Группа БАРОН МЮНХГАУЗЕН образовалась в 2008 году в Могилеве. У истоков ее создания стоял Александр Сташкевич, в прошлом основатель и лидер формации МАЛЕНЬКИЕ ТРАГЕДИИ, которая играла блюз, рок-н-ролл и арт-рок.
Состав БМ отличался непостоянством и открытостью: группа нередко привлекала сессионных музыкантов. Стилистика от альбома к альбому изменялась и трансформировалась. Так, в записи дебютного альбома "Смутное Время" участвовали Александр Сташкевич - тексты, музыка, гитары, бас, клавишные, вокалы; Лариса Преображенская (также OSIMIRA) - скрипка; Алексей Каган (экс-INRAIN) - клавишные; Александр Шилин - бас; Сергей Коноплев (Сергей Коноплев и КОМПАНИЯ) - бас; Евгений Зверев (экс-РУДАТЕЛЬ, на момент записи также аккомпанирующий состав Александра Солодухи, ПЕСНЯРЫ, ГУРРЕАКТИВ, СЕРДЦЕ ДУРАКА, ОБАЯНИЕ НЕВОВЛЕЧЕННОСТИ, WHITE NIGHT BLUES, КАЛАЧИКОМ РЯДОМ, АВАНГАРДШКОЛА, ПУТЫ МАГІЛЁўСКІЯ, BEZ.NOT и др.) - барабаны; Степан Бобков - барабаны; Аня Сташкевич - детский голос и скрипочка; Сергей Николаенко - звук, сведение, мастеринг; Андрей Мажара - звук, FX-вокалы; Денис Манёнок (студия "Арзамас 16") - звук, сведение, помощь в аранжировке. Над альбомом "...В Следующей Жизни" работали Александр Сташкевич - тексты, музыка, гитары, клавишные, вокалы; Андрей Ковалев - клавишные, sing-a-longs; Александр Шилин - бас, sing-a-longs; Евгений Зверев - барабаны; Андрей Бордиловский - перкашн, sing-a-longs; Тимофей Яровиков (на момент записи СЕРДЦЕ ДУРАКА) - губная гармоника; Денис Маненок - звук, сведение, мастеринг.
Альбом "Смутное Время" обрамляется короткими "Прологом" и "Эпилогом": Аня Сташкевич играет отцу фрагмент скрипичного ля-минорного концерта Антонио Вивальди. Тем самым обозначается бинарная оппозиция между высоким искусством и повседневной реальностью, в которой нам приходится жить. Эпиграфом к альбому могла бы стать крылатая латинская фраза "Vita brevis ars longa" ("Жизнь коротка, искусство вечно"). Музыкальная стилистика - ритм-энд-блюз и блюз-рок, кое-где ощутимо влияние ВИА 70-х. Поэтический стиль я условно обозначаю как критический реализм. Диапазон настроений - незлобивая ирония, горькое сожаление, местами едва сдерживаемая ярость.
На мой субъективный взгляд, концепция альбома продумана не до конца: первая часть воспринимается как единый цикл. Во второй части есть лишние песни, которые могли бы вписаться в другие альбомы: создается впечатление, будто Александр Сташкевич решил включить в дебютник весь накопившийся материал.
Не вижу смысла углубляться в содержание каждой песни: околопублицистические тексты прямолинейны и понятны с первого прослушивания. "Большинство", "Промолчат-Прокричат", "Еще Один Вавилон", "Зомби", "В Смутное Время" и "Кто Они Будут" образуют сквозной сюжет. "Много Шума из Ничего" - дань уважения группе ПИКНИК. Александр Сташкевич неплохо подражает Эдмунду Шклярскому. Название позаимствовано у Уильяма Шекспира. Автор подводит итог всему сказанному в предыдущих песнях. Обращают на себя внимание две цитаты: первая - библейская, но приведенная в ленинской интерпретации: "Кто не с нами, тот против нас". Вторая - "Кто был ничем, тот станет всем" - из "Интернационала" Пьера Дегейтера на стихи Эжена Потье в переводе Александра Коца.
