После полугодичного тайм-аута кабаре-бэнд СЕРЕБРЯНАЯ СВАДЬБА возобновил свою творческую деятельность. В начале года Бенька сотоварищи проехались с концертами по странам Ближнего и Дальнего Зарубежья, а в конце апреля представили второй номерной альбом.
Если внимательно прослушать подряд и сравнить оба альбома СЕРЕБРЯНОЙ СВАДЬБЫ - "Сердечная Мускулатура" и "Laterna Magica", легко убедиться, что и в поэтической, и в музыкальной, и в исполнительской составляющих отличий ничуть не меньше, чем сходства. В то же время они генетически взаимосвязаны.
Часть материала, составившего альбом, знакома почитателям СЕРЕБРЯНОЙ СВАДЬБЫ по концертным выступлениям. Однако, во-первых, концерт есть концерт, а студийный альбом - это студийный альбом; во-вторых, по причинам объективного характера побывать хотя бы однажды на концерте группы имели возможность далеко не все.
Я категорически против каких-либо схем, особенно в таком жанре музыкальной журналистики как рецензия. Но для альбомов СЕРЕБРЯНОЙ СВАДЬБЫ мне хочется сделать приятное исключение и придерживаться критериев оценки, намеченных мной в рецензии на "Сердечную Мускулатуру".
1. Концептуальность
После первого поверхностного прослушивания "Laterna Magica" может показаться, что этот альбом, в отличие от своего "старшего брата", тематически и настроенчески разрознен. Но ведь абсолютно разные по содержанию и характеру композиции могут иметь единый смысловой стержень. У СЕРЕБРЯНОЙ СВАДЬБЫ он кроется как раз в названии альбома.
Laterna magica (в переводе с латыни - волшебный фонарь) - первый проекционный аппарат, распространенный в XIX веке, прародитель современного киноаппарата. Посредством laterna magica в долюмьеровскую эпоху создавалось первое кино. В вечерней темноте зажигалась свеча или керосиновая лампа, и при помощи нескольких линз, помещенных в небольшую коробочку, на стену проецировались разнообразные картинки. Кинопроекции могли сопровождаться комментариями, историями, музыкой, даже научными лекциями. Они демонстрировались на выставках, ярмарках, в театре варьете, но чаще всего - в домашнем кругу. Люди собирались посмотреть первое кино и уносились в необычайный, загадочный мир, далекий от повседневной реальности...
СЕРЕБРЯНАЯ СВАДЬБА - тот случай, когда исполняемые композиции нужно не только слышать, но и видеть. Более того, органичное единство аудио- и видеоряда - неотъемлемая часть концепции группы. Те, кто держал в руках (а не скачивал из интернета) альбом "Сердечная Мускулатура", наверное, помнят его оформление, которое важно в не меньшей степени, чем сами песни. "Laterna Magica" имеет аналогичное дополнение в виде 14 открыток с великолепными рисунками-иллюстрациями к песням, созданными художником Максимом Осиповым; на обороте каждой содержится приветствие от Беньки в виде текста песни, написанного ее рукой.
В интервью и на концертах Бенька неоднократно заявляла, что ее эстетический идеал - Франция начала XX века. В ее творчестве эта франкомания-франкофилия - в самом положительном значении этих слов - ощущается во всей полноте. Во-первых, без франкоязычных композиций не обходится ни одна концертная программа. Бенька часто обращается к оригинальным стихам Поля Верлена и Жака Превера. В альбом "Сердечная Мускулатура" входила песня "Во Мгле Новолунья" на верленовское стихотворение. В "Laterna Magica" Бенька включила композицию "L'amour - Putain" на собственный текст, выдержанный в эстетике сюрреализма - самого французского из художественных направлений начала минувшего столетия. Во-вторых, как и в предыдущем альбоме, здесь со всей навязчивостью присутствуют интонации французского шансона. В-третьих, то тут, то там упоминаются персонажи французской национальности - Шарль Бодлер, Брижитт Бардо, мадам Клико... Даже такая одиозная фигура как Дантес у нее не вызывает ненависти, - скорее, презрение и сожаление. Лирическая героиня Беньки любит курить французские папиросы и готова всё свое состояние спустить в рулетку (снова-таки французская игра). Наконец, не будем забывать, что именно Франция - родина кинематографа как вида искусства, подсказавшего Беньке название альбома.
Второе место в географии предпочтений лидера СЕРЕБРЯНОЙ СВАДЬБЫ занимает Германия. В этом году в репертуаре группы появились песни на немецком языке. Бенька создает композиции на стихи Бертольда Брехта и, будучи режиссером по профессии, использует в своих выступлениях элементы его театра. "Schreib Mir" ("Напиши Мне") - лирическая, нежная, очень чувственная песня.
Альбом открывается песней "Декаданс", задающей необходимые настроение. По жанру это - куплеты, которые могли бы украсить любой опереточный спектакль. Roll over, оффенбахи-кальманы-штраусы! На сцене - сама Светлана Бень! Забегая наперед, скажу: декаданс-декоданс действительно удался: и с заломами рук, и с закатами глаз все ОК, и загадок-порывов-припадков хватит на всех и каждого.
