Двадцать третий номерной альбом ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ выдержал четыре переиздания на разных носителях и по праву вошел в анналы классики жанра.
Над материалом работали: Егор Летов - почти все песни, гитары, голоса, продюсирование; Александр Чеснаков - гитары, бас, орган; Наталья Чумакова (экс-НАЧАЛЬНИК ПАРТИИ) - бас, орган, голоса, мастеринг; Павел Перетолчин (экс-NUCLEAR LOSЬ, SCHWIMMEN и НАЧАЛЬНИК ПАРТИИ, ныне ЗЭ ТRAVЫ) - ударные. Название альбому дала песня Станислава Пожлакова на стихи Роберта Рождественского "Зачем Снятся Сны" из репертуара Эдиты Пьехи и ВИА ДРУЖБА, свою версию которой впоследствии предложила ГРАЖДАНСКАЯ ОБОРОНА с вокалом Натальей Чумаковой. У группы Егор и ОПИЗДЕНЕВШИЕ был одноименный инструментал авторства Егора Летова и Константина Рябинова, который входил в альбом 2001 года "Психоделия Tomorrow".
В буклете к коллекционному изданию присутствует название упомянутого проекта Егор и ОПИЗДЕНЕВШИЕ: песни, составившие альбом "Зачем Снятся Сны?", по смысловому наполнению более близкие именно этому проекту. Летов дал собственный комментарий: "Это альбом Егора и ОПИЗДЕНЕВШИХ, но в процессе записи выяснилось, что материал ОПИЗДЕНЕВШИХ сыгран и записан именно ГО, причем самым классическим образом. Со всеми характерными составляющими, от свободной импровизации до жесткого, демонстративного минимализма".
По собственному признанию Егора Летова, толчком к созданию альбома послужили передозировка психоактивными веществами и последовавший за ней бэд-трип. Психоделические опыты завели Егора Летова вглубь самого себя. Он устал от собственных взглядов и убеждений. Стихи, созданные в период с 2005 по 2007 годы, сами собой сложились в цикл. Альбом посвящен Артуру Ли, Сиду Барретту и психонавтам всех времен и народов. В буклете высказывается благодарность Альберту Хоффманну, Александру Шульгину, Тимоти Лири, Теренсу Маккене, друзьям и знакомым Егора Летова и снова-таки психонавтам всех времен и народов.
Альбом "Зачем Снятся Сны?" отличает политематизм. В одно целое сплелись темы преодоления границы между дольним и горним мирами, проходящей внутри человека, между прошлым и будущим, обретения обновленного себя, получения нового знания, поэзии как инструмента познания себя и окружающего мира. Последняя из перечисленных тем - самопознание и познание мира через поэзию - воплотилась посредством многочисленных заимствований из собственного творчества - автоцитат, автоотсылок, автоаллюзий, автореминисценций, а также обращений к претекстам из предшествующей культуры. При этом первоисточники подверглись критическому переосмыслению.
Некоторые авторы - как музыкальные критики, так и литературоведы-исследователи - склонны рассматривать "Зачем Снятся Сны?" как финальную часть трилогии, наряду с "Долгой Счастливой Жизнью" и "Реанимацией", очевидно, имея в виду автозаимствования из некоторых песен, вошедших в указанные альбомы. Но таким образом в большой условный макроцикл можно включить и альбом Егора и ОПИЗДЕНЕВШИХ "Сто Лет Одиночества", и работы до-"прыгскоковского" периода.
Музыкальная стилистика альбома сочетает неопсиходелию, гаражный рок, шугейз, спокенворд, в ряде песен проявилось влияние советской эстрады 60-х. Снова обратимся к комментарию Егора Летова: "Задуман он был чисто и прозрачно звучащим от начала и до конца, а получился в целом довольно плотным и тяжелым".
