|
|
|
|
:
:
:
:
:
:
:
Предыдущая тема :: Следующая тема |
Автор |
Сообщение |
Юлия Боровинская Автор

Зарегистрирован: 08.12.2008 Сообщения: 596
|
08 Дек 2008, 11:38 - АКВАРИУМ - "Лошадь Белая" |
|
|
(с) Б. Гребенщиков
(p) Мистерия Звука, 2008
"Лошадь Белая" - это, конечно же, отнюдь не "Конь блед", на что бы там ни намекала инверсия. Конечно, эсхатологические мотивы довольно плотно вплетены в ткань альбома, но эсхатология эта отнюдь не глобальная, а личная: не конец света волнует лирического героя, а собственный конец, причём, увы, не в сексуальном уже смысле. Да и классическая марка виски “White Horse” тут, похоже, всплывает весьма дальней ассоциацией, хотя алкоголь автор заявления "Мама, я не могу больше пить!" поминает по-прежнему часто и с удовольствием. Если о чём лично меня и заставляет вспомнить эта лошадка, так это об эпизоде из мультфильма "Ёжик в тумане": нечто большое, смутно различимое, прекрасное и пугающее одновременно. Что именно? Смерть. Та самая тема, за которую неизменно хватается rock'n'roll, как только sex и drugs отходят на задний план. Та самая смерть, с которой Гребенщиков здоровался в своих песнях неоднократно, но, кажется, впервые посвятил ей целый альбом.
Первая, заглавная песня - "Лошадь Белая" успокаивает и расслабляет (ещё бы "баюшки-баю" куда-нибудь вставить - и готовая колыбельная!): уход совсем не страшен, жалеть не о чем, покой и воля, воля и покой… На шестом треке автор ещё вернётся, сделав круг, к этой теме, ещё покажет, насколько иллюзорно это спокойствие, но пока всё хорошо, птички поют, сладостью разливается мелодия…
Но проснуться придётся - резко и сразу. Смерть-то ещё не состоялась, а мир - источник страданий; и лишь яростная эмоциональность следующей песни "Дуй" делает эту мысль не банальной, но классической. Впрочем, классики здесь более чем достаточно: и сама музыка, и вполне шекспировское "Дуй, ветер!", и даже собственное двадцатилетней давности "Но ветер придёт, и нас уже не жаль". А жалеть, кажется, и впрямь нечего: жажды не утолить, врата в рай закрыты, а землю унаследуют молодые, не утратившие ещё вкус к крови. "И мы ждём, ждём, ждём…" - и понятно, чего именно.
"Ещё Один Раз" - пожалуй, сильнейшая песня альбома, редкая вещь, которую хочется цитировать и слушать вновь, боясь, что что-то упустил. Страх - и прощание со страхом, тоска - и прощание с тоской, обречённость… и прощание с обречённостью. Не знаю, возможно, только меня, буддистку, так до крови продирает вот это "есть повод придти сюда ещё один раз", не знаю…
Зато истовое христианское самоуничижение "Господу Видней" мне решительно не близко. Не близко настолько, что вызывает вполне искреннее недоумение: к чему бы оно здесь?! Просто как вариант: можно воспринимать всё это и так? "Не верь ни единому сказанному мной слову" - а я и не верю, пусть и не Станиславский, не верю, как ни убеждает меня полный страдания голос…
Впрочем, к христианству АКВАРИУМ припадает ненадолго. "Анютины Глазки" - возвращение на привычную стезю реинкарнаций, очередная колыбельная с дудочкой в стиле "харе, Кришна". И упрекнуть бы её в излишней сладости, да язык не поворачивается: ведь это песня для тех, кто остался после того, как смерть уже состоялась, попытка бесплотной рукой утереть слёзы, добрая, но безнадёжная, такая безнадёжная…
