Зарегистрирован: 25.07.2004 Сообщения: 1917 Откуда: Санкт-Петербург
23 Ноя 2011, 13:53 - Как это делается (фестиваль "InProg-2011" в Петерб
Прогрессив, зародившись (наряду с другими рок-стилями) и обретя признание в Англии на рубеже 60-х-70-х, к нам попал традиционно десятилетием позже - разумеется, на пластинках. Тогда его, правда, называли не прогрессивом, а не вполне корректно арт-роком или же симфо-роком. Первое название, думаю, основывалось более на волшебном дизайне "фирменных" конвертов, чем на музыке, зато второе подразумевало, что играется музыка сложная, умная и слегка занудная, почти как в филармонии. И, хотя на пластиночных толкучках тех лет названия вроде YES, KING CRIMSON, ELP, GENESIS и GENTLE GIANT знал каждый уважающий себя меломан, не сказать, что все перечисленные (и тем более не перечисленные) группы были так уж массово любимы и популярны. И тем более не рвались играть прогрессив тогдашние отечественные рок-группы. Есть подозрение, что для того, чтоб любить и тем паче играть прогрессив-рок, требовалось какое-никакое музыкальное образование - как практическое, так и теоретическое. И если, поковыряв биографию каждого второго английского и каждого третьего американского рок-музыканта, обнаружишь пусть не консерваторию, то хотя бы долгий опыт пения или музицирования в местной церкви или в локальном любительском оркестре, у нас это было и во многом остается сравнительной редкостью. Парадокс: ведь кажется, что на скрипке, аккордеоне или фортепьяно обучались играть чуть ли не все советские дети, да и уроки музыки входили в число обязательных школьных предметов. Но в том-то всё и дело, что в школе и в кружках при ЖЭКах и ДК музыкальное образование было поставлено так, что интерес к классической музыке там отбивался не менее основательно, чем интерес к классической литературе - на уроках этой самой литературы. И предпосылки к массовой музыкальной грамотности оборачивались либо пожизненной нелюбовью к "серьезной" музыке, либо желанием играть что-то полностью другое. Рок-н-ролл, панк, новая волна, металл - да, симфо-рок - да вы что? Ну, а старательным мальчикам и девочкам, упиханным заботливыми родителями в консерваторию или хотя бы музучилище, было уже не до рока. Да и не учили там и тогда ничему подобному. Джазовое отделение, в лучшем/худшем случае эстрадное. Электрогитара? Бас? Роланды-Корги-Муги-Хаммонды? Извините, а это что такое?
Я, конечно, могу потыкать пальцем в достаточно известных наших рокеров, имеющих профессиональное музыкальное образование, но их все-таки не слишком много, да и рокерами они стали скорее вопреки, чем благодаря тому, чему учились. А прогрессив-роковых групп в самый бурный период формирования отечественной рок-сцены, то есть в 80-е, и вовсе образовывались считанные единицы. Дальше, правда, дела пошли получше, и сейчас народ куда более охотно впускает в голову мысль, что прежде чем начинать играть какую-то музыку, пусть даже и рок, стоит сначала где-то как-то научиться это делать, что в составе рок-группы классические инструменты могут присутствовать вовсе не ради экзотики, да и сами эти составы могут быть весьма нестандартными. Но прогрессив всё равно у нас не особо "идет". И, опять же: чтоб любить и играть прогрессив, надо любить и знать классическую музыку. Это не обязанность, но, в общем-то, база. А с этим по-прежнему некоторые проблемы. Много ли вы видели молодежи на концертах в любой филармонии? Не детей, которых за ручку привели туда родители, и не школьные классы, а добровольно пришедших послушать Бетховена или Генделя ребят лет этак 18-ти? Вот то-то и оно. И даже со знанием классики собственно прогрессива - всех вышеперечисленных как минимум - дела обстоят достаточно кисло.