Открывает альбом исполненная ликования и патетики "Слава Психонавтам" - гимн исследователей собственного внутреннего космоса. Егор Летов воспевает психоделическую революцию. В музыке ощутимо влияние советских массовых песен. В поэтическом субтексте цитируется письмо Карла Маркса Людвигу Кугельману от 12 апреля 1871 года. Сюжет преодоления взаимопроницаемой границы между этим и тем мирами получает развитие в песне "Кто-то Другой". Оппозиции "здесь - там" и "реальность - сверхреальность" реализуются через парные образы "зима - весна", "небо/звезды - земля", "река - лед". Автор/лирический герой испытывает целый спектр положительных эмоций - умиротворенность, радость, восхищение... Вербальный субтекст изобилует автоотсылками: вероятно, местоимением "кто-то", встречающимся в песнях "Скоро Настанет Совсем", "Кого-то Еще" и "Какое Мне Дело", обозначается одно из многочисленных "я" Летова, которые автор объединяет в песне "Нас Много". А быть может, это всего лишь взгляд на самого себя со стороны? Мелодекламация "Фейерверк" посвящена памяти Артура Ли, американского музыканта, основателя и лидера группы LOVE, скончавшегося 3 августа 2006 года. Острота противоречия между мирами снимается. Сравнение лирического героя с облаком заставляет вспомнить поэму Владимира Маяковского "Облако в штанах". Также в стихотворении можно обнаружить аллюзию на песню Александра Колкера на стихи Кима Рыжова "Туман" из кинофильма "Хроника пикирующего бомбардировщика", которую Егор Летов включил в свой репертуар. Герой песни "Значит Ураган" одинок и дезориентирован. Ситуация неопределенности подчеркивается анафорами, означающими отрицание ("не с кем", "некому"). В то же время с помощью анафоры "значит" отмечается его склонность к логическим рассуждениям. Летов весьма приблизительно воспроизводит автоцитату из песни "Мертвые". Ключевая фраза отсылает к исторической кинодраме Евгения Габриловича и Глеба Панфилова "В огне брода нет" (к слову, так назывался и черновой вариант стихотворения). Наконец, в вербальном субтексте улавливается аллюзия на песню Владимира Высоцкого "Белое Безмолвие", которую Егор Летов включил в альбом "Звездопад". "Сияние" ("Колыбельная") - развернутая метафора пробуждения, обретения себя истинного, просветленного. "Танец для Мертвых" также построен на метафорах. Физически живой, но духовно мертвый человек погрязает в быту: гордо гуляет по земле, читает газеты, ходит в магазин или на футбол, ложится с женой в постель... Летов вновь актуализирует маяковско-блоковскую формулу "весело и страшно", которая уже использовалась им в "Превосходной Песенке". Слова и ноты, вязнущие в янтаре, напоминают о кузнечиках из композиции "Семь Шагов за Горизонт". А образ толстого стекла восходит к замятинской антиутопии "Мы". "Куда Мы Есть" - описание жизненного пути сквозь призму психоделического восприятия. В вербальный субтекст органично вписывается цитата из пушкинской сказки "Руслан и Людмила". Стихотворение "Упадок" Егор Летов читает под шумовое сопровождение. Лидер ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ в одном из своих интервью признавался, что в результате психоделических опытов у него случился бэд-трип и произошел упадок, а вслед за ним - переоценка ценностей... Инструментал "Где" как бы разделяет альбом на две части. И дело не только в том, что название подсказано стихотворением Александра Введенского "Где. Когда". Композиция по настроению созвучна с произведением великого обэриута. У меня возникает ассоциация, будто это пьеса Гэри Мура, переигранная советским ВИА. "Потрясающий Вид из Окна" - песня о слиянии отдельного в единое целое. В данном случае окно - символ приятия высших откровений и даров Духа Святого. "Калейдоскоп" строится на оппозиции разума и сверхсознания. В вербальном субтексте реализуется метафора нескончаемого потока мыслей и образов. Автор цитирует собственную песню "Извне". Егор Летов и Наталья Чумакова поочередно повторяют две последние фразы "Солнце помогает мне. Мой калейдоскоп". Но почему все так печально?.. "К Тебе" - обращение... к кому? к Артуру Ли? к Сиду Барретту? к богу?.. Думаю, любой из трех ответов будет правильным. Если обратиться к христианскому контексту, птицы, которых герой отпускает на волю, символизируют душу или Духа Святого. И снова находим в вербальном субтексте отсылку к "Семи Шагам за Горизонт". Песня Олега "Пик Бэби" Лищенко "Я Чувствую Себя Не в Своих Штанах" в оригинальном исполнении