"Сокол" - короткая, но невероятно ёмкая вещь, то самое возвращение к теме покоя и воли, освобождения и шанса на лучший удел, который даёт смерть. И всё бы хорошо, всё бы прекрасно, но "внизу оконце с мутными стёклами, в которые бьются милые мои…" Шёл-шёл по восьмеричному пути - да не дошёл, от всего отказался - от любви не смог, так что нет дороги к солнцу, только и остаётся - "сгореть и вернуться"…
Да и нужно ли отказываться от привязанностей? Стоит ли оно того? У меня нет ответа, как нет его, похоже, и у БГ. Но вот что нужно и можно, так это сохранить вкус той, за-смертной свободы на губах, чувствовать его - пусть не всегда, пусть ненадолго, всего лишь "девяносто дней и девяносто ночей" или даже "сорок раз по девяносто дней и девяносто ночей". "Аригато" - лёгкий и радостный эпилог: всё не зря, всё не напрасно, не обязательно возвращаться усталой белкой в колесо сансары, можно и так - весенним ветром…
Я не случайно назвала "Аригато" эпилогом, потому что на седьмом треке для меня "Лошадь Белая" - сильный и цельный альбом - заканчивается. Что дальше? Затянувшиеся бонусы? Желание зафиксировать в студии всё, что скопилось по закромам? Попытки "добить" объём до канонических 50 минут? Чего ради? И кто сказал, что прекрасно выстроенная композиция из семи песен не имеет права называться альбомом?
Впрочем, автор, разумеется, вправе всё решать по-своему, тем же, кто недоволен, уже в следующем треке "Акуна-Матата" недвусмысленно указывается, где бог, а где порог. Приём не слишком изящный, но справедливый: не нравится - не ешь, "ты не ветер, а я - не флюгер". Что ж, наверное, напомнить об этом никогда не бывает лишним…
"Слово Паисия Пчельника" хочется переименовать в романс "Прощай, Потенция". Давно уже замечено, что когда мужчина не может сделать из женщины утилитарный предмет (нечто вроде зубной щётки), он норовит сделать из неё предмет культа. Так что всё, дамы и девицы, брысь править миром, а то отдельных старцев ваши сердечные терзания раздражают! А вот для вас и образец - дошагавшая из сердцевины советских времён "Девушка С Веслом" - целеустремлённая, непоколебимая и, в то же время, настолько монументально-бесполая, что в пару ей разве что столь же гипсовый Пионер с трубой подойдёт…
Без видимой связи с предыдущими треками, зато продолжая традицию предыдущего альбома, не обошёлся АКВАРИУМ и без застольной песни. А в добром застолье, в общем-то, и неважно, какой проблеме посвящена песня: то ли "Виновата Ли Я?", то ли "Что Нам Делать С Пьяным Матросом?" - лишь бы пелось дружно.
Очередная порция птичек в завершающей альбом "Неизъяснимо" показалась мне откровенно лишней. Вообще, эта песня - из числа тех, где с первых аккордов возникает устойчивое ощущение, что ты всё это уже неоднократно слышал, причём в том же самом исполнении. Но - что поделаешь? Ежели автору в сто двадцатый раз захотелось поведать миру о том, как нехило быть духовным, его право, и кто я такая, чтобы ему сие запрещать?! |
|
|
|
 |
zangezi Почти мембер