Это я всё к тому, что устраивать в России фестивали прогрессив-рока - чистой воды безумие. Или подвижничество, если с другой стороны поглядеть. Потому что, хотя, несомненно, любители этого стиля у нас существуют, есть и группы, прогрессив играющие - более того, компетентные источники подсказывают, что в 90-х прог-рок вновь зацвел на Западе пышным цветом, да и сейчас пользуется довольно устойчивым спросом, ещё и оброс ответвлениями типа нео-прога, прог-фолка и т. д. и т. п., а значит, и до нас эти веяния и тенденции доходят, тем более что граница уже не на замке и Интернет способствует - но вот привычная неприязнь среднестатистического россиянина к классической и вообще умной, хитро заверченной музыке вряд ли куда-то делась. И если уж этот среднестатистический желает оторвать жопу от стула и сходить на фестиваль, ему надобно, чтоб там пиво рекой, дым коромыслом, бац-бац и гряк-гряк, "Я не вижу ваши руки!" и прочие простые радости плоти. А не среднестатистическому, который знает и любит прогрессив, фестиваль обычно нафиг не сдался, он будет дома пластинки слушать. Причем не факт, что CD - может, и винил на хай-эндовой аппаратуре. И зачем ему свою высокую медитацию прерывать и в какой-то там клуб тащиться?
Тем не менее, московский журнал "InRock", который, отчасти вопреки своему названию, упор изначально и до сих пор старается делать именно на прогрессив со всеми его отпочкованиями, фестиваль прог-рока (под как раз вполне логичным названием "InProg") проводит уже десять лет. История этого фестиваля конспективно излагалась посредством видеопроектора перед началом "ИнПрога-2011", более подробно ее можно изучить на сайте журнала - и прийти к выводу, что намерения организаторов всегда были прекрасны, а помыслы чисты, но вот реализация всего этого насчитывает обломов не меньше, чем достижений. Что, в общем-то, нормально для всех, кто идет не в ногу. Хорошо, иногда находились меценаты/спонсоры, позволяющие осуществлять то, что хочется, и даже нечто большее. Вот, скажем, в этом году при поддержке Фонда Алексея Козлова "ArtBeat" фестиваль в честь своего десятилетия прошел последовательно в трех городах: 11.11.2011 (красивая дата, чтоб сыграть в этот день свадьбу, люди во всем мире за год в очередь записывались) - ясное дело, в Москве, 12.11 - в Ярославле, где любителей прогрессива на удивление много, и, наконец, 13.11 - в Питере, в клубе "Jagger". Туда-то я и ходила.
Тут надобно еще сказать, что я сама, в юности несколько лет проболтавшись на помянутых пластиночных толкучках, сохранив к тех самых пор нежнейшую любовь к YES и большое уважение к остальным коллективам из того же списка (и некоторым другим), современную прогрессив-сцену почти не знаю. И западную, и отечественную. Так уж вышло. Кроме того, я как раз из числа тех советских детей, которых обучали игре на фортепьяно и ежемесячно водили за ручку в филармонию. По итогу слух у меня есть, играть я ни на чем не умею, классическую музыку разумею в самых общих чертах, хотя отвращения к ней не испытываю, зато произведения для фортепьяно переношу с большим трудом, но при этом клавиши в составе рок-группы очень люблю. А еще из детства и до сих пор во мне сохранилось любопытство к тому, как музыка делается. Мне далеко не всегда интересны слова в рок-произведениях, но вот следить за сплетениями партий различных инструментов, за развитием темы, за игрой музыкантов обычно очень интересно (если это хорошие музыканты, разумеется). Я не скучала в филармонии, приходя туда школьницей, и мне там недоставало лишь одного: возможности как-то подвигаться, отреагировать телом на музыку (я имею в виду не танец, а любую другую реакцию, кроме чинных аплодисментов в финале), а главное - подойти поближе к исполнителям и рассмотреть, как они работают. И хотя я тоже считаю, что прогрессив удобнее воспринимать с пластинки, всё же концерт или фестиваль такой музыки дают прекрасный шанс именно что увидеть вблизи, как это делается. Тем паче что взаимодействие музыкантов в рок-группе куда более наглядно и зримо, чем в оркестре. Рокеры ведь играют-то своё, не чужое, поэтому и сотворчество там может быть спонтанным и проявляться самым неожиданным образом. Вот с такой примерно мотивацией я на "InProg" и шла. Не считая, конечно, симпатии к организаторам.
Подробного разбора выступления каждой из четырех групп от меня не ждите. Я ж говорю - не специалист и не знаток, и в основном мои впечатления похожи на впечатления ребенка, разобравшего с попущения взрослых какой-то агрегат: ух ты, как оно всё сложно вращается и красиво сверкает! Ух ты, как здорово оно всё друг к дружке пригнано и привинчено, как складно работает, не ломается - шестеренки, рычажки, колена и всякие другие непонятные детали! А если учесть, что три из четырех групп были довольно-таки густонаселенными, а все сеты сопровождались ассоциативными видеоиллюстрациями (от Александра Наймушина), то уловить какие-то тонкие и, возможно, важные нюансы мне так не удалось в связи с некоторым информационным перегрузом - я имею в виду информацию не как набор фактов и имен, а как комплекс ощущений.
