"Даждь. Для Тех, Кто Ищет Тропу к Солнцу"


(с) Даждь, 2001

24 мая 2001 года, клуб "Форпост"

"Даждь" пришел на смену фестивалям "Складень"'98, "За жизнь поэтов"'99, "Посолонь"'2000. Подзаголовок оповещает: "Акустический фестиваль поющих рок-поэтов". Акцент на поэтической составляющей закономерно привел к тому, что о музыке местами речи даже заводить не стоит. А зря. Можно было бы подойти к участникам и более требовательно. Все же это не стихи, а песни. Поэты могут читать свои творения на литературных вечерах. И тогда не столь важно было бы - рок-поэты ли это или сторонники "чистого слога". В любом случае, уже по итогам состоявшегося форума у организаторов было достаточно времени, чтобы внести определенные коррективы при издании аудиоверсии. Издатели постарались найти место всем исполнителям, приблизив трехдисковый сборник по содержанию к самому фестивалю. С одной стороны это плюс, т.к. дает возможность в полной мере ознакомиться с программой концерта, но с другой все это напоминает советскую практику билетов с "нагрузкой". При прослушивании приходится регулярно прорываться через "балласт", который неизбежно занимает существенную часть действа.

Первый диск открывает десять песен Юлии Тузовой. Тезка Теуниковой обречена на пребывание в андеграунде, если не пересмотрит своего отношения к тому, как должны звучать ее песни. Да и к самим песням тоже. Неровное исполнение неровных песен под неровный гитарный аккомпанемент оставляет столь же неровное впечатление. Местами выступление Юли приобретает магнетические свойства, но уже на следующем номере она засыпает, что-то интимно (без передачи дальше) сообщая микрофону. Для начала неплохо, но можно было короче.

Виталий Матюхин - представитель подольской группы АКУСТИЧЕСКИЕ БОТИНКИ - выступал вместе с гитаристом без баяна Дмитрием Квасовым и флейтисткой Анастасией Родиной. В песнях Виталия отчетливо слышится продолжение русских народных традиций. Распевный мелодизм и лирическое настроение текстов идеально подходят к коллективному исполнению. И так оно и было бы, наверное, если бы публика знала его творчество так же хорошо, как знают песни Шахрина поклонники ЧАЙФА. Столь же просто представить песни Матюхина в исполнении самой группы ЧАЙФ. На одном поле хлеб взращивают, только Шахрин этим занимается при помощи комбайнов, а Виталий с серпом да внаклонку. Впрочем, хлеб от этого не становится менее вкусным. Разве что тяжеловато слушается монументальная композиция "Отдайся Дождю", растянувшаяся аж на 8,5 минут.

Завершается первый том собрания тринадцатью треками Павла Фахртдинова. Здесь и стихи, и песни. Павел - действительно поэт, но, что более важно, - действительно поющий. Ирония, драма, юмор и лирика складываются в короткие, но яркие зарисовки и сценки из жизни этой и нежизни той. "Ниспошли не спошлить", - читает поэт со сцены. "На миллион детей всего один гений. На одного гения - всего один выстрел", - поет певец в микрофон. Это настоящее и прекрасное. И как всякое прекрасное, оно проходит слишком быстро. Даже не верится, что такой короткой может быть чёртова дюжина. Фахртдинов - лучший на диске и один из лучших на всем фестивале. Стоит только пожалеть, что это тихое, как бы извиняющееся, "спасибо" слышит так мало людей. Или все ждут, когда будет возможно воздать должное посмертно (тьфу на меня от сглаза)?

Небольшой подмосковный Подольск в лице Олега Таммана (КРАСНАЯ ЗОНА) и Анастасии Родиной начинает второй диск. Дворовый наивняк из той породы, что кустится во время слетов КСП, до звания рок-поэзии явно не дотягивает. Весна, иней, зима, рассвет и прочие архетипы кострового пения утрамбовываются в сентиментальность слабых голосов. Брови домиком, и девочка в очках, сидящая в первом ряду, смыкает короткие и редкие ресницы, вытягивая губы бантиком. Хорошо, что только 4 песни...