группы ПИК КЛАКСОН представляла собой монолог человека, у которого окружающая действительность вызывала дискомфорт. В интерпретации Егора Летова она звучит более оптимистично, будто лирический субъект ожидает некоего чуда. Герой композиции "Все Это с Тобой" вновь совершает путешествие вглубь себя. И снова он оказывается в круговороте образов. "Резвые" ("Они") - стихотворение, прочитанное по-детски восторженным голосом Натальи Чумаковой под краут-роковый инструментал. Еще одно посвящение психонавтам. Егор Летов цитирует фрагмент песни Арно Бабаджаняна на стихи Роберта Рождественского "Свадьба" из репертуара Муслима Магомаева. Песня "Снаружи Всех Измерений" первоначально входила в альбомы группы ПОСЕВ/POSSEV "Сказки Старого Юнги" (1984) и "Семинар" (1985), а также в альбом ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ 1985 года "Поганая Молодежь". Егор делится своим опытом трансцендирования. При этом автор отказывается от социального аспекта ("измерений/изверений/озверений") и возвращается к варианту, запечатленному на "посевовском" "Семинаре". Варианты отличаются статусом лирического героя: в ранних это мертвец или небытийное существо, в позднем - психонавт, путешествующий по реальностям посредством психоделических практик. Версия, вошедшая в "Сны", безупречна с точки зрения исполнения и аранжировки. "Кролики" отсылают к песне JEFFERSON AIRPLANE "White Rabbit" и стихотворению Григория Пожиняна "Другое дерево". У Летова кролики предвосхищают Второе Пришествие. Герой совершает путешествие из профанного мира в сакральный по звездному пути. Во второй части каждой строфы указывается на его результат: "Но после того, что останется, это возьмет/споет/спасет один". В финале описывается дальнейшее путешествие: "Дальше пойдет один". "Ночью" (в черновом варианте - "Прыг-Скок-2") композиционно напоминает жанр загово́ра. Егор Летов поет дуэтом с самим собой: лирический герой, путешествуя по глубинам собственного "я", приобретает знание об этом и том мире. И снова вербальный текст изобилует автоцитатами из "Превосходной Песенки", "Передозировки", "Семи Шагов за Горизонт", также цитируется Янкин "Столетний Дождь"... "Осень" - это и своего рода подведение итогов, и прощание. А еще - метафора старости. Как мне показалось, в этой песни Летов выразил предчувствие близости собственного конца. Легко обнаруживаются смысловые цитаты и реминисценции из песен "Психоделический Камешек", "Праздник Кончился", "Офелия", "Солнцеворот", а также аллюзия на концертный бутлег "Песни в Пустоту". Строчка "Осень круглый год" - прямая антицитата из "Вечной Весны".
В основу оформления альбома положена наивная живопись. На лицевой стороне обложки воспроизводится картина Эдварда Хикса "Ноев ковчег", отсылающая к Книге Бытия и запечатлевшая момент схождения животных на судно перед Всемирным потопом. Полосы диджипака украшают репродукции картин Мигуэля Риверы Багура, Мирослава Кужелы, Фела, Даниэля Феррары и Махмуда Соуа. Всемирный потоп - метафора беспорядочного наплыва мыслей, мнений и образов, вызванного психостимуляторами. Альбом выпускался в двух вариантах - коллекционное издание и с упрощенным оформлением. Коллекционное дополнено мультимедийным приложением, CD выходили с 24-х- и 44-хстраничным буклетами с текстами песен и концертными фотографиями авторства Александра Матюшкина. Виниловое издание снабжено 16-страничным буклетом с текстами и фото, наклейками и стикерами; а те, кто приобретает пластинку в магазине издательства "Выргород", получают в качестве бонуса факсимильную копию рукописей трех песен.
Мультимедийное приложение к коллекционному CD - два видеотрека с концерта в Москве в клубе "Апельсин" 19 ноября 2006 года и несколько фотографий. В видеобонус вошли премьеры двух песен из готовящегося на тот момент альбома "Зачем Снятся Сны". В "Славе Психонавтов" Александр Чеснаков оторвался во всю мощь как соло-гитарист. А "Сияние" еще не напоминает колыбельную: Егор Летов поет так, будто едва сдерживает ярость.
Последний альбом ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ настроенчески очень светлый, солнечный, блистательный и сияющий. В нем напрочь отсутствует обсценная лексика. Но на вопрос, поставленный в заглавии, он не дает ответа. Ибо у каждого - свои сны. И свой ответ.
Вы не можете начинать темы Вы не можете отвечать на сообщения Вы не можете редактировать свои сообщения Вы не можете удалять свои сообщения Вы не можете голосовать в опросах