При этом понятно, что все группы были разными и играли разное. Вот, например, питерцы ROZ VITALIS, открывавшие фестиваль (в Москве, кстати говоря, фест открывала московская группа, в Ярославле - ярославская, а три остальных проехались по всем трем городам): группа с десятилетней историей, большей частью студийной, двумя клавишниками, двумя гитаристами и еще кучкой музыкантов, сложносочиненными композициями, текстами на русском и английском, которые мне показались абсолютно необязательной частью происходящего, и ремарками вроде "А это осенняя вещь, посвящается цветку безвременнику и всему, что с ним связано". Прохладная (недоброжелатель, возможно, буркнул бы "отмороженная"), статичная, меланхоличная - со стороны наверняка очень типично питерская, хотя я бы так не сказала. А для человека, привыкшего ходить исключительно на тру-рок-концерты, видимо, открытием стало бы, что человек, поставленный в центре сцены и излагающий слова (вокалистом в данном случае его назвать трудно), может быть вовсе не лидером/создателем группы. Для прогрессива же это рядовой случай, хотя и не принципиальный. Тем более что в следующей команде, московской UPHILL WORK, поющий клавишник Лев Ганкин в центре - как раз таки лидер и движущая сила. А по совместительству - радиожурналист, который ведет несколько программ на "Радио Культура" (или лучше сказать "вел"? Ведь дела у радиостанции нынче весьма неважнецкие). Скорее всего, именно этой его специальностью объясняется живой и бодрый конферанс между композициями, лишенный, к счастью, малейших следов пошлости и затейничества. UPHILL WORK вообще не слишком-то образцовая прог-рок-группа - скорее, в ней проглядывает что-то битловское, хотя THE BEATLES там ночевали поздние, а не ранние. Ну, и соответственно, всякой кэрролловщины немало, что возвращает нас и к прогу тоже, хотя прогрессив - вовсе не исключительно английский стиль. Зато вот стильность (простите некий спонтанный каламбур, музыкой навеяло) UPHILL WORK, да и все эти абсурдноватые персонажи их песен - типично английские, не спутать. Ну и, конечно, как не вспомнить GENESIS или даже JETHRO TULL с бессмертным (даром что малоизвестным) произведением про зайца, который потерял очки... В общем, UPHILL WORK - группа ни на полпальца не занудная (да и вообще они "не любят зануд и перфекционистов"); хороший проводник в прогрессив для пугливых скептиков, даже при условии, что, повторю, не совсем-то и прог-роковый это бэнд, по большому счету.
KOSTAREV GROUP, на мой дилетантский взгляд, тоже к образцовому прогрессиву не относятся. Конечно, прогрессив даже в самых хрестоматийных своих проявлениях допускает прогулки по стилям, в том числе и как здесь - от барокко-рока к почти академическому авангарду с заездами чуть ли не в хард, - но в целом он мне представляется несколько более ровным и чуть менее сумасшедшим. Могу, естественно, ошибаться. Сколь мне известно, состав группы текуч и переменчив; в нынешней своей инкарнации - с преобладанием женщин (флейтистка Татьяна Речная, скрипачка Александра Демьянова и неизменная клавишница Екатерина Морозова - плюс барабанщик Филипп Соха и сам Костарев), а инструментарий должен, наверно, определенным образом влиять на репертуар. Что они обычно играют - понятия не имею; в этот раз начали с нескольких небольших пьес, а затем разразились "Concerto Grosso" в пяти частях, где части звучали далеко не всегда так, как им положено по классической схеме. Ну, или мне так показалось. Весь визуальный ряд тоже взяли на себя девушки: готически раскрашенная Шурра и Татьяна в образе белой клоунессы-горничной (ближе к финалу она от этого образа избавилась, яростно орудуя ножницами). Это если не считать Александра Костарева, который сам по себе производит сильное впечатление, никак не гримируясь и даже не вставая с места. Надеюсь, никого не обижу, если скажу, что "старец с электрогитарой" - порою просто трюк вроде циркового, не несущий никакой внятной музыкальной нагрузки. К Костареву это не имеет никакого отношения, потому что его игра на гитаре хоть и экономна, даже местами интонационно скуповата, но исключительно мощна и высокопрофессиональна. Дай бог каждому (Запад не исключаю), тем более в соответствующем возрасте.