Зарегистрирован: 03.04.2008 Сообщения: 77 Откуда: Спб
|
08 Дек 2008, 17:55 - |
|
|
не думаю, что БГ добивал альбом до канонических 50 минут. К тому же невошедших песен осталось ещё много. Дело не в колличестве (в прошлом альбоме вообще было 19 и цельности тоже никак не добавляло). А в замысле. У каждого своё понимание на каком треке альбом кончился и пошли бонусы. |
|
|
|
 |
kizune Новичок

Зарегистрирован: 12.09.2006 Сообщения: 7
|
09 Дек 2008, 10:40 - |
|
|
zangezi |
У каждого своё понимание на каком треке альбом кончился и пошли бонусы. |
О том, что это лично мой взгляд на альбом, в тексте сказано неоднократно. Было бы намного интереснее, если ли бы Вы поделились своим взглядом на логику построения альбома вместо того, чтобы констатировать очевидные вещи. |
|
|
|
 |
Hankich Почти мембер

Зарегистрирован: 05.05.2008 Сообщения: 69
|
09 Дек 2008, 16:40 - |
|
|
Так я не понял, по вашему мнению, альбом в итоге хороший? |
|
|
|
 |
Старый Пионэр Site Admin
Зарегистрирован: 24.10.2003 Сообщения: 2869 Откуда: Арзамас-75
|
09 Дек 2008, 17:39 - |
|
|
zangezi |
У каждого своё понимание на каком треке альбом кончился и пошли бонусы. |
Нет. Понимание этого только одно: авторское.
Я вот считаю, что книга "Преступление и наказание" состоит из глав с третьей по восьмую. Все остальное читать не надо, т.к. является бонусной информацией, не обязательной для прочтения. |
|
|
|
 |
Юлия Боровинская Автор

Зарегистрирован: 08.12.2008 Сообщения: 596
|
09 Дек 2008, 21:28 - |
|
|
Hankich |
Так я не понял, по вашему мнению, альбом в итоге хороший? |
Альбом - хороший. Тот самый, кончающийся "Аригато" :) |
|
|
|
 |
Юлия Боровинская Автор

Зарегистрирован: 08.12.2008 Сообщения: 596
|
09 Дек 2008, 21:31 - |
|
|
Старый Пионэр |
zangezi |
У каждого своё понимание на каком треке альбом кончился и пошли бонусы. |
Нет. Понимание этого только одно: авторское. |
А остальные прав понимать по-своему лишены? Критиков - на мыло, а рецензии пусть сами авторы пишут - кому знать, как не им?! :) |
|
|
|
 |
Старый Пионэр Site Admin
Зарегистрирован: 24.10.2003 Сообщения: 2869 Откуда: Арзамас-75
|
09 Дек 2008, 23:37 - |
|
|
Юлия Боровинская |
Старый Пионэр |
zangezi |
У каждого своё понимание на каком треке альбом кончился и пошли бонусы. |
Нет. Понимание этого только одно: авторское. |
А остальные прав понимать по-своему лишены? Критиков - на мыло, а рецензии пусть сами авторы пишут - кому знать, как не им?! :) |
Все права защищены. Я не о правах слушателей (критиков), а о том, что альбом - это, как правило, единое авторское произведение, тщательным образом компонуемое, оформляемое и т.п. Лично для себя каждый волен ограничивать рамки прослушиваемого чем угодно, но граница между альбомом и бонусами четко определяется только одним: замыслом автора. Я так думаю. |
|
|
|
 |
zangezi Почти мембер

Зарегистрирован: 03.04.2008 Сообщения: 77 Откуда: Спб
|
10 Дек 2008, 00:15 - |
|
|
|
Было бы намного интереснее, если ли бы Вы поделились своим взглядом на логику построения альбома вместо того, чтобы констатировать очевидные вещи. |
Вы уверены, что есть какая-то логика? Я просто воспринимаю альбом, как единое целое, да и БГ не советовал использовать логику :
|
"Если внимательно прислушаться к песням, становится ясно, в какую картину они складываются. Логика в таких процессах - верный путь к катастрофе." |
|
|
|
|
 |
Макс Гость
|
12 Дек 2008, 11:05 - |
|
|
Для меня бонусное пространство началось и вовсе после четверого трэка)) Но альбом действительно цельный и такой, как бы сказать - аквариумовский до ломоты в зубах. Обо всём, ни о чём: музыкальное полотно, где слова имеют, в принципе, не больше веса, чем случайный аккорд. Поиски логики, имхо, тут лишнее. |
|
|
|
 |
Majtri Новичок

