнять? Нечто камерное, возвышенное, правильное?

Нет. Все каноны - к чертям. Законченный максимализм. Драйв - на полную мощность: если кому не хватает - заходите, они поделятся и ещё останется. Обо всём - прямым текстом, без стеснения. Правила построения альбомов не работают. Где это видано - альбом полностью из одних хитов? Кто так делает - 10 рок-боевиков подряд, друг за другом, а потом - две баллады? Правила русского языка взрезаны и перекроены под себя: мастерские строки, и тут же - намеренно-неправильное сочетание падежей, нарочитое изменение окончаний, сокращения слогов, слова-перевёртыши. Плевать. Если все - то не мы. Формы мертвы, содержание обжигает.

Intro. Уверенные фортепьянные аккорды, чёткий ритм баса. Оперно-торжественная, с готическим привкусом зарисовка "Саги", создающая настроение на дальнейшее. Тяжесть многотонного неба, давящего на ладони. Тяжёлая гитара и голос ещё не в полную силу.

"Сонет". Общий всплеск - ритма, мелодии, эмоций. Жесткие, ревущие гитары переплетаются с простеньким сентиментальным кружевом клавиш. Яркая, берущая за душу мелодия сменяется низковатым, мятежно-чувственным голосом вокалистки:

В доме света нет,
Дом вонзён в темноту,
А я сочиняю сонет,
Я поглощаю пустоту...

Размеренный такт часов,
Отсутствие всяких теней -
Но нет на бумаге стихов...
ЗАТО ОНИ ЕСТЬ ВО МНЕ!!!

А я сонет в подземном переходе читаю -
Кто-то мимо пройдёт, ну а кто - улетает,
Кто проронит слезу, кто в истерике бьётся,
А кто-то послушает - а после напьётся
За углом!...


Безусловный хит - вторым же номером альбома... Преждевременная кульминация? И снова - нет. Дальше - по нарастающей: самая скоростная вещь альбома, "Записки". Киберпанк - пульсация синтезатора плавится в жестком отбое ритм-секции. Очередное послание миру: "На ветвях повисли записки, желали вечности близким и не близким" а иногда - послания и в прямом смысле: "Всем остальным - по fuck'у посланье, на долгую память!". Яростный вокал, временами неожиданно взлетающий в лирических распевах.

"Где-То Без Тебя Пусто". Конечно, о любви. И снова необычный ракурс. Начало - на шёпоте, быстро переходящем в крик отчаяния, адекватно поддержанный плотной, насыщенной аранжировкой, на контрасте разбавляемой фортепьянным перебором. Никаких розовых соплей, без жалости - к себе самой, в том числе.

Где-то без тебя пусто, где-то ты не нужен вовсе,
А всего-то надо просто быть необходимым возле
Кто-то стёр твоё лицо резко, не оставив даже глаз точек,
И продал другому это место, что твоим казалось точно...


Продолжение темы - "Который". Почти речёвочное начало. Оригинальный размер. О любви - под ритм, чёткостью и мощью напоминающий временами то техно-металлистов DIE KRUPPS, то вообще нацистские марши!.. Именно здесь неправильность падежей с лихвой компенсируется содержанием:

Ты - жадный сети, ты - прочный сети,
Ты - где-то посреди трав,
Я - та, для которой
Ты себя приготовил,
Крепкою сетью став.


При всей жесткости музыки и гитарном лязге - никакой механистичности. Музыка, голос, смысл текста - неразделимое целое. Живые эмоции, а грохочущая мощь саунда лишь подчеркивает глубину чувств. Чувств настоящих, рвущихся наружу, и другое музыкальное оформление здесь попросту неуместно.

Пусть жесткая, пусть резкая -
Зато не карамельная,
Правдивая и честная,
Живая, неподдельная


- это уже из следующей песни.