Короткий блюзовый инструментал "Увертюра Дрессированных Лабухов" привносит в альбом нотки веселья. В песне "Подари Мне Сегодня Америку" слышна тоска лирического героя по заокеанскому блюзу и року. Его "несвятую троицу" составляют Джими Хендрикс, Дженис Джоплин и Джим Моррисон; в числе любимых музыкантов также упоминаются Боб Дилан, Билли Джоэл, GRAND FUNK RAILROAD и CREEDENCE CLEARWATER REVIVAL. Что же, прекрасный музыкальный вкус!
"Беглец" и "Ты Только Не Бойся" составляют условную дилогию, отражающую духовные искания героя. Александр Сташкевич иногда впадает в назидательность. "Они Еще Живы" - посвящение всем, кто остался собой, сохранил свое "я", не прогнулся под изменчивый мир. "Вне Игры" - философская рефлексия о жизни, времени и себе. "Красивый Финал" - размышление на тему шекспировской фразы "Весь мир - театр, а люди в нем - актеры". Название песни полностью себя оправдывает и вселяет чувство оптимизма.
В альбоме "...В Следующей Жизни" заметно усложнение в музыкальной и поэтической составляющей. В музыке органично сочетаются блюз-, арт- и хард-рок, реггей, чуть-чуть советской эстрады 70-х - начала 80-х. бо́льшую часть композиций мне хочется называть не песнями, а балладами. Поэзия стала куда более метафоричной и аллегоричной; бытовуха и философия чудеснейшим образом переплетаются и дополняют друг друга.
В крохотной аннотации на вкладыше к CD читаем: "Посвящается всем тем, кто так или иначе не вписался в суровую постсоветскую действительность..." А что же под обложкой?
"Выжившим После Потопа" - обращение ко всем, кто пережил тяжелые времена. "В Следующей Жизни" - оптимистический монолог героя, восставшего из пепла, видящего панацею и спасение от всех бед в любви. "Холодно, Холодно" - философское размышление о Родине: по сути, СССР в ряде постсоветских республик продолжает существовать идеологически и ментально. "Хлеба и Зрелищ" и "Интернет" - песни-обличения: в первой песне мишенью для критики становится общество потребления, во второй - всемирная паутина. С автором можно согласиться или поспорить, но и такая точка зрения имеет место быть. "Рок-н-ролла Здесь Нет" - развернутая метафора: что-то явно не так в этой реальности. В тексте упомянуты RUSH, CREAM и альбом THE BEATLES "Sgt. Pepper's Lonely Hearts Club Band". Название "Старая Дева Плачет" - намек на хиппизм: причина слез героини песни - запой старого блюзмена.
Композиции "Алкоголик со Стажем" и "Налей Мне Немного" могли бы составить дилогию, будь они расположены рядом. При большом желании причину для возлияний можно найти всегда. Но стоит ли?
В "Садовнике Мюллере" Александр Сташкевич размышляет о перевоплощении главного героя телефильма Григория Горина и Марка Захарова "Тот самый Мюнхгаузен". Вступление содержит цитату из упомянутой кинокартины, а текст отсылает к роману Габриэля Гарсиа Маркеса "Сто лет одиночества".
Песню "Прилетай" автор, судя по всему, посвятил любимой, отошедшей в мир иной. "То Была Любовь" - воспоминание о светлом чувстве... которое ушло в безвозвратное прошлое.
"Все, Что Осталось" - монолог человека, достигшего приблизительно 40-летнего возраста, подведение итогов части прожитого жизненного пути. Такое кино из одноименной песни (которое вовсе и не кино) - еще один монолог лирического героя о нашей реальности, которую он воспринимает философски, как данность.
Прослушав оба переизданных альбома, хочу сказать спасибо Александру Сташкевичу с сотоварищами и лейблу "Балт-Мьюзик" за путешествие во вторую половину 80-х. Впрочем, часть представленных на них песен и сегодня сохраняют свою актуальность.
Вы не можете начинать темы Вы не можете отвечать на сообщения Вы не можете редактировать свои сообщения Вы не можете удалять свои сообщения Вы не можете голосовать в опросах