Александр Логунов (ЗАРЕНИЦА). Былинность в сочетании с пафосом, как правило, требует более мощной инструментальной поддержки, но известны случаи, когда достаточно и одной гитары. Александр прозвучал вполне адекватно, но все равно интересно было бы послушать все эти колокольца под звон электрогитар и рокот барабанов.

Наиболее впечатляющим выступлением второй части "Даждя" оказался сет Сергея Канунникова из московской группы ВОЗВРАЩЕНИЕ. Неплохой гитарист явно блюзовой школы пишет хорошие песни, которые, к тому же, отлично исполняет. Сергей интересен и без группы: уверенная игра в сочетании с четкой дикцией и глубоким харизматичным тембром являют собой истинный рокенрол в его лучших ипостасях. В текстах есть не только четко выраженная мысль, но и внутреннее благородство. 5 песен Сергея Канунникова - настоящий подарок устроителей фестиваля слушателям.

Завершается диск звездой андеграунда Юлией Теуниковой. Ныне Юля пытается пробиться со своей группой на новый уровень популярности, но эти попытки до сих пор не имеют особого успеха. Выступление пятилетней давности проливает свет на некоторые причины столь нелегкого восхождения. Сложно структурированные песни подразумевают высокую технику исполнения, чего у Юлии не наблюдается. Наоборот, во всем чувствуется небрежность и подход с кондачка. Она совершенно спокойно садит мимо нот, словно так и надо, и допускает в стихах (а ведь некоторые считают ее одним из лучших поэтов!) неотесанность дворовой пацанки - и к месту, и к Красной армии. Неоднозначно.

На третьем диске представлены еще 3 участника. Начало осталось за Максимом Липатовым (БЕЛОВОДЬЕ). Здесь тоже не без бубенцов, не без девушки, не без русской глубинной тоски. Сказы с колыбельными интонациями сменяются почти богатырским напором. Поющий дуэт предлагает красивую песенную поэзию и чутко следит за настроением зала, не давая ему скучать. Тем не менее, группу БЕЛОВОДЬЕ предпочтительнее слушать в полном электрическом составе.

Очередные колокольца зазвучали в исполнении Алексея Вдовина (НЕДРА). Все же для одного концерта это перебор. Время колокольчиков, понятное дело, но надо же и меру знать. В который раз слушать о стрелах, кольчугах и жар-птицах становится уже откровенно скучно. Тем более если это исполняется неустоявшимся голосом, вот-вот готовым сорваться в область петушиных рулад. Куда интереснее Алексей звучит, когда отходит от традиционной русской тематики в область гораздо менее обжитую и поет: "Дети прыгали с моста, веря в доброго Христа".

Завершается "Даждь" шестью песнями Натальи Хабаровой. Эта разновидность бабского вытья называется "тянем жилы". Тянем-потянем. Со всеми сопутствующими в виде срывающегося голоса и нехватки дыхания, в результате чего получаются диковинные слова: "Тыми ня па... дажги". Не поет девушка, а мучается. И мучает всех остальных. Тексты все про весну. А про что еще писать-то? Ну, и весна, разумеется, последняя. Это чтобы можно было горючую девичью слезу обильно пустить, а заодно и рифму лихую под эту смазку незаметно подсунуть вроде вот такой - "весна-листьЯ". Если Наталья на самом деле завершала фестиваль, то замысел устроителей понятен: не создавать толкучки на выходе - у каждого индивидуальный порог терпимости. Но с какой целью на диск-то помещать? Коллективного прослушивания не предвидится.

Хорошим получился "Даждь". Вот только примерно на треть длиннее, чем стоило.

Автор: Старый Пионэр
опубликовано 16 мая 2006, 12:17
Публикуемые материалы принадлежат их авторам.
Читать комментарии (9) | Оставьте свой отзыв

Другие рецензии
   
  Rambler's Top100
 
Copyright © 2002-2024, "Наш Неформат"
Основатель
Дизайн © 2003 (HomeЧатник)
Разработка сайта sarov.net
0.05 / 5 / 0.002