Настоящее музыкальное пиршество - притом, что ничего экзотического в альбоме не используется. Традиционные гитары, бас, клавишные, ударные, да и женским рок-вокалом давно уже никого не удивишь. Но - вокал вокалу рознь. Не обладая, с одной стороны, оперными данными, с другой стороны - запредельностью Янки, Елена Фирсова - это всё же уже и не Земфира, и не "снайперши". Это - дальнейшее развитие, это сильнее, откровеннее. Безумнее, в конце концов.

"Пальцы В Мёд" - следующая вещь. Абстрактная зарисовка. Мощно, таинственно и красиво. Изламывающийся в дикой свистопляске ритм, торжествующий голос, то купающийся в брызгах гитарного шторма, то победно царящий над волнами музыки, а то и лукаво подгоняющий возгласами "хей!". Пусть сильнее грянет буря - и "кровь изменится цветом, сделается янтарной, в лёгких поселится ветер, станет разгонять "Житана"", а солнце станет цвета зверобоя. И нектарная сладость мёда вольётся в соты, наполняя тягучей влагой, и

...Струится звук единый, обертоны режут воздух,
Лихорадка губы красит, загоняя в сердце чувства,
Долгожданным будет праздник музыкального безумства!..


Две следующих песни - о том, о чём, наверное, вообще никто ещё не пел. И уж точно об этом не может спеть ни один мужчина - за незнанием темы.

Потрясающая своей предельной натуралистичностью картина в песне "Нянька": жутковатые кадры словно бы из камеры пыток. "Наполовину взрезана под наркозом местным...", "...шов полосой через весь живот - скоро всё заживёт!..", "на кресле очередная в муках рожает, они её мамочкой кроют - она кряхтит и воет", "сегодня уже десятая - сейчас её распечатают", "работа была нелёгкою - твою маман заштопали!..". Да, это роддом, причём не элитарный, а как раз самый обычный, порядки и нравы в котором с советских времён изменились, скорее, к худшему. Безразличие, цинизм, взятки, которые "пьяная нянька берёт по десятке" и прочие прелести, явно списанные с натуры. Лёгкий смешок в вокале - но это смех явственно начинающейся истерики. И - никуда не исчезающий драйв с истошно бьющимися звуками клавишных, лишний раз подчеркивающий эту истерику.

И вторая вещь, затрагивающая медицинскую тему, - на этот раз, пластическую хирургию. Хлёсткая, закономерно доходящая до грани издевки сатира над женщинами, уродующими свою внешность в угоду неизвестно кем придуманным стандартам красоты, с характерным названием "Пустоголовые". Здесь сполна достаётся всем - и тем, кто придумал эти стандарты, согласно которым даже Венера уже не эталон, и тем, кто тупо следует всему этому:

Чучела модные! Светятся косточки,
Плоские формы нате вам из кофточки!
Что там показывать бесполую-полую -
Лучше потрясывать силиконовою!..


И - по-прежнему драйв, с хардовым вступлением и гранжевыми вставками, язвительные интонации в вокале, пляшущие клавиши. Ярко, отчетливо и убийственно-убедительно.

Нет, так нельзя. Жить с ними, с теми, о ком шла речь в двух предыдущих песнях? Ни за что. Нам - отсюда прочь. "Улетай!" - следующая вещь. Саундтрек к фильму "Мастер и Маргарита", написанный ещё до выхода фильма. Всего лишь один эпизод - полёт Маргариты. Только полёт, только упоение этим полётом. Только танец звёзд вокруг, только чередование полотен миров и дикий смех, шумящий хриплым ветром. И пусть за это приходится стать ведьмой, - ну и что с того?.. Самый простенький, граничащий с примитивностью текст альбома, самая простая, но по-прежнему мощная аранжировка, - но здесь большего и не нужно, здесь всё сказано и так. И даже отдающее поначалу фамильярностью сокращение "улетающая Марго" оправдано: Елена имеет на это право, в стремлении к свободе они - сёстры.

