11 Сен 2023, 03:47 - ЦЕМЕНТ - "Ёхайды!" & CEMENT INTER - "Mask
(c) & (p) ЦЕМЕНТ, 2020, 2023
Такого легкого, солнечного мироощущения, которое Андрей Яхимович и по-прежнему возглавляемая им группа ЦЕМЕНТ демонстрирует в новых своих записях, я не встречал в русскоязычном роке уже давно. Климат так на него влияет, что ли? Все-таки море под боком, Европа вокруг, и все комплексы, страхи и глупости, которыми загрузили сознание среднестатистического россиянина за тридцать постсоветских лет, так далеки, что кажутся почти несерьезными. Как и сентиментальная ностальгия по "старым добрым временам" тоже. Любителей поплакать о том, как "раньше все было лучше", Андрей в одной из песен акустического альбома "Ёхайды!" уничтожает на месте, заявляя, что совсем ничего не помнит, что делал, что слушал и с кем общался "в девяносто-конченном году". Ну, разве что совсем чуть-чуть: "Помню, как отвинчивали гайки, как меняли звезды на кресты и какие-то домохозяйки обсуждали конкурс красоты..." То есть типичные приметы эпохи так и остались случайно вырванными из контекста и мутными картинками из телевизора. А все остальное, имеющее отношение к частной человеческой жизни, всегда было и будет одинаковым - так стоит ли о чем-то грустить?
Довольно рискованные заявления для ветерана-"восьмидесятника", которому уже впору жить одними лишь прошлыми заслугами и особенно не напрягаться. А вот для полного сил рок-н-ролльщика - единственно возможная жизненная позиция. Все-таки рок в лучших своих проявлениях всегда был, прежде всего, музыкой из будущего, а не из прошлого, музыкой, сопровождавшей большие перемены и конфликт поколений. И вот парадокс: будучи по-прежнему верным своим традициям, своим достаточно архаичным корням, ЦЕМЕНТ выпускает два альбома, скорее опережающих свое время и даже кажущихся местами посланиями из непонятно каких, но, видимо, очень далеких от нас грядущих лет.
В альбомах ЦЕМЕНТА последних лет очень старые песни встречаются с не очень старыми, а авторский материал соседствует с переделками знаменитых эстрадных и народных шлягеров. И оказывается, что налета "ретро" нет даже на самых солидных древностях. Шумный мегаполис как место, где на каждом шагу можно встретить какое-нибудь приключение в любое время суток будет всегда таким, каким его показывают "Ночные Буги". Несоответствие количества и качества в окружающих нас и вдохновляющих нас на творчество прекрасных дамах остро ощущалось и сорок лет назад, и ощущается сейчас - что и нашло отклик в песне "Девушки". А воспетый в "Подштанниках" кризис среднего возраста - штука одновременно трагичная и комичная со всеми вытекающими отсюда последствиями. Что особенно любопытно: стоило из аранжировок убрать последние остатки блюзовой тяжести, превратив всю музыкальную часть в чистый кантри-фолк, и пародийности в текстах заметно прибавилось. На первый план вдруг вылезло псевдофилософское глубокомыслие, типичное для классического русского рока, но не выдерживающее проверки на прочность тогда, когда его с невозмутимо-серьезным видом начинает имитировать человек, наделенный чувством юмора:
И такое создание
Вам устроит истерику,
Если дать ей сознание,
Но не дать ей материю!
Только ради бога не спешите с ходу обвинять автора песни в воинствующем мужском шовинизме! Большие художники очень часто, рассказывая о сложных взаимоотношениях с некой женщиной, имеют в виду саму Жизнь, которая ведь и вправду любого романтика переделает в циника. То есть перед нами - изложенная языком научного марксизма общеизвестная истина: "любовь уходит и приходит, а кушать хочется всегда". Хотите - воспринимайте это как любовную историю, хотите - как социальную сатиру, хотите - как чистую пародию. Самое главное - что нас не грузят, а разгружают, отбивая всякое желание относиться и к себе, и к превратностям судьбы слишком серьезно.
Между прочим, в процессе прослушивания альбома возможна дезориентация не только во времени, но и в пространстве. Скажем, трек, носящий название "Рига", на деле оказывается кавером песенки про Одессу из репертуара Аркадия Северного, причем про ту Одессу, которой давно уже нет. Как такое могло получиться? Да очень просто - захотелось человеку спеть про город, в котором ему уютно и радостно жить - вот и примерил чужую утопию, и, что интересно, та пришлась впору. Есть в альбоме и песня про город, в которым все чужие и всем плохо - это кавер на рок-н-ролл Майка Науменко "Blues De Moscou № 1 (Здесь Нас Никто Не Любит...)". Изначально - про Москву и москвичей, но на самом деле у каждого из нас свои подобные нелюбимые места. Иногда и на тот же самый родной город так разозлишься за что-нибудь... В общем, жителям российской столицы, еще в середине 80-х приветствовавшим первые полуподпольные выступления ЦЕМЕНТА, чур, не обижаться!
В соседстве с заводными, веселыми номерами альбома выделяется торжественный как религиозный гимн медляк "Тяк-Сяк", написанный на смеси русского и английского и набитый до отказа ценными для любого современного обывателя советами. Сам по себе прием не новый - его опробовал еще в 80-х один из старейших московских рок-бардов Валерий Шаповалов в некогда популярной песенке "Проснулся я Tonight", но покойный ветеран насмехался над не обремененными обширным словарным запасом подростками. Здесь же перед нами самый настоящий гимн мира, в котором стерты границы - культурные и политические, мира, где вообще всё стерто - даже человеческая индивидуальность. Пожалуй, из всех треков только этот вызывает некоторую тревогу - не дай бог, чтобы подобные пророчества сбывались! Но исключения из правил только подтверждает правило. Превратиться в зомбированного монстра, от лица которого написана песня, нам не позволит как раз любовь к настоящему рок-н-роллу, под который маршировать строем невозможно, а вот испытывать настоящие эмоции можно и нужно.