При этом в какой-то момент зритель неподалеку от меня отчетливо сказал: "Прекрасно играют, но нет идеи никакой". И я с ним согласна, потому что, действительно, никакой отчетливой идеи в данной программе KOSTAREV GROUP мне уловить не удалось. Другое дело, что в этой фразе звучал вроде как упрек, а я вовсе не считаю, что эта самая идея непременно должна быть - и в текстах, и тем более в музыке (KOSTAREV GROUP играли чистый инструментал, если непонятно). В принципе, процесс музицирования, извлечение и переплетение звуков - сам по себе идея, разве нет?
Есть еще один аспект, который тут, коли я уж взялась рассуждать о музыках в общем виде, хочется отметить. Многие наши артисты, особенно играющие какую-то более или менее сложную музыку, настойчиво и неизменно подают её слушателю под соусом "большого искусства". Мы тут, типа, не фигней занимаемся, а Творим, извольте относиться к нам с почтением и благоговейно внимать. А вот западные артисты, даже играющие какую-то более или менее сложную музыку, часто откровенно радуются и кайфуют на сцене, и очень отчетливо хотят, чтобы публика радовалась вместе с ними. Возможно, эта разница проистекает всё из того же: у нас Искусство - это непременно что-то смертельно серьезное, на что и реагировать надо подобающим образом, а если несерьезное - это уже и не искусство никакое, а так, дрыгоножество-рукомашество, попса голимая. В то время как, например, LED ZEPPELIN спокойно называли себя поп-группой, а Плант до сих пор утверждает, что "быть музыкантом - значит развлекать публику, облегчать людям их порой тяжелую жизнь". Встречаются, конечно, и в западном роке зануды и снобы, не без того, но в общей массе им как-то не зазорно развлекаться на сцене самим и радовать своим творчеством народ. Надо думать, именно поэтому самой живой и теплой группой на "ИнПроге" оказались все-таки иностранцы - англичане THE TANGENT. Нет, Ганкина из UPHILL WORK я не забыла, но он отдувался практически один за всех, а в THE TANGENT ощущалась именно что коллективное удовольствие от того, что, вот, они все вместе собрались (да еще в таком экзотическом для них месте как русский музыкальный клуб!) и опять музыку играют. И еще: наши демонстрировали плоды трудов, конечный, тщательно отрепетированный результат - англичане же создавали явственную иллюзию того, что всё с колес, всё сочинено только что, прямо здесь и сейчас. Умом я понимаю, что это вовсе не так, импровизаций наверняка было немного, да и некоторые песни - например, о том, как Энди Тиллисон заблудился в Париже - точно старые и многажды игранные, но ощущение было именно такое. Тиллисон, кстати, тоже поющий клавишник и при этом лидер группы, но стоял сбоку, что не мешало ему, впрочем, генерировать основную волну. Однако молодые гитарист и басист - эльфоподобный Люк Мэчин и смуглый крепкий Дэн Мэш - эту волну теплоты и радости охотно поддерживали и развивали.
Что до музыки, то даже не зная, что Тиллисон с детства крепко ушиблен классическими альбомами YES, это можно было безошибочно вычислить по строению композиций, в целом достаточно спокойных, но внезапно и несколько взвинченно взрезаемых яркими и точными гитарными соло (Мэчин мне вообще напомнил молодого Хау, хотя манера звукоизвлечения все-таки другая), и еще по разным мелким деталям. Но вокал и клавишный тембр иные, да и в целом подражанием YES или кому-то ещё из грандов это не назвать ни в коем случае. Просто хорошая проговая группа - не слишком, как мне показалось, оригинальная и далеко не самая известная, но очень удачно ответившая моему личному желанию в подробностях рассмотреть, как эта музыка делается вживую. За что им исключительное спасибо. Ну, и тем, кто их привез и вообще всё это устроил, конечно, тоже.
Вы не можете начинать темы Вы не можете отвечать на сообщения Вы не можете редактировать свои сообщения Вы не можете удалять свои сообщения Вы не можете голосовать в опросах