По сравнению с "Сердечной Мускулатурой" альбом "Laterna Magica" получился более личным, может быть, даже автобиографичным: все песни написаны от первого лица, при этом брехтовский текст, положенный Бенькой на музыку, не разрушает концептуального единства, поскольку интонируется ею как собственный. Исключение составляет бонус, о котором подробно будет сказано ниже. Некоторые песни из двух альбомов вступают в смысловую перекличку: так, в композиции "Жизненный Опыт" из "Сердечной Мускулатуры" героиня вспоминает о детстве. А в песне "Старая Падла", вошедшей в "Laterna Magica", заглядывает в будущее и представляет себя в пенсионном возрасте. К слову, Бенька сочинила её, находясь под впечатлением от брехтовского рассказа "Беспутная старуха". В первом альбоме есть песня "Разнообразно", во втором - "Я Жизнь Люблю", которую мне безумно хочется назвать "Разнообразно II". Две эти песни могли бы составить дилогию со смысловым посылом: любите жизнь во всем ее многообразии! Даже тогда, когда она вас размазывает по стене. И если вам сегодня плохо, а кому-то хорошо, завтра всё может оказаться наоборот. А "Привет - Пока" - автоцитата, обращенная к песенке "Привет, Воробушек" из прошлогоднего альбома.
Незаурядная способность Беньки к перевоплощению наиболее ярко проявилась в песнях "Пакетики Танцуют", "Я - Луна", "Пищевая Цепочка", "L'amour - Putain". В песнях "Врозь" и "Грусть До Предела" Бенька-поэт проявила себя как мастер отрицательной имитации или, проще говоря, стеба. Иначе воспринимается "Черная Речка", написанная накануне 225-летия со дня гибели Пушкина, весьма нехарактерная для СЕРЕБРЯНОЙ СВАДЬБЫ, а потому вынесенная в бонус или postscriptum. Песня берет за душу раскаленными щипцами, а глаза так и просятся на мокрое место. Если бы Александр Сергеевич услышал Бенькино предостережение, - кто знает, быть может, судьба великого русского поэта сложилась бы иначе...
Наличие иронии отнюдь не исключает глубокого философского смысла: так, в песне "Шалашик" дается пространный ответ на извечный вопрос, возможен ли рай с милым вдалеке от цивилизации.
Некоторые тексты Беньки отсылают к узнаваемым первоисточникам. Название "L'amour - Putain", которое можно перевести как "Любовь-Шлюха", "Любовь-Стерва" или "Любовь-Сука", напомнило мне песню (и одноименный альбом) МИХЕЯ И ДЖУМАНДЖИ "Сука-Любовь". А песенка "Я Так Не Люблю Тебя" вызывает устойчивые ассоциации с композицией ленинградской группы АВИА "Я Не Люблю Тебя".
2. Экспериментальность
В "Laterna Magica" экспериментальность проявилась на уровне аранжировочных и звуковых решений, состава, расширенного за счет сессионных инструменталистов и вокалистов, визуального оформления. Аранжировки отличаются высоким профессионализмом и вместе с тем напрочь лишены нарочитой приглаженности. В некоторых композициях звук обрабатывался при помощи ленточного дилэя - аппарата 70-х годов. Инструментарий по-своему уникален. Редко у какой группы можно услышать такой экзотический инструмент как терменвокс. Благодаря приглашенным музыкантам, СЕРЕБРЯНАЯ СВАДЬБА звучит как хор с эстрадно-симфоническим оркестром, где каждый голос, каждый инструмент на своем месте, - ничего ни убавить, ни прибавить, ни изменить без ущерба для саунда. А чего стоят открытки с иллюстрациями к песням и приветствиями от Беньки! До СЕРЕБРЯНОЙ СВАДЬБЫ до такого никто не додумался!
3. Полистилистичность
Сама Бенька определяет стилистику СЕРЕБРЯНОЙ СВАДЬБЫ как "кабаре". Это абстрактное понятие может подразумевать все что угодно. В "Laterna Magica" мирно сосуществуют и взаимодействуют жанрово-стилевые элементы шансона, городского романса, классического джаза, советской эстрады 30-х - 60-х годов, рока... Особо хотелось бы выделить два чудесных вальса - ироничный "Старая Падла" (вдохновленный, по-видимому, отчасти Александром Вертинским, отчасти Эдит Пиаф) и сентиментально-трогательный "Шалашик". Поэтическую составляющую "Сердечной Мускулатуры" я общо характеризовал как концептуализм, разбавленный всевозможными "измами". Что касается "Laterna Magica" - здесь не только черт ногу сломит, но и самый продвинутый литературовед рискует свернуть себе шею: Бенька предпочитает не сковывать себя какими-то определенными жанрово-стилевыми рамками и, когда сочиняет свои тексты-стихи-песни, совсем не задумывается о том, какой ярлык к ним присобачат критики. И правильно делает. Представленный альбом - лишнее тому доказательство.
На развороте диджипака читаем: "Посвящается Тане Беликович - человеку невероятной силы духа и жизнелюбия". Что ж, можно искренне порадоваться за адресата посвящения и сказать огромное спасибо: не будь Тани - быть может, не услышали бы мы этих замечательных песен.
Вы не можете начинать темы Вы не можете отвечать на сообщения Вы не можете редактировать свои сообщения Вы не можете удалять свои сообщения Вы не можете голосовать в опросах