Зарегистрирован: 13.12.2008 Сообщения: 1
|
13 Дек 2008, 19:17 - Бобу видней!!!! |
|
|
В принципе, сам знаю - критика дело благородное и зажигающее, и вначале прочтения был даже весьма вдохновден, также вдохновлен и "вероисповеданием" автора, но(о Господи!) коль Вы таки "буддистка", зачем разделять Господа на придуманные льдьми ветви и называть Борин трэк "христианским" и отступническим, так сказать, от буддизма!!! Далее статья повергла меня в состояние такое, что даже, пересилив Лень свою, зарегилса на сайте, и пишу этот отзыв! Дабы не утомлять своим неуемным красноречием, хочется просто сказать: "БОРЕ ВИДНЕЙ!!!" а если искать и разбирать по нотам и звукам душевный (и так часто в этом случае!) духовный порыв возлюбленного мной автора, то ничего толкового ни для себя, ни для людей, не вынесешь! так что ж "ты печально стоишь на своих каблуках", о автор? Кстати, женское начало в буддизме никак не сравнить с "зубной щеткой"! Так что акунамотата и Бобу видней, а для автора для начала ссылочку: Парамаханса Йогонанда "Автобиография йога" |
|
|
|
 |
ilya_bg Новичок

Зарегистрирован: 16.12.2008 Сообщения: 1
|
16 Дек 2008, 18:05 - |
|
|
Однако жестко вы про вторую часть альбома. Вот я вижу в ней как раз логичный спуск с небес на землю, после обсуждения тем духовных очень практичный взгляд на решение актуальных мирских проблем ) "Концепция бабьей доли" и вправду уже стала смешной. В общем, как и концепция непререкаемого мужского "главенства". Не думаю, что БГ рекомендует мужчинам отказаться от мужских качеств. Тут он скорее поет хвалебную песню всепроникающей женской мудрости )
|
Давно уже замечено, что когда мужчина не может сделать из женщины утилитарный предмет (нечто вроде зубной щётки), он норовит сделать из неё предмет культа. |
Есть такие журналистские фразы, которые не рекомендуется использовать в статьях, типа "Давно известно, что...". Слишком явно они показывают субъективность опыта ))
А что птички раздражают - ну так не раздражайтесь зазря. Можно, например, простирания поделать )))
Кстати! В "Радио Африке" звон колокола тоже есть в начале и в конце ))[/quote] |
|
|
|
 |
Vassily K. Почти мембер

Зарегистрирован: 28.01.2006 Сообщения: 32
|
18 Дек 2008, 12:02 - |
|
|
Юлия поделилась с нами своими впечатлениями от нескольких текстов БГ. Спасибо, Юлия. |
|
|
|
 |
bulavsky Новичок

Зарегистрирован: 13.03.2008 Сообщения: 3
|
18 Дек 2008, 19:51 - Аквариум - "Лошадь Белая" |
|
|
Мне альбом понравился... слабее Бродяги но интересней Зума.. слушается ХОРОШО !!! Вообщем Борисыч ещё могёёт !! Хе-хе.. |
|
|
|
 |
Румянцев Дмитрий Почти мембер

Зарегистрирован: 11.07.2007 Сообщения: 85 Откуда: Санкт-Петербург
|
23 Дек 2008, 11:03 - |
|
|
|
"Сокол" - короткая, но невероятно ёмкая вещь, то самое возвращение к теме покоя и воли, освобождения и шанса на лучший удел, который даёт смерть. И всё бы хорошо, всё бы прекрасно, но "внизу оконце с мутными стёклами, в которые бьются милые мои…" Шёл-шёл по восьмеричному пути - да не дошёл, от всего отказался - от любви не смог, так что нет дороги к солнцу, только и остаётся - "сгореть и вернуться"… |
Сокол песня Бодхисаттвы, если уж на то пошло. Он не может уйти в Нирвану до тех пор пока не выведет туда всех живых. Пока есть те кто бьётся в мутные стёкла. Именно поэтому "есть повод вернуться" . Любовь это не привязанность. Это свобода
А вообще не верно с моей точки зрения притягивать БГ к какой-то одной религии. Он давно над Религией. Поэтому свободно пользуется и буддисткими и даоскими и христианскими аллюзиями. Так что всё логично  |
|
|
|
 |
|
|
Вы не можете начинать темы Вы не можете отвечать на сообщения Вы не можете редактировать свои сообщения Вы не можете удалять свои сообщения Вы не можете голосовать в опросах
|
|
|
|
|
|
|