Резкий спад напряжения, держащийся на протяжении всего альбома. "Песня Ни О Чём". Словно бы перекур после долгого путешествия. Неспешные размышления в кольцах сигаретного дыма. Завораживающий монолог-обращение. Сильный, чувственный вокал, предельная эмоциональная открытость, прорывающаяся хрипотцой горечь. И - выплеск в финале: "Или ты в меня совсем не веришь?.. Так подойди как можно ближе...".

Заглавная песня в концовке. Только два инструмента - фоновый синтезатор и солирующее фортепиано. Спокойствие и умиротворение, нежность и доброта. Великолепный текст, в котором ловишь каждое слово даже при десятом прослушивании:

И переносица разбита - поломали!..
И радио трещит: назавтра дождь и град...
Вчера смеялась - а меня свистали,
Сегодня - наблюдают каждый шаг

Вокруг всё те же маски - только в одеялах,
И драпируют души так, чтоб почерней...
Ещё вчера от боли хохотала,
Сегодня плачу... Что ж, зато честней!..


И - финальные строки альбома:

Да будет так, как мне судьба постелет!..
Другое дело - рядом ляжет кто со мной?..
Ещё вчера сама с собой я пела -
Сегодня буду петь - но лишь с тобой!..


Это танец. Танец по лезвию любви. Танец свободы. Свободы выбора, свободы быть такой, какой хочешь, выглядеть так, как нравится тебе, а не неведомым людям, задающим идиотские рамки. Свободы играть музыку в полный рост, не приглушая громкость гитар и не ретушируя выплеск чувств в угоду уродливому формату. Свободы выбора во всём - в поступках, в любви, в образе жизни, в кажущемся безумии выходок: "Сумасшедшим поэтом прослыть, для которого жить - кайфовать / И творить, и лепить, и любить, и постоянно что-то менять".

Альбом максимально спрессован. На все 37 минут - ни одного пустого места. Ни одной лишней ноты. Проигрыши сведены к минимуму, соло-гитара практически отсутствует, а лидирующая роль клавиш несомненна (при ещё одной загадке: фамилии клавишника на обложке нет). Альбом невозможно не раздёргать на цитаты, - тексты замечательны и лаконичны, а в значительной части песен куплеты поются несколько раз, и при этом нисколько не затягивают песни. Несомненно также и мастерство всех без исключения музыкантов (Владимир Лазько - гитара, Дмитрий Ковалёв - бас, Антон Набоков - ударные): при сжатости песен альбом абсолютно наполнен Музыкой - Музыкой с большой буквы, богато, остроумно, вкусно и красиво аранжированной. Нельзя не отметить и великолепную работу звукорежиссера "Millenium Studio" А. Иванова.

Что же до недостатков, - ну, разве что при первом прослушивании альбом кажется перенасыщенным драйвом. Но эта иллюзия сохраняется лишь до более внимательного ознакомления, после которого адекватность музыки глубине и силе текстов становится очевидной. И ещё одна трудность. Если поставить запись в режиме "нон-стоп" - очень трудно оторваться от прослушивания, даже когда альбом прокручивается уже четвёртый раз подряд.

Если я ещё что-нибудь понимаю в музыке, ТЕНЬ-64 - это премьер-лига, господа!..

Пять баллов. Послушайте и передайте дальше.

P.S.: Со всеми песнями альбома можно ознакомиться в разделе сайта "Музыка"

Автор: Алекс Драйвер
опубликовано 05 сентября 2006, 00:49
Публикуемые материалы принадлежат их авторам.
Читать комментарии (46) | Оставьте свой отзыв



Другие статьи на нашем сайте

Музыка (mp3)ТЕНЬ-64Старый Пионэр02.10.2006

Другие рецензии
   
  Rambler's Top100
 
Copyright © 2002-2018, "Наш Неформат"
Основатель
Дизайн © 2003 (HomeЧатник)
Разработка сайта sarov.net
0.02 / 6 / 0.005