Второй, более традиционный для ЦЕМЕНТА альбом "Maskačka", интересен, пожалуй, прежде всего, тем, что он воплощает в жизнь одну из несбывшихся грез совсем не случайно нами уже упомянутого Майка Науменко. Тот в самом конце 80-х попытался добавить в звучание ЗООПАРКА немножко бродвейского шика, надеясь хоть таким способом выйти из творческого тупика. Дело, в конечном счете, ограничилось появлением в составе женской вокальной группы, участие которой мало что изменило и уж точно ничего не улучшило. А вот ЦЕМЕНТ сработался как следует с девушками, имеющими такие важные качества как музыкальный слух и звонкий голос. Благодаря столь удачному альянсу любимая с незапамятных времен история про черную шляпу и город Анапу превратилась в подобие протестантского заупокойного псалма, где о гибели супермужчины под поездом дачным говорится с некоторой долей трагизма, хотя лирический герой явно погибать не собирается, а просто затосковал ненадолго. Столь же неподдельно-оптимистично перепета в который уже раз (со счета сбиться можно) некогда любимая всеми советскими моряками задушевная песня "Кругом Вода" А. Островского на стихи К. Ваншенкина. Было время, когда под ее оригинальную версию в исполнении Эдуарда Хиля отправлялись из портов во все стороны света суда - пассажирские и грузовые. А вот Яхимович, похоже, отправляет в плавание Ноев ковчег - уж больно угрожающе звучит припев о том, что "вода, вода - кругом вода!", уж больно тороплив ритм и все, происходящее с героями песни мы словно бы видим на ускоренно перематываемой кинопленке.
Группа всегда умела прощаться с прошлым, смеясь, но, пожалуй, ни один ее прежний альбом не был наполнен такой маниакальной клаустрофобией. Какой трек ни возьми - везде главной мыслью оказывается желание поскорее куда-нибудь отсюда смыться. Особенно это ощущение остро в "Поезде". И вряд ли речь идет о банальной эмиграции, как бы ни напоминала музыка звуковую дорожку к классическим американским вестернам. "Верю, приедет поезд и заберет меня отсюда!", - это прямо-таки отчаянный сигнал бедствия от тонущей в унылой бытовухе ранимой человеческой души. Тут уж сменой адресов, паспортов и мест прописки не отделаешься - срочно подайте сюда какую-нибудь параллельную райскую реальность! А девичий хор и бодрые приджазованные клавиши прозрачно намекают, что путешествие туда будет нескучным и даже приятным. А к тем, кто в прятки с судьбой играть не хочет, обращен самый настоящий гимн здорового пофигизма - "Нет Меня". Неплохой, между прочим, тренд для дальнейшего развития русскоязычного рока тут намечен: вместо того, чтобы с кем-то и чем-то бороться не на жизнь, а на смерть, просто стать человеком-невидимкой для всех, кто может испортить тебе повседневное существование и самому другим настроение стараться не портить.
Самое главное - что призывая к побегу неизвестно куда, Андрей Яхимович не забывает подчеркнуть, что бежать есть куда, что выход всегда где-то рядом. Может быть, потому даже самая ядовитая его сатира, посвященная, например, таким вечным вопросам как "Где Мои Деньги?" звучит не так уж и злобно. Мол, и так все очевидно: каждый имеет то, что заслужил, и наши деньги всегда при нас, а те, что не с нами - уже не наши.
Как видим, с годами группа ЦЕМЕНТ не утрачивает своих лучших качеств, благодаря которым ее полюбили слушатели первых магнитоальбомов. И все же она меняется. Новые ее записи, если можно так выразиться, более человечны. Грубый черный юмор типа "Авангардизма" или политические манифесты типа "Тундры" или "Надоело", похоже, остались в прошлом, хотя и не перестали быть актуальными. Просто музыка стала еще мягче, а подача - более снисходительной к людям, которых жизнь так ничему особенному и не научила. Кстати, нельзя не заметить, что, в отличие от старых альбомов, в новых нет перебора ни с шансоном, ни с пародиями на советскую эстраду - это всё присутствует, но в умеренных дозах. То есть все эксперименты со стилем с годами сделались тоньше, а на первый план вышли музыкальные традиции, общие для всех стран мира, где есть хоть что-то, похожее на рок. Словно усталый актер, покидая сцену, стащил маску и показал свое истинное лицо.
А вообще оба альбома вполне можно было бы соединить в один большой и концептуальный - они оба прекрасно дополняют друг друга. Впрочем, наверное, время пафосных концептуальных нетленок уже прошло вместе с уходом в прошлое материальных носителей. Современный слушатель ленив, мыслит не большими циклами, а одиночными треками, накачанными из сетей и перемешанными в произвольном порядке. Приходится искать общий язык с ним, подкармливая его малыми дозами и подсаживая на нечто большее.
А он обязательно подсядет! Как не подсесть, если что ни песня - то именно про него, пресловутого "маленького человека", которого угораздило родиться в таком до смешного мелочном мире!
Вы не можете начинать темы Вы не можете отвечать на сообщения Вы не можете редактировать свои сообщения Вы не можете удалять свои сообщения Вы не можете голосовать в опросах